Каждый из этих десяти пунктов выглядит ошибкой, а вместе эти промахи становятся системой, которая губит перспективы успешного будущего страны, вызывает недоверие со стороны западных партнеров и усиливает позиции противников украинской государственности.
Список ошибок, которые совершил глава государства, с каждым днем удлиняется. И наносит вред не только ему самому, но и государству.
Журнал Новое время собрал ключевые провалы президента Петра Порошенко.
1 Совмещение бизнеса с должностью президента
Петр Порошенко неоднократно, начиная с интервью немецкой газете Bild еще до выборов, обещал продать Рошен. За два года в кресле главы государства он так и не смог сделать это. И все время путался в показаниях.
В сентябре 2014‑го Порошенко заявил, что заключил договор с компанией Rothschild, которая должна помочь с продажей бизнеса. Потом оговорился, что договор заключат в ближайшее время. Затем оказалось, что покупателей нет. В январе 2016‑го президент сказал, что подписал документы о передаче Рошена в “слепой траст”. Панамский скандал, разразившийся весной, показал, что слепого траста нет, но есть офшоры.
2 Покровительство бездействию прокуратуры
Генеральная прокуратура (ГПУ), в отличие от министерств и ведомств, фактически находится в прямом подчинении у президента.
Список дел постмайданных генпрокуроров — это антология необъяснимых и подозрительных провалов в борьбе с коррупцией на высшем уровне. Первый глава ГПУ Олег Махницкий показал крайне низкую эффективность на своем посту, но был, тем не менее, впоследствии назначен советником президента. У преемника Махницкого Виталия Яремы высокопоставленные чиновники, подозреваемые в совершении преступлений, просачивались сквозь пальцы. Последний из назначенных Порошенко генпрокуроров — Виктор Шокин — и вовсе стал притчей во языцех: его отставки требовали не только украинские политики и активисты, но и западные официальные лица. Однако президент месяцами игнорировал эти призывы.
А тем временем при Шокине из страны бежал бывший глава Администрации президента Андрей Клюев, а с подозреваемого в сепаратизме экс-регионала Александра Ефремова сняли электронные браслеты. Также из‑за бездействия ГПУ Евросоюз снял санкции с Андрея Портнова, бывшего первого замглавы Администрации президента.
Шокин еще и покрывал коррупционеров в собственном ведомстве. Он сделал все, чтобы развалить дело “бриллиантовых прокуроров” Владимира Шапакина и Александра Корнийца, задержанных в ходе спецоперации ГПУ и СБУ с $500 тыс. наличных и драгоценностями. Авторами операции стали замы генпрокурора — Давид Сакварелидзе и Виталий Касько, которых в итоге Шокин уволил.
Накануне собственной отставки Шокин распорядился не передавать дела из ГПУ в Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ). Более того, он еще и создал новый департамент расследований в сфере госслужбы и госсобственности. Сергей Лещенко, нардеп БПП, уточняет, что эту структуру называют департаментом Кононенко—Грановского в честь неофициальных кураторов — приближенных к президенту депутатов Игоря Кононенко и Александра Грановского. В итоге ГПУ и дальше будет оставаться максимально зависимым от окружения главы государства органом.
3 Сотрудничество с дискредитировавшими себя парнями
Олесь Довгий, экс-секретарь Киевсовета и один из близких соратников Леонида Черновецкого, в свое время получил скандальную известность как участник сомнительных схем по распределению столичной земли. Позже он неудачно попытался пройти в Раду, скупая голоса киевских избирателей продуктовыми наборами, а затем сблизился с регионалами.
В 2014‑м он прошел в Раду с кировоградского округа, на котором президентская партия сознательно выставила непроходного кандидата, о чем тогда же заявили Сергей Лещенко и Мустафа Найем. Оба зафиксировали в этом округе массу нарушений.
Довгий все равно попал в парламент, став членом депутатской группы Воля народа. Лещенко называет его “смотрящим президента Порошенко в группе депутатов-бизнесменов “Воля народа””, указывая на тот факт, что он никогда не действует вопреки воле главы государства.
4 Министерство для кума
После парламентских выборов 2014‑го в Украине с подачи президента появилось Министерство информполитики, а его главой назначили депутата БПП Юрия Стеця. Причем свой портфель Стець, бывший генеральный продюсер президентского Пятого канала и кум Порошенко, получил еще до фактического создания ведомства.
Мининформполитики раскритиковала международная организация Репортеры без границ: мол, появление подобного правительственного инструмента — это регресс в деле свободы слова. Президент же заявил, что ведомство необходимо и его главная функция — отражение информационных атак против Украины.
Заметными успехами в этом деле министерство не отметилось. Стець даже подавал в отставку, но в итоге продолжает работать.
5 Договорняки с олигархами
В апреле 2015‑го украинский бизнесмен Дмитрий Фирташ, задержанный в Австрии по требованию США, заявил, что до президентских выборов встречался в Вене с Виталием Кличко и Петром Порошенко. Детали тайного рандеву он не раскрыл, но уточнил его цель — недопущение к власти Юлии Тимошенко. “Мы получили то, что хотели: Кличко стал мэром, Порошенко — президентом”,— сказал Фирташ судьям. Сам глава государства факт встречи подтвердил, но назвал ее случайной, а договоренности не признал.
Команда Порошенко и после выборов регулярно вела непубличные переговоры с олигархами.
