Адвокат родственников героев Небесной сотни Евгения Закревская объявила голодовку из-за того, что Верховная рада не рассмотрела поправку к закону о ГБР, которая, по ее мнению, должна позволить следователям по делам Майдана возобновить расследование. Не все юристы столь категоричны. Следствие будет продолжаться и никакой трагедии из-за того, что по делам Майдана могут поменяться следователи, не произошло. Такое мнение в комментарии «Слово и Дело» высказал адвокат Андрей Подосинов.
Напомним, расследованием уголовных производств, которые называют «дела Майдана», занималось управление специальных расследований ГПУ, которое возглавлял прокурор Сергей Горбатюк. С 20 ноября 2019 года прокуратура утратила полномочия по расследованию уголовных производств, поэтому управление Горбатюка было расформировано.
Большинство дел о событиях на Евромайдане должны были передать для расследования Госбюро расследований, а также Службе безопасности Украины, Нацполиции и Национальному антикоррупционному бюро Украины. В ГПУ сообщали, что сотрудникам управления специальных расследований предложили перейти на работу в ГБР, чтобы и дальше заниматься расследованием майдановских дел, или после аттестации продолжить работу в ГПУ в новом департаменте процессуального руководства по делам Майдана.
Как пояснил Подосинов, согласно Уголовному процессуальному кодексу сторона обвинения, которая осуществляет расследование, включает прокуроров и следователей. Досудебное расследование осуществляет следователь, а прокурор является процессуальным руководителем в уголовном производстве. Следователь не может без согласования с прокурором проводить ряд действий, а именно: обращаться с ходатайствами о проведении обысков, получении допуска к документам, избрании меры пресечения и прочее.
В то же время прокурор может самостоятельно проводить следственные действия, сообщать о подозрении и обращаться в суд с обвинительным актом. После того, как прокуратура потеряла следственную функцию, на прокуроров это никак не повлияло и они могут продолжать оставаться руководителями в досудебном производстве. Вопрос в следователях, в том числе и тех, которые входили в управление спецрасследований Горбатюка.
«Изменение органа досудебного расследования на функции прокуроров не влияет. Я не вижу никакой трагедии или проблемы в этой ситуации, поскольку все процессуальные прокуроры остаются на месте и согласно УПК прокурор вправе проводить следственные действия, в том числе принимать процессуальные решения», – отметил он.
Алексей Подосинов подчеркнул, что когда дела будут передаваться из Генпрокуратуры в ГБР, то некоторое время уйдет на обычные организационные моменты, когда тома производств надо физически перевезти в другое помещение, а также передать вещественные доказательства, подписать необходимые акты, провести опись.
«Поэтому не исключена некоторая задержка. Однако прокуроры могут и дальше работать, поэтому не думаю, что организационные вопросы могут как-то существенно повлиять на ход следствия. К тому же, непонятно, почему после шести лет не слишком плодотворного расследования наиболее остро вопрос встал именно сейчас, когда следователям надо либо пройти длительный и сложный конкурс, чтобы перейти в ГБР, или пройти квалификационную комиссию и остаться в прокуратуре, или вообще выйти из дела», – отметил Подосинов.
Что касается непосредственно поправки к закону о деятельности ГБР, которая позволила бы следователям, занимающимся делами Майдана и хорошо ориентирующимся в материалах производств, по сокращенной процедуре перейти в ГБР, то депутат от фракции «Слуги народа» Ирина Верещук сообщила, что рассмотрение поправки запланировано на 5 декабря.
По мнению эксперта по конституционному праву Богдана Бондаренко, эта норма было «прописано» непосредственно под следователей и это не совсем правильно с правовой точки зрения.
«Независимо от того, как поведет себя парламент, дела Майдана в любом случае будут расследоваться дальше, ничего катастрофического не происходит. Возможно на месяц-два (следствие – ред.) встанет на паузу, пока передадут материалы дел в ГБР», – отметил Бондаренко.
Напомним, ранее мы писали, что по делам Майдана обвинительный приговор одобрен относительно 46 человек, а подозрение сообщено 445 лицам.