Вчерашний «шторм» на мировом финансовом рынке сильно ударил по гривне в первой рабочий день недели. Ее курс на межбанке обвалился сразу на 40 копеек, и остановился к вечеру на отметке в 25,40-25,42 грн/$.
Очень сильно поднялись средние цены на наличный доллар: сразу на 30-60 копеек на продаже доллара — до 25,60-25,80 грн/$ и на 25-35 копеек — на выкупе у людей (до 24,90-25,10 грн/$), пишет Страна.
Высокие наличные цены
Опять же — это средние расценки. Максимальные намного выше, и ставить их начали еще вчера — 26,50 грн/$. Так поступали финансовые компании. У банков максимумом на продаже сегодня стал уровень 25,99-26,0 грн/$. Это курсы небольшого запорожского МетаБанка и киевского банка «Аркада».
Весьма дорого валюту продавали госбанки, что удивило их коллег, которые ждали от них успокоительных расценок. Однако их курсы на продаже настораживали:
• Ощадбанк — 25,90 грн/$ (выкуп — 24,90 грн/$);
• Приватбанк — 25,84 грн/$ (выкуп — 25,0 грн/$);
• Укрэксимбанк — 25,78 грн/$ (выкуп — 24,90 грн/$).
Может быть госструктуры хотели отбить у людей желание на покупку валюты, однако, если верить их коллегам, этим они еще сильнее подстегивали спрос на доллар со стороны населения. Банкиры отмечают, что он сегодня вырос очень серьезно. Украинцы активно конвертировали гривну в доллар и в обменниках, и в мобильных приложениях, и в системах интернет-банкинга.
Опасались более глубокой девальвации гривны.
Кто двигает курс
Эта самая девальвация еще с утра вовсю шла на межбанке, так что страхи населения были не беспочвенными. На открытии торгов 10 марта цена доллара сразу прибавила 28 копеек, и вышла на 25,15-25,30 грн/$.
«Утренний рост котировок был вызван большим перечнем причин, накопившихся с предыдущих дней. Это и пандемия коронавируса, и падение фондовых рынков по всему миру, и рекордный обвал цен на нефть, и выход инвесторов с развивающихся рынков. Ну и, конечно же, решение наших властей не проводить размещение новых выпусков гособлигаций и внутриукраинская политическая турбулентностью», — перечислил «Стране» условия директор казначейства Банка Кредит Днепр Олег Куринной.
Сильнее всего на курс давили иностранцы и население.
Нерезиденты продолжали активно конвертировать гривну, полученную от продажи ОВГЗ. С начала марта их вложения в гривневые бумаги сократились более чем на 4 млрд гривен. Сброс бумаг стал регулярным, что видно по сокращению размера портфеля в нацвалюте:
• 10 марта — 121,2 млрд грн;
• 6 марта — 121,98 млрд грн;
• 5 марта — 122,9 млрд грн;
• 4 марта — 123,6 млрд грн;
• 3 марта — 123,9 млрд грн;
• 2 марта — 125,1 млрд грн;
• 28 февраля — 125,3 млрд грн.
Идет системный сброс бумаг. И все понимают, что он не остановится в ближайшее время. Иностранцы бегут с развивающихся рынков, особенно с тех, где не самые лучшие экономические показатели (ВВП Украины в январе сократился на 0,5%). Но вместе с тем, включилась и эмоциональная составляющая валютного рынка — покупка валюты населением. Эту категорию практически невозможно просчитать. Нельзя точно понять, сколько люди смогут скупить.
«Действительно, ощутимо растет спрос на валюту со стороны населения. Но паники еще нет. И что очень важно — люди пока не кинулись конвертировать в доллар свои гривневые депозиты. Будем надеется, что власти смогут успокоить их раньше, и не придется гасить масштабный ажиотаж», — подчеркнул в беседе со «Страной» финансовый аналитик Василий Невмержицкий.
Внешние факторы, связанные с коронавирусом и падением цен на нефть, конечно, служили негативным фоном, но давили на межбанк лишь с утра, и не очень сильно. Тем более, что наши бумаги за границей перестали активно катиться вниз.
«Существенного роста доходностей еврооблигаций Украины сегодня не происходило. Его наблюдали вчера, сегодня рынок успокоился. Это, конечно, пока еще ничего не значит, нельзя говорить, что роста больше не будет. Но пока есть определенное затишье», — объяснил «Стране» ситуацию руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий.
Как Нацбанк спасал, а Ощад помогал
Хотя на конец дня безналичный курс доллара поднялся до 25,40-25,42 грн/$, банкиры успокаивают, что могло бы быть гораздо хуже.
Во-первых, потому что Нацбанк с самого утра вышел с поддержкой гривны: продавал по 25,20-25,25 грн/$, и отдал до 13 часов $250 млн (что НБУ подтвердил официально), а также порядка $50 млн после обеда — это уже оценочная цифра казначеев. В конце дня регулятор стоял с двумя высокими ценниками — 25,40-25,45 грн/$.
