Программисты выбирают Украину?

На днях общалась со знакомым рекрутером, который рассказал: отечественные айтишники, поработав за рубежом, постепенно возвращаются в Украину. И даже объяснил почему: соотношение зарплат и расходов на «нормальную жизнь» в Украине для специалистов из IT-сферы гораздо приятнее.

Погуглив тему, можно убедиться, что такая тенденция действительно имеется. За всех айтишников, конечно, ручаться не будем, но подтверждающих историй на просторах Сети более чем достаточно.

Например, CEO Augmented Pixels Виталий Гончарук поясняет: частое нежелание специалистов переезжать из Украины в США и Западную Европу связано с тем, что в той же Америке, в отличие от нашей страны, программисты не входят в топ наиболее оплачиваемых специалистов.

В связи с этим, даже учитывая, что зарплата в Европе и США в абсолютных суммах выше, переезжать туда означает добровольно идти на понижение социального статуса с «высокого» на «ниже среднего» и менять образ жизни с «купил квартиру за два-три года» на «отрабатываю кредит на дом в течение 20 лет».

История разработчика Дмитрия (правда, не украинца, а белоруса, но сути это не меняет) также з подтверждает тот факт, что жизнь в Европе подходит далеко не всем. В свое время Дмитрий с радостью уехал работать в Германию, но спустя всего год принял решение покинуть Берлин. По его собственному признанию, это далось ему непросто, ведь на переезд было потрачено немало сил, нервов, ресурсов и времени. Но в конце концов все же пришлось признаться самому себе, что ему в Германии некомфортно и он просто тратит свое время зря.

Дмитрий подробно перечислил, что именно не устроило его в Берлине настолько, что он решился на переезд домой. Скажем сразу – в этом перечне нет ничего такого, что мы бы не знали: огромные налоги, завышенные цены на все – от продуктов и интернета до аренды жилья, сложное решение бытовых вопросов, грязь и бомжи на улицах.

Откуда грязь и бомжи?

Как правило, нашего человека больше всего удивляют «грязь и бомжи». Мы как-то привыкли, что грязь на улицах является вечным спутником нашей страны, но в Европе все по-другому! Новые технологии и инновации, минимум бюрократии в решении бытовых вопросов, верховенство закона и права, чистота на улицах, и, разумеется, «европейские пенсии», которые наличие бомжей как бы автоматически исключают. Как же так?

Наверняка каждый слышал известную фразу о том, что туризм и эмиграция – это большая разница. Однако люди, которые много путешествуют, особенно не организованными турами, а самостоятельно, получают возможность увидеть «изнанку» европейской жизни и без эмиграции. Разумеется, не всю, но вполне достаточно для того, чтобы снять «розовые очки».

Когда я была первый раз в Париже, меня поразило, насколько это грязный город. Гиды один за другим убеждали нас, что обычно Париж гораздо чище, а в наш приезд для французской столицы сошлись две неприятности: массовое нашествие туристов и забастовка коммунальных служб. Однако через пару лет я снова вернулась в этот город и убедилась: коммунальщики уже не бастуют, но чище он не стал.

Но особенно яркое впечатление на меня произвел Лондон, причем во вторую поездку. Дело в том, что во второй раз я прилетела туда в 11 вечера, пока прошла паспортный контроль и добралась до вокзала Виктория – был уже час ночи. И вот тут-то я увидела, что происходит, когда город засыпает – по крайней мере, летом.

Неизвестно откуда на улицы выходят сотни бомжей – с коробками, одеялами и даже подушками. Они устраиваются на ночлег на каждом крыльце с «козырьком» — видимо, опасаясь возможного дождя. Летней ночью пустого порога банка, магазина или кафе просто не найти – на каждом спал бомж.

Это очень запоминающееся зрелище, которое полностью перечеркнуло мои восторженные впечатления после первой поездки в британскую столицу.

Истории из жизни

Но это все лирика путешественника, который, возможно, так и не успел разобраться в особенностях местной жизни. К тому же, наверняка «там» все не так уж плохо, учитывая, что поток трудовых мигрантов не иссякает.

