Зеленский после рандеву с Макроном в Париже встретился в Берлине с Меркель.
Как и ожидалось, Зеленский повторил те же антироссийские тезисы в духе Порошенко, что и в предыдущих европейских поездках, добавив заявление о противоположных с Германией позициях насчет «Северного потока-2» — совместного проекта России и Германии, что охладило отношения Киева и Берлина при бывшем президенте и, вероятно, не поспособствует их налаживанию теперь при такой политике.
Итоги визита подводит «Страна«.
Дело-труба
Как и накануне с Макроном, Зе разошелся с Меркель и по вопросу возвращения России в Совет Европы, которое лоббирует Берлин и поддерживает Париж.
Также несовпадения есть и по поводу строительства Северного потока-2 — газопровода из России в Европу в обход Украины.
«Не секрет, что наши позиции в отношении проекта «Северный поток-2″ являются диаметрально противоположными. В то же время мы благодарны за готовность к предметному диалогу со стороны Германии по этому непростому вопросу», — заявил Зеленский с ноткой дипломатичности.
Но эксперты сходятся во мнении: российский газопровод — это то, что интересует Берлин в отношениях с Киевом в первую очередь, а уже потом — Минские договоренности и реформы.
«Поскольку проект очень важен и для экономики Германии, и стратегически. Берлин обязуется сделать все, чтобы интересы Украины не пострадали, но Киев занял однозначную позицию против «трубы». В такой ситуации поддержка Украины может ослабнуть, а конфликт на Донбассе не только не завершится, а грозит обострением. Зеленский заявил на встрече с Меркель, что верит в победу и прекращении войны. Но о каком нормандском формате можно говорить, если по многим важным вопросам нельзя договориться?», — сказал «Стране» немецкий журналист Флориан Гатманн.
Риск обострения на фронте
Для Украины в истории с «Северным потоком-2» действительно есть риск обострения на фронте.
«Если Украину полностью исключат из числа транзитеров газа (будь то через «Северные потоки» или почти готовый «Турецкий поток» через Черное море), то может возникнуть опасность дальнейшей военной эскалации конфликта с Россией», — сказал нам Штефан Майстер, эксперт Немецкого общества внешней политики.
Для украинской экономики вопрос с трубой может стать решающим.
«Это очень важная позиция: быть в газовом вопросе на стороне ведущих экономик в ЕС и их партнёров в России, гарантирующих стабильные поставки топлива по приемлемой цене либо же быть на стороне американских клиентов в Европе, помогающих Вашингтону продавить переориентацию Европы на сжиженный американский газ. И отношение к этому вопросу команды Зеленского даже более показательна, чем разочаровавший многих отказ от прямых переговоров с сепаратистами. В отличие от олигархической, а потому по-своему суверенитистской позиции прошлой власти, Зе-команда наполнена теми, кто видит национальный интерес в полном растворении в волнах глобализации. Дело не в их даже особой любви к Америке, ведь Уолл-Стрит — это не совсем США, это уже глобальная элита, интернациональная по своей природе, как деньги-кредит, которые они создают из ничего. Потому или в новом парламенте появится достаточно сил (внешне разных по идеологии), способных балансировать глобалистов, уже готовых открывать рынок земли и т.д,, либо нас ждёт довольно быстрый разгром крупного национального капитала, ГТС и остатков написал у себя в ФБ политолог-международник Олег Волошин.
Дрожь Меркель
Впрочем, немецкие СМИ и блогеры в соцсетях обсуждали не заявления Зе и Меркель и газовую трубу, а неприятный инцидент, который произошел с немецким канцлером в самом начале их встречи.
Во время торжественного приема Зе, когда исполняли гимн, Меркель едва не потеряла сознание: канцлера трясло, словно при лихорадке. Позже она объяснила это перегревом на солнце и обезвоживанием.
На совместной пресс-конференции с Зеленским она сказала, что после случившегося выпила три стакана воды и ей полегчало.
Зеленский попытался отшутиться, мол, рядом с ним Меркель ничего не угрожало.
«Я стоял рядом с ней. Поверьте мне, она была в безопасности», – сказал президент Украины, пояснив почему не пытался помочь канцлеру.
В соцсетях по-разному оценивают реакцию Зеленского на недомогание Меркель.
«Только колоссальная личная воля Ангелы Меркель спасла ее от падения. Зеленский вел себя по-английски безупречно: ни один мускул не дрогнул на его лице во время этого тревожного момента. В прошлом году уже происходило что-то подобное. В Берлине днем было под 30 градусов, утомительная церемония шла на открытом воздухе. Отмечу, что оба участника инцидента проявили достойную выдержку и самообладание. Для опытной и волевой Меркель это нормально, а вот для начинающего политика из Украины такая безупречность — хороший старт. И конечно, особый штрих в складывающихся отношениях с канцлером», — написал на своей странице в Facebook Борис Фельдман, главред «Русской Германии».
Другие блогеры, наоборот, посчитали поведение Зеленского странным. Мол, он повел себя не по-человечески: видя, что Меркель плохо, он даже не поинтересовался, все ли в порядке.
«В видео, на котором Ангелу Меркель вдруг затрясло во время встречи с Зеленским, меня обескуражил не её тремор (недомогание, вероятно, от жары). А реакция Зеленского, который спокойно впритык стоит рядом с ней и… Ничего не делает. Хотя на видео вижно, как он несколько раз смотрит в её сторону. Не замечает. Не спрашивает даже банальное «Are you OK?»
Очень странно», — пишет журналист Анастасия Товт.
В Германии, тем временем, ходят слухи, что Меркель больна, якобы у нее болезнь Альцмейгера. Говорят, именно по состоянию здоровья она решила не идти на следующий срок, однако у канцлера уверяют, что она вполне здорова, а причины ее ухода на пенсию — политические.