Владимир Зеленский обратился к украинцам и рассказал, как будет работать рынок земли в Украине.
Рада как раз завтра планировала рассматривать законопроект о купле-продаже земель сельхозназначения (но ближе к вечеру понедельника голосование было перенесено на среду). Видимо к этому Зе и приурочил свое обращение.
Намерения «слуг народа» разрешить продажу сельхозугодий пользуются мизерной поддержкой населения. Большинство селян резко против этой инициативы. Главным образом потому, что это узконит владение землей в руках крупных латифундистов — как украинских, так и зарубежных.
По поводу последних президент и обратился к нации. Он заверил, что допуск иностранцев к рынку земли в Украине будет позволен только по результатам референдума. Эта поправка будет внесена в закон между первым и вторым чтением. А пока покупать землю смогут украинские физлица и компании.
Однако здесь видна очевидная лазейка — ведь никто не запретит продать иностранцам компанию, которая уже приобрела земельный участок. По крайней мере таких запретов у Зе не декларировали.
«Страна» отвечает на главные вопросы о продаже украинской земли.
1. Почему вообще хотят ввести рынок земли?
Cнятие моратория на продажу земли было давним требованием украинских западных партнеров и кредиторов. Однако власть ни при одном президенте на этот шаг не шла.
Во-первых, сами аграрные олигархи не желали менять внутриукраинский статус-кво: все земли давно поделены между крупными агрохолдингами, которые по факту владеют гектарами по договорам долгосрочной аренды.
Во-вторых, против этого было настроено население. Ведь пусть договор аренды и долгосрочный, но его в крайнем случае можно и разорвать. А проданную землю уже не вернешь. Кроме того, многие селяне опасаются, что криминалитет будут их силой заставлять продавать землю за бесценок.
Зеленский же изначально шел на выборы с лозунгами введения рынка земли. Что было целиком в парадигме Запада. И возможно именно это обусловило практически единогласную поддержку избрания Зе в Европе и США.
Да и команда, которую подбирал Зеленский, состояла из «младореформаторов»: получателей западных грантов и сторонников рецептов МВФ, один из которых — распродажа земель. Причем обязательно с допуском иностранного бизнеса.
Но требованию этому — много лет. А вопрос перешел в практическую плоскость только сейчас. Видимо потому, что земля — один из немногих украинских активов, которые могут дать краткосрочный прилив больших денег — как в бюджет, так и в карманы правящей верхушки. На этом багаже власть Зеленского может проработать до окончания своего срока.
При том, что другие источники «легких денег» уже исчерпаны. Поэтому и встал вопрос о земле. Тем более, что он прямо увязан с предоставлением кредитов МВФ.
2. Почему вопрос иностранцев камнем преткновения стал?
Здесь опять-таки два аспекта — агробароны и простые селяне.
Иностранцы, как полноправные покупатели сельхозугодий — это конкуренты украинской аграрной олигархии, которой хотелось бы первой получить доступ к рынку земли и скупить все лакомые куски за сравнительно небольшие деньги. По сути просто узаконив то, что они сейчас имеют. Если будет конкуренция со стороны иностранцев, то платить придется больше и не факт, что украинские олигархи эту ценовую гонку выдержат.
В договорах аренды практически везде уже давно записано, что арендатор имеет преимущественное право выкупа надела после снятия моратория. Однако если на рынок земли заходят иностранцы, у которых денег физически больше, то исполнение этих договоров теряет смысл.
Разумеется, если арендатор земли уже не является компанией с иностранным капиталом, каковых немало в Украине — они контролируют около 3,5 миллионов гектар земель. Из 42-х.
Простые селяне обычно идут в парадигме крупных агрохолдингов или «хозяев», на которых работают. Кроме того бытует опасение, что иностранцы будут более агрессивно пользовать землю и сделают ее на долгие годы непригодной для сельского хозяйства.
Также есть мнение, что иностранные владельцы — особенно крупные транснациональные агрохолдинги — будут практически неподотчетны украинским властям: за них на международном уровне будут вписываться правительства их стран и гасить любые поползновения заставить зарубежных инвесторов исполнять те же природоохранные нормы (похожая ситуация сейчас с «Криворожсталью»).
3. Почему Зе предложил такой вариант с референдумом?
Основная проблема с иностранцами, как видим, именно из-за агробаронов. Они, раз уже от продажи земли вообще не уйти, хотят избавиться от конкурентов, а потому против допуска к рынку земли иностранцев. А аграрное лобби очень сильно в Раде и без компромисса с ним закон провести сложно.
И Владимир Зеленский оказался таким образом на растяжке — с одной стороны открытия рынка земли и допуска иностранцев требуют на Западе. С другой — это вообще не хотят в Украине (так говорят соцопросы), но агробароны готовы согласиться на него с условием запрета на продажу иностранцам.