И справедливости ради надо сказать, что историй про то, как люди решили закрепиться и остаться в Европе, гораздо больше, чем историй от «возвращенцев». Причем, вопреки стереотипам, уезжают не только молодые. Если жить на родине невмоготу, с чистого листа можно начать и в 20, и в 60.

История 1: 23 года

Диане – 23. В 2017-м она поступила в магистратуру в Тартуском университете (Эстония) и была уверена, что по окончании вернется в Украину. Но полтора года жизни в совершенно других условиях подкорректировали ее планы.

Диана говорит, что в Эстонии ей понравилось все: от общежития (вычищенное до блеска, с зеркальным лифтом и электронными замками на входе и на каждом этаже), университетских преподавателей и системы оценивания до сведенной до минимума бюрократии.

Здесь в электронном виде подаются и выдаются все справки, и даже выпустить банковскую карту можно, не вставая со стула: подаешь онлайн-заявку в банк – и через три дня карта приходит почтой.

Но самое главное – вежливые, спокойные, воспитанные местные жители. А «дистанция», которую они держат при общении, на самом деле очень комфортна.

История 2: 49 лет

Мой сосед уехал в Польшу в 45 лет – устал от хронической безработицы и безденежья. Там он некоторое время поработал на фабрике, потом на стройке, а спустя три года выучил польский язык и открыл свою небольшую фирму, которая занимается уборкой и косметическим ремонтом квартир. Раз в год он приезжает в Киев проведать родителей, но возвращаться не собирается.

«С негативным отношением поляков я лично не сталкивался, хотя рассказывают разное, — говорит Александр. – А что касается бизнеса, то вести его в Польше гораздо комфортнее, чем в Украине. Во-первых, не ждешь, кто к тебе сегодня придет с угрозами или протянутой рукой. Во-вторых, легче морально: понимаешь, что уплаченные налоги не растыкиваются по карманам сотни человек, а возвращаются людям в виде хорошей жизненной инфраструктуры».

История 3: 70 лет

Моей знакомой Елене в этом году исполнится 70 лет. Бывший бухгалтер, она уже 20 лет ухаживает за старыми больными итальянцами. Очень скучает за близкими, но на родину планирует вернуться «не сейчас, а когда-нибудь потом».

«Со старичками-мужчинами работать легче, — рассказывает Елена. — Женщины-итальянки — вредные, завистливые и любят поскандалить. А старичкам главное – вовремя подать вкусную еду, и больше им ничего не надо. В личную жизнь не лезут, дают свободное время, чтобы можно было съездить по своим делам или прогуляться.

Но, конечно, главное – как повезет с семьей. Здесь часто жадничают с питанием, постоянно напоминают, что живем на всем готовом, ни за что не платим и получаем «чистые деньги» (700-1000 евро. – Авт.). А бывает, что отношения складываются очень хорошие, и работодатели выплачивают 13-ю зарплату, оплачивают отпуск и билет на самолет в один конец.

Эта работа, как никакая другая, временная: старики умирают, и когда приходится искать новое место, накатывает дикий страх. Найти трудно, сейчас большой наплыв из Украины и Молдовы. И это притом, что работа – не сахар, находишься в напряжении 24 часа в сутки: и врач, и медсестра, и психолог. К тому же часто думаю о том, что эти деньги не стоят этого одиночества вдали от любимых людей, праздников, обычаев».

P.S. Все эти истории в очередной раз показывают, что Европа – это не край с «молочными реками, кисельными берегами»: здесь люди точно так же могут быть недовольны властью, работодателями, налогами и жить от зарплаты до зарплаты. Но если понимать, что жизнь в любой стране не черно-белая, а цветная, и любые плюсы предполагают наличие каких-то минусов, то многих разочарований удастся избежать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ИСТОЧНИКhttps://kp.ua/
Предыдущая статьяМВД против ГПУ — на кого ставить будем
Следующая статьяСколько стоит мелочь в вашей копилке