«КП в Украине» разобралась, в чем достоинства и опасности данной законодательной инициативы.
|
— Нужно ли прижизненное согласие человека, чтобы по смерти стать донором?
— Изначально был доработан законопроект, который базировался на презумпции согласия, — рассказывает «КП» в Украине» первый заместитель главы профильного комитета Верховной Рады, один из авторов законопроекта Оксана Корчинская. — То есть если человек при жизни не отказался стать донором, то после смерти он автоматически становится им. Такой бы документ был более революционным для медиков и реципиентов (те, кто нуждается в пересадке органов. — Авт.). Но его целесообразно принимать в странах со стабильной экономикой и абсолютным доверием населения к правоохранительной системе. Поэтому был подан альтернативный законопроект с презумпцией несогласия — посмертно стать донором может только человек, давший согласие на это при жизни. И этот документ поддержал Совет церквей и все конфессии. Священнослужители воспринимают посмертную трансплантологию с презумпцией несогласия как акт жертвенности.
— Можно ли во всех больницах проводить трансплантацию органов?
— Нет. Как говорят авторы законопроекта, на сегодняшний день существует в стране только 9 медицинских учреждений, которые технически обустроены для трансплантаций и имеют высококвалифицированных трансплантологов. В будущем планируется количество таких учреждений расширять.
— Есть ли ограничения по возрасту для доноров?
— Традиционно трансплантацию советуют проводить от доноров до 45 лет. Но в некоторых странах разрешено до 50 лет, — говорит Корчинская.
— Кто будет вести реестр доноров? Кто к нему будет иметь доступ?
— В законопроекте указано, что Единый реестр доноров будет формировать Координационный центр по трансплантологии. Доступ к нему будут иметь только 9 медучреждений и Координационный центр трансплантации. Реестр будет иметь наивысшую степень охраны.
— Достаточно ли квалифицированных трансплантологов, которые бы смогли проводить пересадку органов в «конвейерном» режиме?
— Если отталкиваться от принятого законопроекта, то достаточно специалистов. Более того, украинские трансплантологи считаются одними из лучших на просторах СНГ. Но если эта сфера начнет развиваться, то спрос на трансплантологов, естественно, возникнет, — рассуждает Оксана Корчинская.
|
Медики же утверждают, что этот спрос уже есть.
— Трансплантологов мало. По пересадке сердца — два хирурга на страну, печени — два хирурга на страну, почек — до десятка, — сообщает врач-анестезиолог, трансплант-координатор Игорь Пивоварский.
— В законопроекте указано, что трансплантация органов будет осуществляться по принципу безоплатности, кроме пересадки костного мозга. Почему такие исключения?
— Костный мозг — отдельный вид трансплантации, для которого нужны исследования чрезвычайно высокой сложности. Подобрать донора костного мозга в десятки раз сложнее, нежели других органов. Для понимания, только в 30-40% случаев получается подобрать онкобольному ребенку идентичный костный мозг из 20 миллионов потенциальных доноров в мире. И почти во всех странах реестр доноров костного мозга — отдельный реестр, реестр особой безопасности страны, — говорит Корчинская.
Только цифры*
- 130-140 трансплантаций проводится в Украине ежегодно.
- В 2014 году в Украине проведено 134 трансплантации органов, в том числе 16 пересадок почек (при ежегодной необходимости 2500), 17 пересадок печени (при необходимости 1000-1500).
- За последние 20 лет в Украине проведено только 8 трансплантаций сердца (при общей потребности 1000-1500 в год).
*По статистическим данным Министерства охраны здоровья.
КСТАТИ
Насколько может увеличиться количество доноров?
«По предварительным подсчетам, в Украине ежегодно погибают около 3 тысяч доноров, которые бы могли спасти жизни 10 тысячам больных», — сказано в пояснительной записке к законопроекту.
В то же время, по мнению адвоката Евгении Закревской, этот закон никак не повлияет на ситуацию.
— У нас технически невозможно при жизни дать нормативно значимое (обязательное для родственников) согласие на посмертную трансплантацию. А если даже родственники согласятся, то вероятность того, что о возможности донорства своевременно узнает реципиент, которому твои органы так необходимы, стремится к нулю. Так как нет листов ожидания, нет системы координации. Вместо того чтобы принимать дополнительный закон, для начала нужно профинансировать единую информационную систему трансплантации, которая не финансируется уже с 2008 года, — озвучивает проблему Закревская.
В ТЕМУ
Насколько удешевятся операции по пересадке?
Предполагается, что официально пересадка органов должна быть бесплатной, то есть за счет государства. Но… депутаты намекают, что о бесплатности трансплантологии говорить еще очень рано. При этом отмечают, что, допустим, пересадить сердце в Украине по сравнению с аналогичной операцией в Белоруссии будет в 3-4 раза дешевле, а пересадка костного мозга обойдется семье реципиента в раз 8-10 меньше, чем в тех же США или Израиле.
Как обезопасить людей, давших согласие после смерти стать донорами, от перспективы стать легкой добычей «черных трансплантологов»?
Этот ответ остался без четкого ответа народных депутатов. По словам Оксаны Корчинской, разговоры о «черных трансплантологах» чрезвычайно завышены. Ее коллега Ирина Сысоенко в Фейсбуке написала, что из-за мнения, что вот-вот начнется охота на доноров, «5000 людей лишены возможности получить помощь в Украине, часть едут за большие деньги за рубеж, там платят 100-120 000 у. е., а другие умирают…».
Когда вступит в силу закон о пересадке органов от умерших доноров?
21 апреля народные депутаты приняли законопроект только во втором чтении. Его авторы рассчитывают, что документ в целом удастся утвердить уже до конца мая. А вот вступит в силу он лишь через год.