Сегодня золотовалютные резервы Украины (ЗВР) составляют $21,8 млрд. К концу года они могут уменьшиться. Delo.ua разбиралось, на сколько сократятся запасы государства и хватит ли их в случае глобального кризиса.
Закон дает четкое определение ЗВР, которые еще называют «международным резервом Украины». Это резервы страны, включающие в себя активы, признанные в мире как международные и предназначенные для международных расчетов.
ЗВР управляет Нацбанк, покупая монетарное золото и валюту и получая доходы от операций с валютой, банковскими металлами и другими признанными в мире резервными активами.
Нацбанк также может привлекать в резервы средства от МВФ, центробанков зарубежных государств и других кредиторов.
В этом году НБУ в основном пополнял ЗВР за счет покупки валюты, которую нерезиденты инвестировали в украинский госдолг. Еще одной причиной роста объемов международных резервов стало проведение переоценки валютных ценностей, которые входят в ЗВР.
По данным НБУ, с начала этого года ЗВР Украины выросли на $1 млрд — до $21,8 млрд. Только в июле они увеличились на $1,2 млрд (или 5,8%) по сравнению с июнем и достигли шестилетнего максимума.
Вырастет или упадет?
Несмотря на позитивный тренд, многие эксперты прогнозируют снижение ЗВР до конца года. В первую очередь, такие прогнозы дает сам регулятор. «Согласно июльскому прогнозу НБУ, международные резервы по итогам 2019 составят 21,7 млрд», — информирует пресс-служба НБУ.
Финансовый аналитик Алексей Кущ более пессимистичен. По его прогнозам, наши золотовалютные резервы могут снизиться до конца года примерно до $15 млрд. «С таким ЗВР в 2020 году у нас будут очень ослабленные возможности по выплате внешних долгов за счет своих внутренних резервов», — указывает он.
Главная причина снижения запасов страны — необходимость вернуть до конца года долг. Согласно прогнозным расчетам Минфина, к концу текущего года на погашение и обслуживание внутреннего и внешнего госдолга нужно направить эквивалент 169 млрд грн. 55 млрд грн Украина должна выплатить уже в сентябре.
Без возобновления сотрудничества с МВФ деньги на возврат долгов государству придется доставать из резерва.
Впрочем, некоторые эксперты, несмотря на внешние обязательства и отсутствие кредитов от МВФ, прогнозируют не сокращение ЗВР, а, наоборот, их рост. «Если предложение валюты будет таким же высоким на рынке и НБУ сможет выкупать валюту, то ЗВР к концу года вырастет, несмотря на внешние обязательства, и без помощи МВФ», — отмечает в комментарии Delo.ua руководитель отдела аналитики компании Forex Club Андрей Шевчишин. В случае получения кредитных средств от МВФ, Андрей Шевчишин прогнозирует, что к концу этого года ЗВР Украины может достигнуть $23 млрд.
Уровень достаточности
Самый большой размер ЗВР был в Украине в апреле 2011 года — $38,3 млрд, самый маленький — $166 млн. Понятно, что чем больше запасов — тем лучше. Но сколько надо?
В НБУ Delo.ua рассказали, что единой общепринятой метрики оценки минимального размера резервов нет.
Наиболее часто используются такие критерии:
✅ достаточность резервов для покрытия будущего импорта (считается, что резервы должны покрывать минимум 3 месяца будущего импорта товаров и услуг);
✅ достаточность резервов для покрытия 20% широкой денежной массы;
✅ достаточность резервов для покрытия краткосрочного долга;
✅ объем резервов по сравнению с композитной метрикой МВФ (она состоит из нескольких критериев, например, покрытие краткосрочного долга, денежной массы).
По методологии МВФ, международный резерв должен покрывать 3-х месячный чистый импорт. Если показатель находится ниже этого уровня, государство подвержено высокому риску дефолта по обязательствам.
«Рекордный за последние 6 лет уровень ЗВР — $21,8 млрд, при чистом импорте $6 млрд в месяц или $18 млрд за 3 месяца делает риски дефолта очень низкими», — успокаивает Андрей Шевчишин.
По прогнозам Алексея Куща, при условии, что за этот год показатели нашего импорта достигнуть $60 млрд, то трехмесячный импорт в страну — четвертая часть от годового импорта — будет составлять примерно $15 млрд. Но минимально допустимым объемом ЗВР он называет $20 млрд.
А вот финансовый эксперт Павел Крапивин не уверен, что нынешний показатель достаточности ЗВР корректен для определения необходимого запаса. «Почему ЗВР должен быть на уровне трех месяцев импорта? Я считаю этот показатель надуманным. А если цель не определена, то как определить, куда движемся?».
Слишком много бумаг
Важным вопросом является вопрос хранения ЗВР. Запасы должны быть «разложены» в разные инструменты для того, чтобы было доходно или надежно. «Балансировка доходности и надежности — это проблема любого банка, и любого центробанка», — отмечает Павел Крапивин.
По данным НБУ, большинство международных резервов хранится в безналичной форме на счетах в иностранных банках, краткосрочных депозитах или ценных бумагах. Монетарное золото в слитках и наличные средства в иностранной валюте хранятся в хранилище НБУ.
Наибольшую часть ЗВР — 79% — занимают ценные бумаги нерезидентов в иностранной валюте. «По состоянию на конец июня 2019 года портфель ценных бумаг нерезидентов в иностранной валюте составил 79% от объема резервов», — проинформировали Delo.ua в пресс-службе регулятора. За прошлый год доля ценных бумаг не изменилась.
Большая доля ценных бумаг многих экспертов настораживает, особенно если учесть, что Нацбанк не раскрывает данные об этих бумагах — заместитель главы НБУ Дмитрий Сологуб ответил Delo.ua, что эта информация для служебного пользования.
«То, что НБУ не раскрывает структуру этих ценных бумаг, вызывает определенные вопросы: мы не знаем эффективности операций с ними и того, куда и как они вкладываются», — говорит Алексей Кущ.
Он не исключает, что в структуре резервов НБУ могут находиться бумаги международных компаний, которые после кризиса 2008 года существенно обесценились.
Андрей Шевчишин также считает, что в структуре ЗВР следует снизить долю обязательств, которые могут нести повышенные риски в условиях глобальной рецессии. «ЗВР должны наполняться наиболее ликвидными активами: золотом, валютами развитых стран (доллар, евро, иена, фунт-стерлинг, швейцарский франк), долговыми обязательствами с минимальным уровнем риска (США, Европа и т.д)», — говорит он.
Золотая доля
Вместе с уменьшением доли ценных бумаг в запасах страны, аналитики предлагают наращивать в структуре ЗВР долю монетарного золота, как это сейчас делают центробанки многих стран.
«НБУ стоило бы увеличивать свои вложения в монетарное золото», — говорит Алексей Кущ.
Хорошие перспективы для роста золота видит Андрей Шевчишин. «Золото считается антиинфляционным активом. Курсовая динамика металла на мировых рынках не всегда благоприятна. К примеру, с конца 2012 года по начало 2016 года цена металла падала. Однако золото остается традиционным инструментом и активом для валютных резервов. Сейчас у желтого металла хорошие перспективы для роста, поэтому желательно наращивать его долю», — отмечает он.