Женщина, сбившая пенсионерку, получила условную судимость, пишет kp.ua.
Условная судимость в один год и 126 000 гривен долга перед пострадавшей. Такой приговор Шевченковский районный суд Запорожья вынес по уголовному делу о ДТП с участием электрического самоката. Решение смело можно назвать прецедентным, поскольку популярная забава впервые была признана транспортным средством, а управляющая электросамокатом женщина — нарушителем Правил дорожного движения за появление на пешеходной части улицы.

Борьба за место на тротуаре между пешеходами, самокатчиками, гироскутеристами и прочими любителями прокатиться становится все жарче. А законодатели никак не могут определить правила игры для «покатушек», которые сегодня становятся не только развлечением, но и альтернативой городскому транспорту. Проблема обсуждается горячо, но всякий раз заходит в тупик.

Лавировали между прохожими
С 70-летней Анной Петровной из Запорожья (имя по просьбе изменено) беда приключилось в июне прошлого года. Около шести вечера пенсионерка вышла из дома, чтобы снять деньги с банкомата, но аппарат не работал. И она повернула назад, неспешно идя по улице Чаривной. Внезапно удар, падение на землю и — резкая боль. В первые минуты пенсионерка и подумать не могла, что она будет на долгое время прикована к больничной койке.

Подняться на ноги пострадавшей помогала женщина, которая на нее же и наехала. Да не одна, а вместе с ребенком, которого катала на самокате, лавируя между прохожими. Рядом на велосипеде так же лавировал ее супруг. В суде оба утверждали, что мама с сыном всего лишь задели пенсионерку локтем и что от госпитализации она отказалась сама.

— Я действительно сначала отказалась, потому что находилась в состоянии шока и думала, что вот-вот станет лучше, — вспоминает Анна Петровна. — Когда поняла, что не могу двигаться, попросила вызвать скорую помощь. А они настаивали, что сначала вызовут полицию, и вскоре ушли домой. Пришлось звонить знакомой…

Врачи поставили очень опасный для пожилого человека диагноз: перелом шейки правой берцовой кости. Чтобы не остаться прикованной к постели до конца своих дней, Анна Петровна перенесла дорогостоящую операцию.

Объект повышенной опасности
Скажете, мало ли что происходит на улице и кто кого может толкнуть! Тем не менее следствие пришло к выводу, что имеет место настоящее ДТП — наезд на пешехода. А электросамокат подпадает под определение транспортного средства, которое дано в п.1.10 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Кабмина от 1 октября 2001 года. Хоть тогда, когда вводили эту норму, такого чуда прогресса в Украине днем с огнем было не найти и среди терминов ПДД электросамокаты не значатся.

Мы не знаем, какой метод защиты выбрала сторона обвиняемой — их адвокат от комментариев категорически отказался. Но сказал, что апелляцию на решение суда не подавали.

— Я считаю, что решение суда строилось на принципе справедливости. Каждая ситуация индивидуальна, и в данном случае были взвешены все аргументы. Транспортное средство, каким признали электросамокат, это объект повышенной опасности. Согласно Правилам дорожного движения, ему не место на пешеходной части улицы. Обвиняемая после одного из заседаний признала свою вину и даже попросила у потерпевшей прощения, — говорит адвокат пенсионерки Сергей Елисеев. — Хотя с лечением никак не помогала и по настоящий день из 106 000, назначенных судом, компенсировано всего 10 000.

электросамокат
Электросамокат в Украине был признан транспортным средством. И согласно ПДД, ему не место на тротуаре. Фото: letskick с сайта pixabay
Как пешеходы, только железные
Состояние Анны Петровны сейчас можно назвать удовлетворительным, она даже может выходить из дома, но каждый раз с опаской оглядывается по сторонам. И другим мы советуем поступать так же. Вовсе не факт, что при аналогичном ЧП правда окажется на стороне пешехода.

Эксперт по безопасности дорожного движения Владимир Караваев считает, что суд в Запорожье допустил путаницу.

— В приговоре применили статью 292 Уголовного кодекса — нарушение действующих на транспорте правил. А какой из самоката транспорт? Транспорт перевозит пассажиров и грузы, он предполагает наличие водителя с удостоверением. А где на самокате водитель? — задается вопросами эксперт. — Если бы обвиняемая подала апелляцию, дело могло развалиться во второй инстанции.

Адвокат Вадим Володарский, который специализируется на ДТП, другого мнения: суд принял оправданное решение.

— По характеристикам электросамокат можно приравнять к мопеду. А мопед — это транспортное средство, которому нельзя двигаться по тротуару, — говорит юрист.

В то же время признаем факт, что управлять мопедом можно только при наличии номерного знака и прав. А для электросамоката, как и велосипеда, ничего такого не требуется.

Велосипедистам предписано двигаться по краю проезжей части, если нет специальной дорожки. А самокатам вообще никакого указа нет. Получается, что они вроде пешеходов, только железные, и разгоняются до 50 километров в час. Поэтому в постсоветских странах нередко наезд самокатчика на пешехода признают «злостным хулиганством».

Всех превратить в камикадзе
Недавно в Раду был внесен второй законопроект, которым автор Андрей Деркач пытается урегулировать правила для «самобалансирующих транспортных средств, оборудованных электродвигателями». Основная идея та же, по которой депутаты провалили первый подобный документ — электросамокаты, сигвеи, гироскутеры хотят отправить на край проезжей части. А это превращает всех любителей прокатиться в камикадзе, поскольку любая выбоина для маленького колеса чревата потерей равновесия, и ездок в один момент может оказаться выброшенным под колеса автомобилей.

— Самобалансирующий транспорт хотят приравнять к велосипеду и установить единые правила, — говорит Владимир Караваев. — Но этого делать нельзя. В Украине на разных дорогах разная интенсивность движения. Я считаю, что разрешенные и не разрешенные для самокатов улицы должны определять местные власти, исходя из инфраструктуры населенных пунктов.

И у них не лучше
Адвокат Вадим Володарский более категоричен:

— Признавать участниками дорожного движения можно только электровелосипеды и электроскутеры. Самокаты и прочие малые самобалансирующие приспособления для езды легализировать нельзя. Я считаю, что им нужно запретить выезд даже на велосипедные дорожки, поскольку эти средства создают повышенную опасность для велосипедистов, — говорит юрист.

Самый большой риск, по мнению Володарского, прокатные самокаты.

— Если на своем личном средстве человек хоть как-то учился кататься, то прокатным самокатом может воспользоваться любой, кто скачал программу — новичок без малейшего опыта езды, лицо под воздействием алкоголя или наркотиков, — отмечает юрист.

Вопрос о правах и обязанностях владельцев самобалансирующих средств актуален не только для Украины, но и всего мира. Поскольку даже там, где установлены правила, они в большинстве своем не соблюдаются.

Например, во Франции требования запретить такие средства появились после того, как две женщины на электросамокате насмерть сбили на тротуаре 31-летнюю уроженку Италии.

В Британии до лета 2020 года электросамокаты и прочее вообще были запрещены для использования в городской инфраструктуре. После того, как с оглядкой на карантин британцы пустили «покатушки» на велосипедные дорожки и край проезжей части, под колесами грузовика погибла известная телеведущая Эмиль Хартридж. Сейчас активисты движения за безопасность требуют вернуть запрет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущая статьяКак будет расти минимальная зарплата, а вслед за ней налоги
Следующая статьяПОЛІЦІЯ ВИКРИЛА ТРЕНЕРА У СТВОРЕННІ ДИТЯЧОЇ ПОРНОГРАФІЇ