В Одесской и Житомирской областях трехдневный траур. А почему не по всей Украине? За два выходных дня на дорогах нашей страны погибли 49 человек, 160 получили травмы. Такой страшной цифры в хрониках дорожно-транспортных происшествий еще не было. И это не роковое стечение обстоятельств, не парад планет, не затмение. Это следствие политики, которая проводилась, а точнее — не проводилась в сфере дорожной безопасности.
Поплачем и забудем до следующего раза
Первая массовая гибель зафиксирована в субботу, 21 сентября, между селами Новая Долина и Прилиманское Одесской области. В заполненную людьми маршрутку на полном ходу врезался грузовой фургон. Пришло воскресенье, и похожая авария случилась под Житомиром.
В автобусе, на котором возвращались с отдыха в Карпатах работники местного трамвайно-троллейбусного управления, спустило колесо. Водитель остановился, чтобы поставить запаску, часть людей вышли подышать воздухом, и в эту группу вонзился грузовик с цистерной топлива. Тоже девять погибших на месте, еще одиннадцать человек в больнице.
Местные жители вспоминают, как подобная трагедия в прошлом году произошла на трассе Киев — Чоп возле села Глыбочица. Тогда много говорили о том, что дорога в ночное время не освещена, что нет полиции, то есть ни одного сдерживающего фактора, что ночные перевозки вообще никем не регулируются. Поговорили и — забыли.
— В сегодняшней трагедии виновны многие: полиция области, губернатор, который отвечает за освещение трассы и ситуацию с покрытием дорог, Автотранс, пустивший на самотек ночные перевозки, старший автобуса, не проконтролировавший время отъезда домой, и многие другие должностные лица, — считает журналист из Житомира Виктор Шуляр.
Будет ли «разбор полетов» в этот раз? Может быть, да, может — нет. Но очень большая вероятность, что снова все забудется — до следующей трагедии.
Умников много, а отвечать некому
В Киевской области траура нет, здесь погибших трое. Но ситуация похожая — фургон, водитель не справился с управлением, врезался в пассажирский автобус.
ДПТ в Черниговской области вроде бы не вписывается в общую картину: четверо подростков погибли по собственной беспечности — взяли покататься дедов автомобиль и съехали с мокрого склона в дерево. Но эта трагедия укладывается в общую картину аварийности, которая возрастает из года в год.
— Можно анализировать много факторов — плохие дороги, плохое освещение, низкие штрафы за нарушение ДТП и так далее. Но я считаю нерешенными две основные проблемы, — говорит эксперт по безопасности дорожного движения Владимир Караваев. — Первая и самая главная — это отсутствие системы государственного управления вопросами дорожной безопасности. У нас много министерств, которые отвечают за свой участок. Решения, которые там принимаются, зачастую не согласуются друг с другом и даже друг другу противоречат. А единого государственного координирующего органа нет.
Речь не идет о создании нового министерства с бесконечным штатом и накрутками к зарплатам, подчеркивает Владимир Караваев.
— В европейских странах, не поверите, в таком органе работают в среднем 28 человек, — говорит эксперт. — Где-то он называется агентством, где-то национальным бюро, дорожной администрацией, не важно. Суть в том, что в нем концентрируются, анализируются все риски и формируется государственная политика по их преодолению.
|
От вас деньги — от нас права
Вторая острая проблема — это компетенция водителей.
— За последние 20 лет водительские права получают от 400 тысяч до 500 тысяч человек в год. Все они обучаются в автошколах, но этот процесс никто не контролирует. А происходит так, что для удобства слушателей лекции назначаются на вечернее время. Кто-то устал, кто-то не успел с работы. Не прослушав лекции, не получив теории, человек начинает учиться вождению. Чтобы получить хорошие навыки, нужно минимум полгода. У нас на обучение отводят три месяца, а то и меньше, чтобы была большая пропускная способность, — констатирует Владимир Караваев.
В Украине десятки тысяч автошкол, конкуренция огромная. Чтобы выиграть слушателя, школы вынуждены демпинговать и подстраиваться под клиентов. В итоге человеку обещают, что за 6-7 тысяч гривен он гарантированно получит права, и выдают их, закрыв глаза на качество подготовки. И так с каждым годом мы получаем все больше водителей, которые элементарно не знают правил дорожного движения, но активно участвуют в нем.
— Вот, к примеру, остановка для смены колеса. Очень мало водителей знает, что правилами рекомендовано съехать с полосы движения. Если такой возможности нет, нужно включить аварийные сигналы, — отмечает эксперт. — Очень часто водители этого не делают.
Лихача никто не остановит
И все же коснемся третьей темы — расформирования ГАИ. Какой бы коррумпированной ни была эта служба, но она худо-бедно выполняла свою роль контролера. Водители боялись встретить инспекторов на дороге, просчитывали, где могут быть «засады», и снижали скорость, опасались идти на рисковые обгоны.
Теперь давно очевидно, что новая патрульная полиция не справилась с функцией наблюдателей за безопасностью. Максимум, что она может — это оформить ДТП, и то с ошибками.
— Выезжая за город, я могу делать, что хочу, — говорит водитель с 20-летним стажем Игорь Суворин. — Меня никто не одернет, не остановит, не потребует взятку. И это пугает, когда видишь, как носятся по трассам автобусы, набитые людьми, а рядом грузовики с кое-как закрепленными грузами. Ночью по узким темным дорогам, где двум легковушкам трудно развернуться, двигаются огромные фуры. Вильнет такая неровно — и снесет тебя с трассы к чертовой матери.
А самое тревожное, пожалуй, равнодушие. В областях, ладно, траур. А в Украине все хорошо!