Ситуация с нелегальной добычей янтаря в Волынской, Ровенской и Житомирской областях кардинально не изменилась. В этом мы убедились воочию, наведавшись в село Обыще Олевского района Житомирской области. Для тех, кто далек от этой проблемы, поясним: добыча полезных ископаемых старательскими артелями и старателями в Украине законодательно не урегулирована. Посему законы здесь устанавливают криминальные группировки. Под их прикрытием и происходит колоссальный дерибан ресурсов Украины, сопровождающийся разрушением экосистем.
От Олевска на местный «Клондайк» ехать нужно по пыльному разбитому проселку около 20 километров. Интенсивность движения здесь почти городская. Туда-сюда снуют ржавые уазики-микроавтобусы, не менее ржавые грузовики-вездеходы ГАЗ-66 и прочий автохлам советских времен. Это техника, в которой можно доставить на прииск себя и свою мотопомпу со шлангами и которую не жалко бросить, если нарвешься на полицейско-эсбэушный рейд.
Как проехать в «Клондайк»?
Я в Обыще. Десятки автомобилей припаркованы на обочинах главной сельской улицы. Практически у всех — номера Ровенской области. Возле сельского магазина — кучка людей в камуфляже. Они стоят возле своих забрызганных грязью китайских мотоциклов, к которым приторочены сачки с длинными рукоятками — главное орудие труда стихийного искателя янтаря. Подозрительно смотрят в мою сторону. Я благоразумно отказываюсь от намерения достать фотоаппарат.
— Не подскажете, как проехать в «Клондайк», — интересуюсь у продавщицы магазинчика.
— Второй поворот направо, — поясняет она. — Но на своей машине вы не проедете, пешком придется пару километров…
Чем ближе к месту, тем громче странный рокот. Словно рычат двигатели десятка спортивных самолетов, готовых вырулить на взлетную полосу, или автомобилей с дырявыми глушителями. Сельская улица закончилась. Дальше — пропитанный водой луг. Вернее, то, что от него осталось — он весь исполосован глубокими колеями от автотехники старателей. Покидаю комфорт автомобиля и чавкаю по весенней грязи в сторону странного рокота.
Первая встреча: две местные женщины с сачками идут в сторону села. С прииска, конечно. Представляюсь и интересуюсь:
— Много наловили, девчата?!
«Лесные мавки» застеснялись и категорически от фотосессии с интервью отказались (я успел щелкнуть фотоаппаратом лишь их спины). Но одна из них показала свой улов: камешек размером с горошину.
— Больше за сегодня ничего не наловила, — вздохнула она на прощание.
…А я прыгаю с кочки на кочку, пробираюсь к «Клондайку». Вот вижу на горизонте группу людей, размахивающих сачками. Вдруг вздымается ввысь мощная струя рыжей грязной воды. Все ясно: здесь работают мотопомпы. Это их моторы рычат на всю округу. Мотопомп несколько. Они размывают грунт, а люди с сачками вылавливают из жижи высвобожденный янтарь. Сейчас грунтовые воды практически на поверхности — для искателей янтаря с помощью мотопомп и гидромониторов — топ-сезон.
Прииск в Обыще, несмотря на заявления Нацполиции и Нацгвардии, работает в своем обычном режиме. Более того, полицией, СБУ и Нацгвардией в Обыще даже не пахнет. И это — факт.
|
О рейдах полиции знают заранее
Я — в Тепеницком сельсовете, к которому относится село Обыще. Сельский голова Владимир Кайданович с готовностью ответил на вопросы.
— Говорят, несколько месяцев назад бандиты здесь даже блокпосты устанавливали, чтобы собирать плату с желающих мыть янтарь и для защиты от милиции…
— Пост установили местные жители. Они создали общественную организацию «Полесье-2015» и собирали деньги на ремонт дороги. Собрали 60 тысяч гривен, завезли 540 тонн отсева и отсыпали полтора километра дорожного полотна. Пожертвования были добровольные, — поспешно уточнил Владимир Иосифович.
— В последние дни полиция и власти Житомирской области заявляют о преодолении незаконной добычи янтаря. Но она идет полным ходом…
— Каждое утро, когда иду на работу, вижу, какой туда идет поток транспорта. Сегодня специально посчитал. Начиная с 8.00 за 15 минут проехало около 20 автомобилей и 30 старателей с сачками на мопедах.
— То есть кто-то помпой грунт размывает, а старатели оплачивают эту услугу и вылавливают янтарь?
— Помпы работают на своих хозяев в две смены — дневную и ночную. А во время пересменки, в течение часа утром и вечером, хозяева помп разрешают местным жителям с сачками немного половить янтарь.
— Но кто ж разрешает мотопомпам работать?
— Есть смотрящие. Есть охрана…
— …которая не разрешает полиции бороться с теми, кого она охраняет?
— Когда полиция только выезжает на рейд, об этом на прииске уже знают. На время рейда работа приостанавливается, вот и все. Была у нас Нацгвардия целую неделю. А когда уехала, все стало, как и раньше.
Большинство живут одним днем: заработал — пропил
— Но разве сейчас старатели не платят смотрящим?
— Деньги собирают с приезжих. Особенно много у нас из Ровенской области. С тех, кто копает камень лопатами, берут по 200-300 гривен в день.
— А если моют камень мотопомпами?
— Недавно в Обыще приезжал человек, который «крышует» добычу янтаря. Он назначил плату за сутки работы мотопомпы — 150 долларов.
— Как отражается янтарная лихорадка на бюджетах местных жителей? Наверное, почти все ходят с сачками сейчас…
— Не все. Процентов 20-30, не больше. В основном, копают лопатами, потому что в число тех, кому позволено работать помпой, нужно еще вклиниться. А это не так просто. Кое-кто заработал, кое-кто машину или трактор купил. Некоторые, их меньшинство, дома строят, обучение детей в вузах оплачивают. Другие живут одним днем: заработал, пропил, прогулял. А сельсовету пока одни убытки: возле прииска, вы, наверное, видели, луг все в кашу превратили. Скоро людям коров негде будет пасти. …Хотя и коров-то осталось не больше сорока. А ведь когда-то у нас был племенной совхоз на 4000 голов!
В ТЕМУ
30 марта сайт Нацполиции сообщил о выявлении разветвленной сети скупки и контрабанды незаконно добытого янтаря. Более 150 человек были задействованы в сложной схеме в Ровенской и Житомирской областях, также в деле участвовали граждане Республики Молдова и КНР. Организатором был житель Киева, который и финансировал закупки. О его задержании не сообщалось.
КОМПЕТЕНТНО
«Старательскую добычу легализовать придется»
В райцентре Олевске встречаюсь с депутатом Житомирского областного совета Александром Николайчуком. Он, кстати, принимал участие в разработке законопроекта об особенностях добычи и реализации янтаря, который год назад был подан в Верховную Раду, принят в первом чтении, но до сих пор не принят в целом, а значит, не стал законом. Кстати, этого молодого человека прошлым летом жестоко избили крепкие парни. Они задержаны. Заказчики — нет. Били за янтарь.
— Запретить добывать янтарь можно от силы на 2-3 недели, не больше, это нужно признать. Старательскую добычу легализовать придется. Законопроект уже полтора года в Верховной Раде, он за это время изменился процентов на 60. Были попытки и вовсе нивелировать его поправками. Думаю, когда Верховная Рада пройдет кризис и когда будет утверждено новое правительство, закон этот будет принят. Но он не станет панацеей, если предприятия, официально координирующие старательскую добычу янтаря, возглавят те парни, которые сейчас курируют его незаконную добычу, — считает Николайчук.