Привлечение к ответственности подозреваемых в коррупции – сложный процесс в Украине. Сначала общество долго ждет подозрения и задержания, а потом суд назначает меру пресечения в виде ареста или залога, и в итоге заплатив сумму, иногда в десятки раз меньшую нанесенного ущерба, человек выходит на свободу. Вместо СИЗО – комфортные домашние условия и даже возможность скрыть следы своих преступлений. В 2019 году немало громких задержаний закончились именно залогом, «Слово и Дело» вспомнило эти случаи.
Имя Олега Гладковского в этом году уже стало нарицательным. 17 октября детективы Национального антикоррупционного бюро задержали экс-заместителя секретаря СНБО в аэропорту «Борисполь». Его, в частности, подозревают в злоупотреблении служебным положением: по данным следствия, Гладковский обеспечил закупку транспорта для армии по завышенным ценам.
Действия Гладковского могли нанести государству ущерб в размере 10,6 млн грн. Суд арестовал бывшего чиновника и назначил залог в размере, аналогичном ущербу. 21 октября Гладковский уже вышел из СИЗО, оплатив назначенную сумму.
В августе в течение нескольких дней суд выпустил под залог фигурантов дела о «Роттердам +». Гендиректор ДТЭК «Сети» Иван Гелюх, советник гендиректора ДТЭК Борис Лисовый и бывший член НКРЭКУ Владимир Евдокимов подозреваются в нанесении государству убытков в размере 18,9 млрд грн. Однако сумма залогов составила всего 9,5 млн грн, 10 млн грн и 1,9 млн грн соответственно.
На днях, заплатив 80 млн грн залога, на свободу вышел бывший народный депутат Максим Микитась. Его подозревают в организации коррупционной схемы завладением недвижимостью Национальной гвардии Украины, государству это нанесло 81 млн грн ущерба.
Экс-министр охраны здоровья Раиса Богатырева в августе вернулась в Украину, правоохранители задержали ее прямо в аэропорту. Против Богатыревой было заведено уголовное дело по подозрению в хищении 6,5 млн грн бюджетных средств. Она вышла под залог 6 млн грн, который внес Вадим Новинский.
Фигурантов дела о махинациях с жильем Нацгвардии Алису Гринчук и Юрия Аллерова отпустили под залог 1,5 млн грн и 4,8 млн грн соответственно. При этом сумма ущерба составила почти 82 млн грн.
Заместитель мэра Днепра Михаил Лысенко при строительстве нового моста мог присвоить (вместе с другими должностными лицами) 29,5 млн грн бюджетных средств. Но свобода обошлась ему всего в 600 тыс. грн.
Напомним, Шевченковский районный суд Киева арестовал с залогом в 3,4 млн грн бывшего заместителя министра экономики Юрия Бровченко.