НВ приводит полный текст речи Барака Обамы во время выступления на ужине ассоциации корреспондентов, аккредитованных при Белом доме.
Добрый вечер всем. Это честь для меня — находиться здесь во время моего последнего (возможно, вообще последнего) ужина ассоциации корреспондентов в Белом доме. Вы все замечательно выглядите. Конец Республики еще никогда не смотрелся лучше.
Прошу прощения за небольшое опоздание: был занят выбором шуток, неприемлемых для белых.
Итак, вот мы и здесь. Мое восьмое и последнее появление на этом уникальном мероприятии. Моя замечательная и прекрасная жена Мишель тоже сегодня здесь. Она выглядит счастливой (все дело в практике — все равно что научиться три минуты стоять в планке). Теперь это кажется таким простым.
В следующем году в это же время на моем месте будет стоять уже кто-то другой, и сложно предположить, кем она будет.
Не могу не предаться воспоминаниям. Восемь лет назад я сказал, что пора изменить тональность нашей политики. Теперь понимаю: нужно было выражаться конкретнее.
Восемь лет назад я был молодым человеком, полным идеализма и задора, но посмотрите на меня сейчас. Я стал седым и помятым, и занят в основном подсчетом оставшихся дней. Хиллари однажды спросила, буду ли я готов к звонкам в три ночи — сейчас я в любом случае не сплю, потому что в это время мне нужно выйти в туалет.
Восемь лет назад я был молодым человеком, полным идеализма и задора, а теперь стал седым и помятым
Недавно кое-кто сказал мне: «Господин президент, вы — вчерашний день; Джастин Трюдо полностью затмил вас, он такой симпатичный, такой обаятельный, он – будущее». А я ответил: «Джастин, да успокойся ты».
А вот Мишель ни на день не постарела. Единственный способ понять, какого года ее фото — посмотреть на меня.
Так что время летит. Всего через шесть месяцев я официально стану хромой уткой, что означает одно: Конгресс перестанет ко мне прислушиваться. И лидеры республиканцев перестанут отвечать на мои звонки. И к этому придется привыкать. Пока не знаю, как я с этим справлюсь.
Но дело не только в Конгрессе. Даже некоторые иностранные лидеры заранее готовятся к моему уходу. На прошлой неделе принц Джордж пришел на нашу встречу в пижаме. Это была настоящая пощечина. Явное нарушение протокола. Хотя во время своего пребывания в Англии я пообедал с Ее величеством королевой, посмотрел пьесу Шекспира и поиграл в гольф с Дэвидом Кэмероном — это на случай, если кто-либо сомневается, достаточно ли я черный. Думаю, теперь вопрос решен.
Врать не буду — это сложный переход. Но перспектива покинуть Белый дом вызывает смешанные чувства. Возможно, вы слышали, что на прошлой неделе кто-то перепрыгнул через забор, окружающий Белый дом, но я должен поблагодарить спецслужбы — они нашли и вернули Мишель, сейчас она дома и в безопасности. Держись, детка, осталось всего девять месяцев.
Тем не менее, каким-то образом, в последний год мой рейтинг продолжает расти. И вот в чем дело: я делаю все то же, что и раньше. Так что это странно. Даже мои помощники не в состоянии объяснить рост моего рейтинга — никто не может понять, что изменилось. Удивительно.
Итак, в последний год я должен проявить больше благодарности по отношению к тем, кто все это время был со мной в одной лодке, в частности, по отношению к Джо Байдену, благослови его Бог. Обожаю этого парня. Я правда люблю Джо Байдена. И я хочу поблагодарить его за его дружбу, за его советы, за то, что он всегда был со мной откровенен и что никого не пристрелил.
Я также хотел бы поблагодарить некоторых выдающихся репортеров, присоединившихся к нам сегодня. Рейчел МакАдамс. Марка Раффало. Лива Шрайбера. Спасибо вам за все, что вы сделали. Шучу. Как вы знаете, «В центре внимания» — фильм о журналистах-расследователях, у которых достаточно ресурсов и автономности, чтобы бороться за правду и призывать к ответу власть имущих. Лучший фантастический фильм со времен «Звездных войн». Хотя, допустим, это была немного дешевая шутка.
Какой предвыборный сезон. К примеру, здесь сегодня новое лицо Демократической партии — господин Берни Сандерс! Берни, ты выглядишь на миллион долларов. Или, если выражаться понятными тебе терминами, ты выглядишь, как 37 000 пожертвований по 27 долларов.
Многих удивил феномен Берни, особенно его притягательность для молодежи. Но не меня, я все понимаю. Совсем недавно ко мне пришла молодая девушка и сказала, дескать, ей надоело, что политики стоят на пути к ее мечтам. Но мы все равно не отпустили Малию (дочь Барака Обамы — НВ) на фестиваль Burning Man в этом году. Берни, может быть, и отпустил бы, но не мы.
Слоган Берни помог ему зажечь молодых людей. Feel the Bern — хороший слоган. Слоган Хиллари такого эффекта не дает.
Я говорил, насколько восхищаюсь силой Хиллари, ее умом, мастерством в политике и опытом. Но нужно признать, что обращение Хиллари к молодежи напоминает картину, когда кто-то из ваших старших родственников заводит себе страницу в Facebook. «Дорогая Америка, получила ли ты мой тычок (устаревшая функция poke — НВ)? Он появился на твоей стене? Я не уверена, правильно ли все сделала. С любовью, тетя Хиллари». Это не очень убедительно.
