Почему, планируя бытовое убийство, легко попасть в засаду.
Криминальной сенсацией недели стал арест киевлянки, которую многие называют политзаключенной. Бывшая преподавательница иностранных языков, 60-летняя Наталья Лордкипанидзе в последние годы позиционирует себя как правозащитница, является участницей Майдана, общественной активисткой. Обвиняют пожилую женщину ни много ни мало — в попытке нанять киллера для бывшего мужа.
Чтобы предотвратить замысел, полиции и СБУ пришлось провернуть целую спецоперацию. Такова позиция стороны обвинения. Позиция защиты состоит в том, что спецслужбы грубо подвели Наталью под тяжкую статью, чтобы поквитаться за ее гражданскую позицию и помощь жертвам произвола СБУ. Разобраться во всем должен суд. Мы же решили выяснить, стоит ли овчинка выделки, то есть большая оперативная комбинация — как месть пожилой женщине.
Освободила из тюрьмы, чтобы убить?
С мужем Наталья Лордкипанидзе развелась около шести лет назад, но вынуждена была делить одну квартиру в Киеве. В таком положении оказываются многие распавшиеся семьи, из-за чего криминальные сводки страны часто пополняются новостями из разряда «бытовух». Однако дочка Натальи — певица Юлия Лорд в интервью «КП» в Украине» утверждала, что в бывшей семье оставались «человеческие отношения». Дескать, ссорились, мирились, но все было в рамках.
Бывший супруг Виктор Лордкипанидзе дважды побывал за решеткой. Наталья, как рассказывают знакомые, сумела вытащить его в первый раз, а во второй — когда этим летом его арестовали за разбой, сменить меру пресечения. Это железный аргумент в пользу арестованной: зачем возвращать на свободу того, кого ненавидишь? Сидел бы себе до поры до времени.
Сейчас Виктор находится под жесткой охраной программы защиты свидетелей, сквозь которую не просочится ни один комментарий. Поэтому можно только строить версии.
— Бывают обстоятельства, когда человек вынуждает себе помогать. Например путем шантажа или запугивания. У мужа этой женщины были знакомые в криминальных кругах или он мог располагать какими-то фактами, которые бросят тень на ее имя, — допускает юрист Алексей Сиротинский, бывший следователь милиции.
Больше всего вопросов вызывает способ, которым якобы расправились с правозащитницей. В арсеналах СБУ, которая многое унаследовала от КГБ, есть множество более простых методов. Например, подбросить наркотики, оружие, организовать «несчастный случай» или «билет» в дурдом. Сделанный выбор удивляет даже защитников Натальи.
— Преступление, инкриминируемое Наталье Лордкипанидзе, настолько абсурдно, что поневоле задумаешься, почему СБУ или полиция не могли придумать более вероятного, — написала в Фейсбуке знакомая правозащитницы из Одессы Виктория Колтунова. — Ну, к примеру, классика жанра — подкинуть что-то запрещенное в ее большую мягкую сумку, с которой она всюду ездила, оставляла в разных местах. Однако ей пришили «мокрое дело», в которое ни один здравомыслящий человек не поверит. А на самом деле ее покрутили по статье — обвиняется в политической активности…
Факт, что передала деньги и фото
Согласно официальному сообщению, Наталью задержали после того, как в одном из кафе она передала киллеру (понятно, подставному) фотографию мужа и 20 тысяч гривен задатка. Виктора загримировали под мертвого, сделали фото и вручили «заказчице», которая принесла остаток обещанных 3 тысяч долларов.
— Нельзя исключать, что это могла быть провокация. Или в полицию поступил сигнал от человека, который таким образом мог мстить женщине, — говорит экс-замминистра МВД Михаил Корниенко. — Но есть факт, что она передала деньги, и фото. К этому ее не могли вынудить, и это фиксировала видеокамера. А такие оперативные мероприятия сейчас невозможно провести без ведома прокуратуры, санкции суда.
По словам генерал-полковника милиции, спецоперации по предотвращению заказных преступлений давно отработаны в Украине, как и за рубежом.
— Это отлаженная, но сложная, большая работа. Задействован не один человек, техника. Так не мстят, — считает Михаил Корниенко.
По словам нашего эксперта, который в свое время возглавлял управление по борьбе с организованной преступностью, попытки заказать силовое устранение родственников, бывшего супруга, жену, делового партнера нередкие. На кону стоит обычно либо имущество, либо бизнес. Порой такими фактами приходилось заниматься по несколько раз в год. Люди часто переоценивают свою изворотливость и не понимают, что находятся в двух шагах от разоблачения. Киллерство, как и любое другое явление, имеет свои секреты.
Спрос породил предложение
Заказы на убийства в СССР существовали всегда, но имели больше политический характер. В массы они стали внедряться с конца 80-х, когда рухнул железный занавес. Во-первых, на коммунистические просторы хлынула западная кинопродукция, где киллеры выглядели не только ужасными монстрами, но где-то и борцами за справедливость. Во-вторых, стала развиваться кооперация. Коммерсантам понадобилось устранять конкурентов и бывших партнеров, с которыми не могли поделить бизнес. Спрос породил предложение, лет через пять-шесть сформировалась целая каста типов, которые зарабатывали на человеческих жизнях.
— В 1996-1997 годах мы насчитывали в Украине около 1000 киллеров, которые брали заказы у предпринимательских структур, бандитов или политиков, — вспоминает Михаил Корниенко. — В Киеве даже была одна женщина-киллер, которая сознательно выбрала этот путь, чтобы зарабатывать.
Параллельно стало развиваться «бытовое» направление. Профессиональные киллеры не гнушались брать и такие заказы, поэтому люди стали искать на них выходы. И очень часто попадали в засаду.
Не секрет, что любая правоохранительная структура имеет в криминальной среде своих агентов и осведомителей. Кто-то получил мягкий срок в обмен на обещание сотрудничать, кто-то «лицензию» на торговлю наркотиками, а кто-то внедрялся в банды и за деньги. Когда обыватель пытался сблизиться с уголовниками, чтобы отыскать наемника, информация просачивалась в милицию, прокуратуру или СБУ. И ставился спектакль.
Благодарная работа
Киллер — обычно оперативник или доверенный милиции человек выходил на заказчика, начинались торги. Когда стороны приходили к консенсусу, жертву ставили в известность о готовящемся покушении и гримировали под покойника с помощью театрального грима, а то и обычного кетчупа. Фотографию «трупа» киллер демонстрировал заказчику, и в момент передачи денег происходило задержание.
— Если в преступлениях, где были задействованы интересы большого капитала либо политика, милиция могла быть связана по рукам, то предотвращение бытового заказного убийства — это всегда безопасная и благодарная работа, которая сулит поощрения и улучшает статистику раскрываемости, — говорит юрист Алексей Сиротинский.
Тем не менее уверенность, что избавиться от неугодного человека проще простого, все еще жива в наивных людях. «КП» в Украине» поведали случай, когда подросток-мажор обратился к своему спортивному тренеру с просьбой помочь устранить сводную сестру, которая ему поперек горла. Сей шокирующий случай не стал достоянием гласности и не вошел в полицейские сводки. Богатенький папа просто надрал отроку уши.
|