Поэтому Зе и придумал хитрый ход — не отказывать иностранцам напрямую, а прикрыться мнением народа через референдум.
Но сработает ли этот ход?
4. Так будет ли земля продаваться вообще и если да, то будут ли ее покупать иностранцы?
В тоже время, идея с референдумом пока не отменяет лазеек, которые законодатели оставляют для иностранцев.
В законопроекте, что Рада рассмотрит на этой неделе, их несколько.
В документе указано, что иностранцы не допускаются к скупке украинских угодий до 1 января 2024 года. Но если компания с иностранным капиталом уже работает в Украине не менее трех лет, то на нее ограничения не распространяются, и она сможет выкупать землю сразу на момент запуска рынка.
Как уже говорилось, такие компании в Украине уже есть.
Еще одна лазейка — на этапе открытия рынка на подставных лиц создается украинская компания, которая скупает земли, а затем, после 2024 года ее акции официально выкупают иностранцы.
То есть главная проблема — в том, что на рынок земли допускаются юрлица. Даже если они будут иметь украинское происхождение, в них в любой момент может войти иностранный капитал. И даже если на референдуме народ скажет, что за допуск к рынку земли только украинских компаний, формально Зеленский и Рада ничего не нарушат. Просто украинскую компанию потом купит иностранная.
В «Слуге народа» идею продавать землю не поддержали часть депутатов-мажоритарщиков, которые традиционно бунтуют против руководства фракцией.
«Прочитал тезисы партии по земле. Очень понравился вот этот:
право продавати і купувати землю матимуть лише українські громадяни та українські компанії, засновані виключно українськими громадянами.
А потом украинские граждане исключительно по закону продадут свои фирмы иностранцам.
Вы нас совсем за лохов держите?», — написал нардеп Александр Дубинский.
«Вопрос двойного гражданства давайте быстренько ещё пропихнем. И вообще ничего не надо менять», — предложил он.
«Товарищи, хотел бы отдельно уточнить один небольшой вопрос.
В случае открытия рынка земли, если что то пойдет не так, как планировалось, защищать интересы пострадавших граждан и интересы государства будет генеральный прокурор Рябошапка, да?», — задает вопрос нардеп Макс Бужанский.
«Зеленский сделал обращение ко всем нам по открытию рынка сельскохозяйственной земли.
Основное. Между первым и вторым чтением в законопроект будут внесены нормы, по которым купить землю смогут исключительно украинцы и украинские компании, учредителями которых являются исключительно украинцы. Право купли земли иностранцами будет решено на всеукраинском референдуме. Здорово, господин президент. Но есть вопросы. Почему этого не будет к первому чтению? И почему нет ни слова о том, смогут ли иностранцы купить компании, которые владеют землёй, и учредителями которых являются украинцы? Если иностранцы смогут покупать такие корпоративные права, то цена вашим словам — ломаный грош, а иностранцы скупят земли.
И, да. Теперь мы будем пристально следить за всеми иностранцами, которым Вы будете раздавать гражданство Украины. Если хоть кто-то из них совершенно случайно купит сельхозземлю, то Вы закончите очень плохо», — считет глава Жилищного союза Украины Александр Скубченко.
«Послушала Зеленского о продаже земли и референдуме. Даже не знаю, что и сказать!
Значит для того чтоб продавать украинскую землю спрашивать ничего у украинцев не нужно.
Спросят, мол, тогда, когда захотят продавать ее иностранцам? Но это же чушь!
А если участник юрлица, украинец, таки решит продать свою долю в украинском предприятии иностранцу/ам уже ПОСЛЕ законной покупки юрлицом земли?
Это что, лишит юр.лицо права собственности?
Это что приведет к ликвидации юр.лица? Ну на кого это рассчитано?
А сразу написать вменяемый закон не получилось? «Не смогла я?» Надо добивать его поправками ко второму чтению? С колен? Спешим?
Очень плохо. Очень», — пишет юрист Елена Лукаш.
Таким образом, все будет зависеть от того — хватит ли завтра в Раде голосов или нет. Точно будет голосовать большая часть фракции «Слуги народа» и «Голос». Точно не будет голосовать «Оппозиционная платформа». По остальным есть вопросы.
«Все зависит от того, сколько слуг народа проголосует. И хватит ли «Голоса», чтоб покрыть недостачу. И пока точно непонятно сколько именно есть голосов за законопроект даже после обещания Зеленского по референдуму», — сказал «Стране» источник в «Слуге народа».
По нашим данным, именно отсутствие голосов за законопроект и победило руководство парламента сдвинуть его рассмотрение на среду.