Тем временем на стороне республиканцев ситуация является куда более — как бы сказать — куда более неопределенной. Посмотрите хотя бы на путаницу с приглашениями на сегодняшний ужин. Гостей попросили написать, что они будут, мясо или рыбу, но вместо этого целая толпа написала «Пола Райана». Этого варианта нет в списке, ребята. Мясо или рыба. Вам, возможно, не нравится ни то, ни другое, но именно между ними вам придется выбирать.
Вот, к примеру, Тед Круз. У Теда была непростая неделя: он отправился в Индиану, стал посреди баскетбольного поля и назвал обруч «баскетбольным кольцом». Что еще появится в его лексиконе? Бейсбольные палки? Футбольные шапки? А еще говорят, что я не местный.
Что ж, позвольте мне закончить сегодня на серьезной ноте. Я хочу поблагодарить всех вашингтонских корреспондентов за их работу. Свободная пресса является залогом нашей демократии, и — да нет, шучу! Вы же знаете, что я не могу не сказать о Трампе! Мы так просто не остановимся.
Хотя я немного расстроен, что его сегодня здесь нет. В прошлый раз мы так повеселились. И это так странно. Здесь полно журналистов, знаменитостей, камер, а он не пришел? Этот ужин что, слишком кричащий для Дональда? Какие другие дела у него могут быть? Может, он сидит дома, ест «трамповский стейк» и публикует в Твиттере оскорбления в адрес Ангелы Меркель? Чем он занимается?
Республиканский истеблишмент скептически настроен в отношении того, что Трамп — наиболее вероятный кандидат на номинацию. Они говорят, что Дональду недостает политического опыта, чтобы стать президентом. Но, откровенно говоря, он годами встречался с мировыми лидерами: мисс Швеция, мисс Аргентина, мисс Азербайджан.
И есть еще одна область, в которой опыт Дональда будет незаменим. И речь о закрытии Гуантанамо. Трамп знает, как сносить недвижимость с видом на море.
Ладно, пожалуй, хватит. Конечно, у меня еще много шуток, но я не хочу тратить слишком много времени на Трампа. Думаю, мы все согласимся: он получил достойное освещение, достойное серьезности его кандидатуры.
Надеюсь, вы все собой гордитесь. Человек просто хотел прорекламировать свой отельный бизнес, а теперь мы все молимся, чтобы Кливленд справился.
М-м-м. Хм-м.
Что касается меня и Мишель, мы решили остаться в Вашингтоне еще на пару лет. Наша младшая дочь сможет окончить школу, а Мишель сможет быть рядом со своими морковными грядками. Она уже планирует навещать их каждый день.
Но на самом деле это решение стало для нас небольшой дилеммой, так как традиционно президенты после ухода с поста здесь не остаются. И это повергло меня в серьезные размышления. Смотрите.
Я все еще жду от вас ответа на мои приглашения в LinkedIn. Но я знаю, что у вас много работы — и именно поэтому мы на самом деле здесь собрались сегодня.
Я знаю, что мы не всегда сходились во мнениях, и это заложено в нашей природе — президент и его корреспондентский корпус. Но у нас всегда была одна цель: сделать наш публичный дискурс правдивым; распахнуть двери этой демократии; делать все, что в наших силах, чтобы наша страна и мир стали более свободными и справедливыми. И я всегда ценил роль, которую вы, как равные партнеры, играли в достижении этих целей.
И наша свободная пресса — причина, по которой мы должны вновь отметить настоящих журналистов, разоблачивших кошмарный скандал и добившихся справедливости для тысяч жертв по всему миру — Саша Пфайфер, Майк Резендес, Уолтер Робинсон, Мэтт Кэролл и Бен Брэдли-младший. Они все здесь сегодня. Поприветствуйте их бурными аплодисментами, пожалуйста.
В нашей стране и за рубежом журналисты, подобные вам, занимаются непростым делом информирования граждан и привлечения лидеров к ответу. Большая ответственность. И я понимаю, как сложно этого достичь, учитывая, что правила бизнеса диктуют: на первом месте – скорость, а потом уже качество. К тому же читателей и зрителей привлекают лишь противоречия и конфликты.
Хорошая новость в том, что очень многие из вас борются с этой тенденцией. И как гражданин этой великой демократии я вам благодарен. Потому что именно сейчас в мире идет атака на некоторые из фундаментальных идей либеральной демократии, на идею свободной прессы, фактов и свидетельств.
Поэтому недостаточно дать людям громкоговоритель. Поэтому ваша сила и ваша ответственность заключаются в том, чтобы копать, задавать вопросы и раскрывать ложь. И сегодня это важно как никогда. Стать на защиту правды — не означает отказаться от объективности. По сути, это основа хорошей журналистики. Она подтверждает идею того, что единственный способ достигнуть консенсуса, единственный способ двигать нашу страну вперед — это в борьбе со вставшими перед нами вызовами опираться на факты.
Так что этот вечер посвящен всем вам, положившим свои жизни на достижение этого, тем, кто каждый день борется за то, чтобы проливать свет истины. И я хочу закончить свою речь тем, что выражу вам свою благодарность. Я очень горжусь тем, что вы делаете. Для меня было честью работать с вами над укреплением нашей демократии.
И теперь у меня остались всего два слова — Обама уходит.
Транскрипт выступления Барака Обамы читайте на сайте Time.
Источник: Новое Время