«Ее убили» — с такими лозунгами и плакатами год назад по всей Украине люди вышли под здания Министерства внутренних дел. В тот день стало известно, что в больнице умерла советник мэра Херсона Екатерина Гандзюк, на которую 31 июля 2018 года вылили литр серной кислоты. Люди требовали от правоохранительных ведомств объективно расследовать преступление и самое главное — наказать заказчиков. О чем говорит официальное следствие через год после трагедии, пишет hromadske.ua?
Осужденные
Нападение на Гандзюк совершили 31 июля 2018 года. Три месяца дело вели следователи Национальной полиции Украины. Сначала его рассматривали как хулиганство, потом как нанесение тяжких телесных повреждений. 6 ноября, через два дня после смерти Гандзюк, по приказу тогдашнего генпрокурора Юрия Луценко, дело передали в Службу безопасности Украины, а преступление переквалифицировали на умышленное убийство.
«Досудебное следствие не останавливалось ни на минуту, следственные действия проводились постоянно», — уверяет начальник следственного управления СБУ Богдан Тиводар.
По данным следствия восемь человек привлекли к уголовной ответственности по подозрению в преступлении. Пятеро из них — это организатор Сергей Торбин и четверо исполнителей: Владимир Васянович и Вячеслав Вишневский, которые следили за Гандзюк, Виктор Горбунов, который приобрел кислоту, и Никита Грабчук, который вылил ее на Екатерину.
По данным следствия, Торбин в июле 2018 получил от двух неназванных судом лиц $4500 и заказ нанести вред общественной активистке Херсона Екатерине Гандзюк.
Впоследствии он привлек четырех ныне обвиняемых исполнителей к участию в покушении, заявив, что Гандзюк «имеет пророссийские взгляды, является сепаратисткой и унижает участников боевых действий на Донбассе». За участие исполнителям Торбин заплатил $4000, а $500 оставил себе.
Все пятеро признали вину и пошли на сделку с прокуратурой. В июне 2019-го Покровский районный суд Днепропетровской области приговорил их к тюремным срокам от 3,5 до 6 лет. В июле решение вступило в законную силу.
Организаторы
Следствие установило, что подозреваемыми в организации преступления являются два человека: Алексей Левин и Игорь Павловский. Первый, по данным следствия, является криминальным авторитетом Херсонской области, работал помощником депутата областного совета Николая Ставицкого и был советником главы Херсонского областного совета Владислава Мангера. Ранее Левин был приговорен к 12 годам — частично, за преступления, связанные с подготовкой к убийствам.
19 августа 2018 года он покинул Украину. Его объявили в международный розыск.
«Левин — это ключевая фигура, которая связывает исполнителей — „группу Торбина“ и заказчиков — это Мангер и другие. Он организовывал это преступление, он нашел Торбина, предоставлял информацию — о месте проживания Гандзюк и так далее», — рассказал начальник следственного управления СБУ Богдан Тиводар.
Именно через Левина, утверждает следствие, передавали деньги семьям других подозреваемых по делу Гандзюк, чтобы те молчали.
«То, что финансировал непосредственно Мангер — доказательств не получено, а то, что средства поступали по команде Левина — такие доказательства есть», — говорит первый заместитель начальника Главного следственного управления СБУ Виталий Маяков.
Следствие уверено, что совместно с международными коллегами удастся разыскать подозреваемого и вернуть его в Украину. Также следователи добавляют, что занимаются не только поисками Левина: «Мы также двигаемся в том направлении, чтобы перекрыть ему каналы финансирования, чтобы ему было не очень комфортно проживать».
Второй подозреваемый в организации убийства — Игорь Павловский, работал помощником народного депутата от БПП Николая Паламарчука. Бывший полицейский Роман Чухалов в интервью Громадскому назвал его теневым куратором правоохранительных органов в Херсоне.
Павловского задержали 10 ноября, он официально стал подозреваемым по делу. Впоследствии ему избрали меру пресечения в виде содержания под стражей без права выхода под залог. В апреле суд Киева изменил переквалифицировал его участие в убийстве с «организации» на «укрывательство» преступления, а в мае отпустил Павловского под домашний арест по причине «неудовлетворительного состояния его здоровья».
Впоследствии активисты сообщества «Кто заказал Гандзюк?» сообщили, что состояние здоровья не помешало Павловскому поехать в Одессу на матч Суперкубка Украины по футболу. В Генпрокуратуре на это заявили, что фигурант не нарушал условий меры пресечения, поскольку срок его домашнего ареста истек.
В августе прокуратура заключила соглашение с Павловским. Обвинительный акт передали в Приморский суд Одессы. Впрочем, четыре раза Павловский не приходил на заседание якобы по состоянию здоровья. Следующее заседание назначили на 5 ноября.
