Коррупционный скандал с участием первого заместителя главы Николаевской области Николая Романчука для действующей власти может стать политическим допинг-контролем, подтверждением ее намерений бороться с коррупцией, пишет gazeta.zn.ua. Если этого не случится — люди вправе спросить: «А зачем тогда выставляли напоказ сейфы Романчука?» Могут вспомнить Врадиевку, дело Оксаны Макар, драматические выборы в Первомайске. Воздух на Юге и так накален: оставишь спичку — и понеслось…

«Океан» — самый молодой из трех николаевских судостроительных заводов. Он был основан в 1951 году, и с самого начала ориентирован на гражданские заказы — сухогрузы, рефрижераторы, траулеры. Это и помогло предприятию выжить в трудное время, когда две соседние верфи, лишившись оборонного заказа, впали в летаргический сон, из которого не могут выйти и поныне.

Сегодня мало кто помнит, что именно завод «Океан» стал политическим трамплином для Анатолия Кинаха. Здесь он прошел все ступени карьерного роста — от мастера до начальника производства, а в 1990 году коллективом предприятия был выдвинут кандидатом в народные депутаты.

За три года до этого начальником одного из ведущих цехов стал Николай Романчук, а в 1996-м, когда Кинах возглавил Украинский Союз промышленников и предпринимателей, он уже руководил заводом.

Тогда было много параллелей. Два промышленных гиганта, расположенных по соседству друг с другом — Николаевский глиноземный завод и «Океан», — в один год были выставлены на приватизационный конкурс. Отдача при этом оказалась разной. Если продажа первого принесла государству 542,7 млн грн, то 78% акций судостроительного завода обошлись голландской компании Damen Shipyards Group всего в 26,3 млн грн.

Вскоре об этом факте забыли, поскольку с приходом иностранного собственника предприятие словно обрело второе дыхание: за 6 лет выпустило 55 судов для заказчиков из Украины, Германии, Англии, Норвегии, Нидерландов. Спуск на воду новых контейнеровозов, балкеров, судов для перевозки тяжеловесных грузов, танкеров-химовозов, буксиров-снабженцев ледового класса, многоцелевых грузовых судов стал делом привычным. Многие в Николаеве с завистью смотрели в сторону «Океана», тяжело вздыхая: «Могут ведь люди, а мы тут никак не поднимемся».

Производственные результаты предприятия во многом объясняли преимуществами Свободной экономической зоны «Николаев», созданной специально для восстановления судостроительных заводов. Но это было, скорее, преувеличением — инвесторов что-то пугало, и они не спешили регистрировать проекты.

Тем не менее, успех «Океана» был отмечен высокой наградой. В 2007 году директору завода Николаю Романчуку присвоят звание Героя Украины.

На фоне сегодняшнего скандала многие сомневаются в искренности действий Виктора Ющенко, хотя стоит признать: ему было за что поощрять николаевского директора. Другое дело — выбор меры поощрения, и здесь все зависело от прихоти чиновников канцелярии Президента. Что они, собственно, знают о героизме? В истории столько всего намешано… Между героем и антигероем, как показывает практика, нередко проходит всего лишь тень.

Глубина падения 

Беда всех без исключения руководителей Николаевщины состоит в том, что часто они называют вещи своими именами тогда, когда уже поздно. Вот и Николай Круглов в 2012 году, будучи главой областной государственной администрации, в открытой полемике с Николаем Романчуком неожиданно вспомнил, как завод сначала выкупил свою территорию, а потом начал ее продавать по частям: 2,5 гектара — компании, занимавшейся недвижимостью, 5 гектаров — соседнему терминалу, 62 гектара — еще одному предприятию. А главное, возмущался губернатор, — завод падает, а заработная плата директора составляет 201 тысячу гривен.

— Как я должен реагировать, когда зарплата не платится, налоги не платятся, законы не выполняются? Деньги, которые платил заказчик за то или иное судно, сразу «откатывались» и делились между руководителями и наблюдательным советом. А потом все начинали рассказывать, что денег нет, — сетовал Н.Круглов.

— Да, я согласился работать за достойную оплату (работая по 16—18 часов в сутки и без выходных), — отвечал ему Н.Романчук. — Да, с декабря 2008 года (дата заключения контракта) по январь 2011-го (дата моего увольнения) претензий ко мне не было ни стороны собственника предприятия, ни со стороны государственных структур.

К такому обострению отношений между ними привело ухудшение ситуации на предприятии вследствие смены собственников. В Damen Shipyards Group окончательно разочаровались в инвестиционном климате в Украине. Политическая ситуация в стране, ликвидация правительством Юлии Тимошенко свободных экономических зон, коррупция, надувательство, нежелание государства возвращать «Океану» 55 млн грн НДС — все это заставило голландцев перевести производственный цикл в румынский Галац. Оставив себе 49,99% акций, контрольный пакет взамен на финансовые обязательства они передали норвежской компании Aker Yards.

Но и с новым владельцем николаевское предприятие проработало недолго: в 2011 году оно стало частью компании Wadan Yards AS. Изначально планировалось замкнуть производственную цепь с двумя верфями в Германии — в Висмаре и Варнемюнде. Но за весь период российской компании удалось получить всего один контракт на строительство четырех контейнеровозов для «Норильского никеля», и летом 2009 года Wadan Yards оказалась на грани банкротства — долги компании тогда составили более 100 млн евро.

