После атаки беспилотников на объекты одного из крупнейших в мире нефтеперерабатывающих заводов в Саудовской Аравии в ночь с 13 на 14 сентября цены на нефть пошли в рост, пишет Сегодня.
В первые дни после нападения, когда стало известно, что в результате повреждения нефтепроводов добыча нефти в Саудовской Аравии сократилась вдвое, цены на биржах отреагировали резком скачком. На фьючерсы марки Brent – в среднем с 60 почти до 69 долларов за баррель (причем были скачки до 71 долл.), марки WTI – с 55 до 63 долл. Таких цен не было с апреля этого года.
Затем – после «успокоительных» заявлений Эр-Рияда, что до конца сентября прежний объем поставок будет восстановлен, и открытия стратегических запасов США – рынки несколько успокоились. Уже в среду, 18-го, цены на Brent снизилась до 63,5 доллара за баррель, WTI – упала ниже 58 долларов. Однако потом нефть вновь начала дорожать. Вчера фьючерсы на нефть марки Brent достигали 65 долларов за баррель, марки WTO – 58,85 долл.
Инфографика investing.com
Ряд экспертов считают, что в краткосрочной перспективе цены продолжат расти, хотя и не сильно. Страны-производители нефти окажутся в выигрыше. Однако затем некоторые из них могут попытаться использовать дестабилизацию на рынке для наращивания добычи (которая сейчас искусственно сдерживается для поддержания цен на приемлемом для нефтяных стран уровне), и цены вновь упадут.
«Сможет ли Саудовская Аравия в полной мере восстановить поставки в ближайшие недели – вопрос открытый. В это же время США, ОАЭ и Россия могут попытаться предложить партнерам увеличение собственных поставок», – считает руководитель «EXANTE Украина» Владимир Позний.
Отразится ли это на стоимости нефтепродуктов у нас? И чем вообще опасны для экономики подобные инциденты?
Наши эксперты утверждают, что само по себе повышение цен на нефть не станет причиной для подорожания бензина и других видов топлива. Разве что некоторые могут использовать панику просто как повод для повышения цен.
«Вся эта ситуация, связанная с Саудовской Аравией, является чисто ситуативной. Реакция сырьевых и финансовых рынков достаточно прогнозирована в такой ситуации. Они могут купировать такого рода шоки, причем чуть ли не «на автомате». Поэтому тут не стоит рассчитывать, что этот фактор подействует», – считает экономист, завсектором институциональной экономики Института экономики и прогнозирования Олег Яременко.
Такой же точки зрения придерживается и независимый экономический эксперт Борис Кушнирук.
«Напрямую эта ситуация на стоимости бензина не отразится. Потому что запасов нефти и в Саудовской Аравии, и в Европе достаточно для того, чтобы обеспечить выполнение текущих обязательств. Скачок цен, который был, скорее, носил спекулятивный характер и потом начал отыгрывать назад. В дальнейшем, может, цены и поднимутся, но очень не намного», – полагает эксперт.
А вот Владимир Позний предполагает, что подорожание нефтепродуктов таки может произойти.
«К концу недели нефть по-прежнему торгуется на 7,5% выше уровней до атаки. Причем важно, что теперь участники рынка могут продолжительное время держать котировки на повышенных уровнях, закладывая в них потенциальные риски повторения события. Премия за риски может отразиться на ценах на бензозаправках уже в скором времени», – аргументирует он.
Поскольку доля горючего довольно высока в стоимости многих товаров и услуг (прежде всего коммунальных), то подорожание нефтепродуктов – если оно произойдет – приведет к незапланированному и плохо контролируемому росту инфляции.
«Инфляция может вырасти на 1-2 процентных пункта уже в течение ближайших двух кварталов», – прогнозирует Владимир Позний.
При этом он отмечает, что если украинская гривня продолжит укрепляться, то это будет сдерживать общее повышение уровня цен.
«Стоит отметить, что рынки весьма аккуратно реагировали на это событие, и ситуация в целом не перекинулась на фондовые и валютные рынки», – добавляет эксперт.
Однако ситуация будет оставаться неопасной для рынков и вполне контролированной ровно до того момента, пока не начнется (если начнется) открытый военный конфликт. В принципе, нынешняя ситуация в Саудовской Аравии закладывает предпосылки для возможных экономических проблем в дальнейшем, предупреждают экономисты.
«Формируется долгосрочный риск того, что таким же образом, с использованием дронов, можно наносить удары по объектам, которые носят стратегический характер. Причем это касается не только нефти, но и газопроводов, ядерных станций, химических объектов, повреждение которых может привести к катастрофе не меньших масштабов. Может повториться такая же история и в Саудовской Аравии. Потому что Иран – а я не исключаю, что за этим может стоять и Россия, – сейчас заинтересован в игре на дестабилизацию. Они ощущают, что Трамп не готов к военному конфликту – он бизнесмен. Поэтому они повышают ставки. И если, в силу обстоятельств, Трамп будет вынужден принять решение о нанесении ударов по Ирану, тут может сработать «спусковой курок» и применительно к ценам на нефть. Ведь дестабилизация ситуации в Ормузском проливе и дестабилизация поставок нефти оттуда не такая уж безобидная вещь. Там все близко, и защитить пролив от ударов, например ракетами, невозможно. Поэтому, если там начнутся акции по блокированию этой территории, будет очень тяжело с этим бороться. И это подорвет основу для обеспечения прохождения трети нефти на мировой рынок. Вот это, разумеется, может привести к росту цен на нефть и ухудшению общей ситуации. А в дальнейшем – к обвалу всей экономики. Цепной реакцией может задеть многие другие проблемы, которые накопились в мировой экономике», – предупреждает Борис Кушнирук.
Олег Яременко говорит о том же:
«Начало боевых действий в районе Персидского залива – пожалуй, единственное, что может сыграть против доллара. Тогда уже плохо будет всем», – предупреждает он.
Напомним, что гражданская война в Йемене длится уже 15 лет. В 2015 году Саудовская Аравия начала вооруженную операцию против хуситов и ввела свои войска в соседнюю страну. После атаки на объекты нефтяной промышленности Саудовской Аравии хуситы заявили, что подобные атаки могут иметь продолжение, если соседнее государство не прекратит вмешиваться в дела Йемена и не выведет свои войска из страны. В пятницу, 20 сентября, Саудовская Аравия нанесла ответный удар: начала очередную боевую операцию вблизи Йемена против хуситов.