Заказчик(и)
В феврале 2019 года фигурантом дела стал глава Херсонского областного совета Владислав Мангер. Впоследствии суд арестовал его, предоставив возможность внести залог в размере 2,4 млн грн ($92 тыс.). Деньги за Мангера внес адвокат и депутат Херсонского городского совета Дмитрий Ильченко.
По данным следствия, Мангер решил организовать убийство Екатерины Гандзюк в начале июля 2018 года «руководствуясь личной неприязнью к женщине и подчеркивая, что ее деятельность подрывает его авторитет». В частности, Екатерина публично заявляла о недопустимости поджогов и вырубки лесов, подчеркивая, что херсонские ОПГ при содействии местной власти таким образом обогащаются.
По данным следствия, Мангер дал Павловскому и Левину не менее 10 тыс. грн ($400) для приобретения средств связи и закупки оружия для убийства. Следствие также установило, что Мангер и Левин угрожали физической расправой потенциальным свидетелям по делу.
Сам Мангер свою причастность к преступлению отрицает и обвинил в нападении на Гандзюк генерала СБУ Даниила Доценко. В СБУ на вопрос hromadske о том, проверяли ли информацию о вероятной причастности Доценко к преступлению, отметили, что проверялась вся прозвучавшая информация.
Расследование в отношении Алексея Левина и Владислава Мангера выделено в отдельное производство и приостановлено.
«Идет розыск Левина, а в отношении Мангера Генпрокуратура направила ходатайство в одну из европейских стран для проведения следственных действий», — пояснили следователи.
В то же время, следователи Службы безопасности Украины проводят расследование в отношении ряда других лиц, которые также могли быть заказчиками, организаторами и пособниками преступления.
«Эти лица назывались как родственниками Екатерины Гандзюк, так и общественными активистами. Но этот список намного шире», — сообщил начальник следственного управления СБУ Богдан Тиводар.
Также следователи утверждают, что заказчик был не один: «Были и другие лица, которые были осведомлены о преступлении. Возможно, предоставляли определенные средства, то есть были пособниками, возможно, подстрекателями. Если бы заказчик был один, мы бы сегодня следствие завершили на Мангере», — сказал Богдан Тиводар.
Мотив
Также СБУ расследует три уголовных дела, касающихся мотива нападения на Гандзюк.
«Екатерина Гандзюк в то время обвиняла руководство области в поджоге леса и хищении бюджетных средств, других правонарушениях, и эти обвинения могли стать мотивом нападения», — сообщил Тиводар.
Он отметил, что в ближайшее время по делу поджога леса ожидают появления новых фигурантов и подтвердил, что в этом преступлении участовала «группа» Сергея Торбина, осужденного организатора нападения на Гандзюк: «Они (группа Торбина — ред) также фигурировали. Надеюсь, что вскоре будут будут обвинения именно в поджоге леса, тогда мы поговорим и о конкретных лицах», — сказал Тиводар.
Также следователь подтвердил, что отрабатывается версия, что национальный парк «Гилея», создание которого лоббировало руководство Херсонской области — Андрей Гордеев, Евгений Рищук и Владислав Мангер — могли строить для прикрытия схемы незаконной вырубки леса.
«Когда Екатерина была жива, она называла все те конфликтные ситуации, где, как она считала, мог быть заказ. Этих ситуаций 17», — рассказал первый заместитель начальника Главного следственного управления СБУ Виталий Маяков. По его словам, часть из них уже удалось опровергнуть, по остальным — работа продолжается.
Пособничество правоохранителей
30 октября Генеральная прокуратура передала в СБУ уголовное производство о служебной халатности сотрудников полиции, которые на начальном этапе расследовали это дело. Речь идет о задержании Николая Новикова. Почти три недели он пробыл под стражей, и был освобожден после того, как журналисты предоставили его алиби.
В сентябре 2017 года Екатерина Гандзюк заявляла о конфликте с начальником управления защиты экономики в Херсонской области Артемом Антощуком, который якобы предлагал ей взятку, а потом судился с Гандзюк, защищая честь и достоинство. Также активисты инициативной группы «Кто заказал Катю Гандзюк?» заявляли, что глава полиции Херсонской области Артур Мериков мог способствовать побегу Алексея Левина. В материале hromadske упоминалось о связи Мерикова с Павловским. Этот факт, по словам следователей СБУ, изучает Генпрокуратура:
«В отношении Мерикова, все эти вопросы расследовались, насколько я знаю, в производстве, которое нам поступило, и мы его продолжим расследовать. Пока я не могу сказать, что будет с господином Мериковым», — сказал начальник следственного управления СБУ Богдан Тиводар.
В целом, кроме приостановленного производства в отношении Левина и Мангера, расследуется еще пять производств по делу об убийстве Екатерины Гандзюк.
«В настоящее время есть все основания считать, что во всех пяти уголовных производствах мы получим положительные результаты, а все виновные будут привлечены к уголовной ответственности», — рассказал Тиводар.