Меньше двух месяцев остается до старта нового конкурентного рынка электроэнергии в Украине, пишет delo.ua. Событие, имеющее все шансы быть названным эпохальным, запланировано на 1 июля 2019 года. Но чем ближе к заветной дате, тем напряженней становится риторика главной движущей силы этой энергореформы — европейской и американской дипломатии.

В конце апреля обеспокоенность возможным срывом запуска нового рынка электроэнергии выразили ключевые внешнеполитические стейкхолдеры. В совместном письме Глава представительства Евросоюза в Украине Хьюг Мингарелли, директор Европейского Энергетического Сообщества Янес Копач, глава представительства Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) в Украине Жан-Эрик де Загон, управляющий директор ЕБРР в странах Восточной Европы и Кавказа Маттео Патроне, директор Миссии USAID в Украине Сьюзан Фриц призывали срочно провести заседание Координационного центра по введению нового рынка электроэнергии.

«Призываем вас как можно скорее созвать совещание Координационного центра (Координационного центра по обеспечению внедрения нового рынка электрической энергии, — Delo.ua), чтобы критически проанализировать состояние внедрения новой модели рынка, выявить ключевые препятствия и устранить их», — написали они премьер-министру Владимиру Гройсману, главе комитета Верховной Рады по ТЭК Александру Домбровскому, вице-премьер-министру Владимиру Кистиону, министру энергетики Игорю Насалику, и.о. министра финансов Оксане Маркаровой и главе НКРЭКУ Оксане Кривенко.

Фактически синхронно последовали похожие заявления представителей международных бизнес-ассоциаций в Украине. О том, что введение новой модели рынка электроэнергии должно состояться в запланированный срок — с 1 июля 2019 — завили в Европейской Бизнес Ассоциации и Международной торговой палате ICC. Апофеозом международной озабоченности стала публикация во влиятельном американском издании Politico.

Причин для такого беспокойства может быть несколько. В публичной плоскости акцент делается на организационно-технических  проволочках. Они общеизвестны — это прежде всего проблемы связанные с несвоевременным запуском программного обеспечения для обеспечения работы рынков балансирующих и вспомогательных услуг. Ситуация возникла в связи со слишком сложной процедурой бюрократического согласования платежей западных доноров между НЭК «Укрэнерго» и Минэнергоугля (МЭУП).

Но она уже фактически разрешена: Кабмин 20 марта внес изменения в постановление №70 от 27 января 2016 года, которое определяет порядок подготовки и реализации инвестиционных проектов, которые финансируются за средства международных финансовых организаций. В соответствии с принятым решением, ГП «НЭК «Укрэнерго» становится ответственным исполнителем проекта по разработке программного обеспечения для функционирования рынка балансирующих услуг и рынка вспомогательных услуг, что позволит предприятию согласовывать оплату платежей перед разработчиками софта с Министерством финансов и исключить из цепочки согласования Министерство энергетики и угольной промышленности.

Но обеспокоенность по поводу организационных вопросов может быть не более чем способом соблюдения дипломатического этикета. Куда больше европейских и американских чиновников может волновать неопределенность, возникшая  в связи с избранием президентом Украины Владимира Зеленского. Вакуум информации относительно его видения дальнейшей судьбы запущенных энергореформ порождает подозрения о возможности их свертывания. Тем более что ответственный за энергетику представитель команды нового президента Андрей Герус неоднократно высказывал скепсис по поводу целесообразности либерализации рынков газа и электроэнергии.

Похоже, западные партнеры шлют Украине недвусмысленный сигнал о том, что реформа энергорынка находится в зоне их приоритетного внимания. И аргументы и них более чем серьезные. Во-первых, реформа энергорынка является одним из ключевых условий Меморандума о предоставлении Украине макрофинансовой  помощи о стороны Евросоюза в размере 500 млн евро. Во-вторых, требование введение нового рынка электроэнергии было зафиксировано в программе кредитования со стороны МВФ (с 2015 года в рамках программы EFF, с октября 2018 невыполненные обязательства были перенесены в новую программу кредитования МВФ Stand-by). Речь идет о двух траншах в размере 1,2 и 1,3 млрд долларов США в мае и октябре текущего года. В-третьих, обещанные 500 млн евро кредита от Мирового банка, могут поступить только после транша МВФ.

До конца года Украине придется выплатить около 6,3 млрд долларов США по внешним долгам и валютным ОВГЗ. Игнорировать позицию крупнейших кредиторов в такой ситуации вряд ли получится. А значит, Украина уже в июле имеет все шансы получить новый рынок электрической энергии, сформированный по европейским лекалам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ИСТОЧНИКhttps://delo.ua/
Предыдущая статьяВ Украине могут вернуть обязательный техосмотр автомобилей
Следующая статьяУкраина вряд ли получит в этом году второй транш МВФ — JP Morgan