Весной 2015‑го нардеп БПП Мустафа Найем опубликовал секретные документы, разработанные при участии представителей миллиардера Рината Ахметова. План Крепость описывал стратегию по защите интересов донецкого бизнесмена и его компании ДТЭК в энергетике. Разработчики готовили масштабные акции протеста, планируя создать рабочее движение для защиты Ахметова и давления на власть.
СБУ запросила план у Найема, приобщив его к расследованию по финансированию протестных акций шахтеров. Но позже закрыла дело. А контрплан группы экспертов — создание временной комиссии в Верховной раде для изучения вопроса о том, как ДТЭК стал монополистом в тепловой генерации, и демонополизация отрасли, попав на стол к президенту,— так и остался без внимания.
Существование конфиденциальных договоренностей с президентом в интервью Левому берегу признал и миллиардер Игорь Коломойский. В Администрации президента в ответ на запрос Найема слова владельца группы Приват опровергли.
Горькая парочка: народные депутаты Игорь Кононенко (слева) и Олесь Довгий (справа) оставили на рейтинге Петра Порошенко свои неизгладимые следы
6 Непотизм: сын-депутат
31‑летний Алексей Порошенко, старший сын президента, давно следует в фарватере отца. Он работал в Рошене, а в 2010‑м, когда Порошенко-старший возглавлял МИД, попал в генконсульство Украины в Шанхае. С 2013‑го стал депутатом Винницкого облсовета — вотчины Порошенко. На досрочных выборах в Раду в 2014‑м сын президента победил на том же винницком округе, который двумя годами ранее делегировал в Раду его отца. Теперь сын входит в именную фракцию родителя.
7 Единственный европейский топ-чиновник с собственным телеканалом
Созданный Порошенко в 2003‑м Пятый канал долгое время был единственной телекнопкой, принадлежащей топовому оппозиционному политику в стране. Теперь Порошенко — второй в новейшей истории Европы руководитель государства, который владеет телеканалом. Первым был итальянский премьер Сильвио Берлускони.
Порошенко категорически отказывается его продавать, несмотря на очевидный конфликт интересов.
8 Неразборчивость в средствах во время довыборов в Чернигове
26 июля 2015 года в Чернигове прошли внеочередные выборы. Там сошлись Геннадий Корбан, соратник миллиардера Игоря Коломойского, и выдвиженец БПП Сергей Березенко, до того руководивший подчиненным Администрации президента Госуправделами.
Второй кандидат был близок не только к президенту — свою карьеру он начинал в составе молодой команды скандального киевского мэра Леонида Черновецкого.
Черниговская кампания стала одной из самых грязных в новейшей истории Украины. И Корбан, и Березенко тратили огромные деньги, проводя концерты и другие массовые мероприятия. Кроме того, соратник Коломойского открыто раздавал продуктовые наборы, а его оппонента обвиняли в использовании админресурса. Поддержать Березенко приезжали высокопоставленные представители команды власти. В Чернигове появился даже одесской губернатор Михаил Саакашвили. Госуправделами отправило черниговских детей отдыхать в подшефный лагерь в Пуще-Водице, а также в карпатскую государственную резиденцию Синегора. Помогал Березенко и руководитель местной полиции Антон Шевцов, который впоследствии возглавил полицию Винницкой области, после был обвинен в сепаратизме и задержан СБУ при попытке бегства из страны.
На выборах победил Сергей Березенко, который сразу же вошел в руководство президентской партии, а в парламенте пополнил фракцию Блока Петра Порошенко.
9 Терпимость к сомнительным делам близкого окружения
50‑летний Игорь Кононенко — ближайший соратник президента, с которым он знаком три десятка лет. Они строили и вели совместный бизнес. Им принадлежат соседние участки в Царском селе, элитном районе киевского Печерска, полученные с помощью сомнительной сделки.
Попав в парламент по списку БПП, близкий друг президента стал первым замглавы фракции. Именно он, накануне выборов, занимался объединением порошенковской Солидарности и УДАР в БПП.
Со второй половины 2015‑го на нардепа посыпались обвинения в том, что он не только фактически управляет БПП, но и пытается в ручном режиме контролировать работу госкомпаний, а также Генпрокуратуры.
В феврале 2016‑го Кононенко стал первопричиной нынешнего правительственного кризиса:Айварас Абромавичус, министр экономического развития и торговли, заявил, что уходит в отставку — в том числе из‑за того, что Кононенко и его люди вмешиваются в работу министерства. НАБУ открыло уголовное производство.
Несмотря на скандал, о котором написали не только украинские, но и многие западные СМИ, серый кардинал лишь на время скрылся из глаз публики, уйдя с поста первого заместителя главы фракции. Дав показания в НАБУ, он вернулся на работу в Раду, а его кадры продолжили вливаться в госструктуры. Как, например, замглавы Фонда госимущества стал Владимир Державин, давний соратник Кононенко.
Несмотря на испорченную репутацию друга, Порошенко продолжает опираться на него в парламенте.
10 “Панамагейт”
В начале апреля Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) опубликовал масштабное расследование об офшорных компаниях — так называемые панамские документы. Среди фигурантов оказался и Петр Порошенко. Выяснилось, что летом 2014 года он учредил офшорную компанию, но не указал этого в декларации ни за 2014‑й, ни за 2015‑й.
Пока президент отмалчивался по этой теме, статьи о его участии в офшорном скандале вышли во влиятельных западных и украинских изданиях, нанося удар по международной репутации Украины.
Позже Порошенко все же объяснил, что цель офшора — создание предприятия для передачи его бизнеса в управление банку Rothschild, а не уход от налогов.
Кристина Бердинских, опубликовано в журнале Новое время