Во-вторых, потому что безналичный курс смогли удержать ниже 26 грн/$. Со вчерашнего дня все боялись более существенной девальвации нацвалюты.
Банковские казначеи рассказали, что общий объем торгов на межбанке сегодня был очень большим — порядка $420 млн (средняя двухдневная норма). Продавцом дня стал, конечно же, НБУ, потративший из резервов за день около $300 млн: кстати, это чуть меньше половины от того, что центробанк приобрел за весь февраль ($689 млн). При этом регулятору активно помогал государственный Ощадбанк, который также целый день продавал валюту. Чья она — точно никто не знает. Но не исключается, что это был доллар НАК «Нафтогаз».
Кроме госструктур из числа продавцов валюты выделяли еще и металлургические предприятия (особенно ПУМБ). Банкиры гадали: сталеваров просто попросили помочь или они что-то знают о планах властей откатить курс и пользуются моментом для выгодных сделок. Агросектор также конвертировать во вторник выручку, но, по словам казначеев, заметно в меньших объемах, чем их коллеги.
Активно покупали валюту почти все. Первым с утра был Ситибанк: говорят, что он получил от НБУ прямую интервенцию на старте межбанке. А дальше к нему подключился весь рынок, который приобретал валюту и под иностранных держателей ОВГЗ, и под пополнение касс для населения, и под импортеров.
Чтобы успокоить рынок, НБУ сделал сегодня публичное заявление, в котором обещал поддерживать гривну валютными продажами на межбанке. Чиновники называют это «вербальными интервенциями».
При этом в Нацбанке назвали незначительным влияние на курс нерезидентов и их сделок с ОВГЗ, что совершенно точно неправда (это очень важный фактор). Ну и похвастались крупным размером золотовалютного резерва Национального банка — $26,8 млрд, но не указали его структуру.
Как видим, живого доллара в структуре резервов совсем немного.
Это подтверждается официальными данные НБУ на 1 марта 2020 года: доля наличных, депозитов и корсчетов составила лишь 10,4%, то есть $2,77 млрд. Это деньги, которые можно оперативно использовать для поддержания гривны на межбанке. На золото пришлось 5% ($1,34 млрд).
А львиная доля валютного запаса Украины составили не живые деньги, а ценные бумаги — 84,6%. Преимущественно это американские долговые обязательства — Treasury. Конечно, их можно превратить в деньги (продать на международном рынке), однако на это потребуется время и непонятно, какими на момент продажи будут цены.
То есть, сегодня за один день НБУ спустил более 1% своих резервов. Причем, пока непонятно, спасет ли это ситуацию.
Что дальше будет с курсом гривны
Финансисты не верят, что сегодняшних валютных распродаж хватит, чтобы полностью успокоить межбанк и остановить подорожание доллара. На 11 марта прогнозируют новый раунд подорожания валюты.
«Скорее всего, завтра безналичная торговля будет происходит в рамках 25,40-25,50 грн/$», — считает Олег Куринной.
Не исключаются и более существенное подорожание «американца».
«Межбанк может открывать и более существенным ростом — на уровне 25,45-25,55 грн/$. Поскольку никто точно не знает, сколько валюты еще потребуется иностранцам под вывод капиталов из ОВГЗ. А главное — сколько люди купят доллара в интернете на свои счета и завтра запросят в кассах. Объемы станут понятными по ходу, но ясно, что они будут немалыми. К тому же до конца непонятно, какой объем доллара из резерва еще сможет потратить Нацбанк и сколько придет от «Нафтогаза». Много вопросов, отсюда и такие ожидания», — резюмировал Василий Невмержицкий.
В конце дня на межбанке ходил упорный слух о крупных валютных распродажах «Нафтогаза» с завтрашнего дня. Причем с зеркальным эффектом: продать крупный объем для провала курса доллара, а затем откупить, когда курс отскочит в обратной сторону. В свое время газовый монополист уже проделывал такое на малых объемах. Однако финансисты до конца не верят в сплетню. Не исключают, что ее распространяли специально, чтобы на словах успокоить валютчиков и сэкономить резервы Нацбанку. Что будет на самом деле — только время покажет.
Также не совсем понятно — насколько долго Нацбанку позволят тратить сотни миллионов долларов из своих резервов. Уже раздаются заявления, что это коррпуционная схема и сговор, чтобы за счет «спускания» резервов позволить уйти с украинского рынка спекулянтам при еще не очень высоком курсе доллара.
И если в ближайшие давление на курс гривны сохранится, то добавится аргументов у сторонников того, чтоб прекратить тратить серьезные ресурсы на поддержание курса гривны, а опустить ее курс до более сбалансированного в нынешней ситуации уровня.