Один из членов совета директоров, Андрей Бурлаков, так и не выполнит свое обещание вернуть из Польши украинских судостроителей — сначала его арестуют за выведение государственных активов, выделенных на развитие российского авиастроения, а потом демонстративно застрелят в одном из ресторанов Москвы.

Подпись Бурлакова стоит и в контракте, сулившем директору едва ли не пожизненное обеспечение. Впоследствии этот документ ляжет в основу судебных тяжб, ведь увольнение Романчука предполагало выплату ему многомиллионной компенсации. Хозяева же предприятия это делать отказывались, считая, что у них есть достаточно оснований наказать зазнавшегося директора. Внутреннее расследование, проведенное по их инициативе, вскрыло факты завышения цен, продаж неучтенного металлолома, привлечения сомнительных субподрядчиков.

— Некоторые из них, — указывалось в результатах проверки, — умудрялись менять электрическую лампочку за 400 грн. При этом акты выполненных работ по договорам были обезличены и не содержали ни наименования работ, ни выполненных объемов. И таких паразитов на территории «Океана» было множество. Одни из них «модернизировали оборудование», другие «очищали и красили поверхности», третьи — «приобретали листовой прокат».

И это далеко не все прегрешения Романчука, выявленные новыми владельцами завода в ходе служебного расследования.

Уже будучи уволенным, он продолжал судиться с собственниками, требуя выплатить ему долги по заработной плате, а в частных разговорах допускал, что в Москве скоро примут решение о его восстановлении в должности.

А потом его судьбу развернуло. Однажды ему сказали: «Палыч, бросайте это дело — идите в политику. Она откроет для вас куда больше возможностей».

Испытание властью

Как директор крупного завода, Николай Романчук не мог не состоять в партии власти. В 2006 году ею была «Наша Украина». Когда она утратила влияние на политические процессы, руководитель «Океана» стал думать о новой политической гавани. По признанию Николая Круглова, он приходил к нему проситься в Партию Регионов, но губернатор дал четко понять: сначала наведи порядок на своем предприятии, а потом приходи к нам.

Николаю Павловичу это не понравилось, и он решил уйти в оппозицию. Благо, в то время в Николаеве укрепляла свое положение местная организация «Фронту Змін», с двумя представителями которой — Олегом Богомазом и Вадимом Мериковым — он уже был хорошо знаком.

Позже выяснится, что это был правильный выбор, и политика, в отличие от производства, станет для Романчука тем лифтом, который поднимет его наверх. Все случится в одно мгновение: Арсений Яценюк станет Премьер-министром, его николаевские соратники — народными депутатами, а он — председателем областной государственной администрации.

Это произойдет в марте 2014 года, и продлится всего шесть месяцев — на больший срок доверить власть Палычу никто не осмелится. И это будет тяжелое время — сооружение блокпостов на въездах в областной центр, мобилизация, снежные заторы, взрыв газа в одном из домов Николаева и последующее расселение пострадавших жильцов…

За один месяц мог объехать все районы, и в каждом провести по несколько встреч…

— В Николаевском регионе есть один и только один человек, который несет ответственность за все, этот человек — глава областной государственной администрации, — говорил он тогда, обращаясь к подчиненным.

А еще на каждой встрече любил рассказывать, как к нему в кабинет пришел растерянный человек. Мол, мы, как обычно, с маршруток деньги собрали, а кому теперь давать этот миллион — не знаем.

Было ли это в действительности — теперь уже не столь важно. На фоне домов, оборудованных туннелей, сейфов и золота — всего того, с чем теперь ассоциируется имя этого человека — тот случай выглядит как полузабытый анекдот.

В истории с Романчуком много вопросов. Один из них — знал ли нынешний губернатор Вадим Мериков, каким образом Романчук накапливал свои сбережения, и пытался ли этому помешать? Почему промолчал, когда его подчиненный в открытую влез в рейдерский захват Региональной Торгово-Промышленной палаты?

Если бы тогда в Генеральной прокуратуре не положили под сукно обращение членов правления Палаты, а милиция не спустила дело на тормозах, кто знает, чем бы все завершилось.

Остановить чиновника могли и более компетентные органы.  Уже через месяц после вступление его в должность губернатора в прессе всплывут неприглядные факты хозяйствования Романчука  в бытность его директором «Океана». Сообщалось, что СБУ проведет расследование, по результатам которого определит перспективы открытия уголовно производства. Но судя по тому, что кандидатуру Николая Павловича в дальнейшем согласовали на должность заместителя губернатора, дело оказалось неперспективным.

Едва оправившись от шока, вызванного задержанием первого заместителя главы области, николаевцы, следящие за местным политикумом, спрашивали друг друга: «Это — дело случая, или Палыча целенаправленно сливали?»

На этот счет выдвигались разные версии. Одни говорили, что все, дескать, организовали бывшие регионалы, засевшие в «Оппозиционном блоке». Другие  называли фамилию нынешнего губернатора. В качестве доводов выстраивали следующую взаимосвязь: Романчука в областную администрацию привел Мериков, но когда над самим Мериковым стали сгущаться тучи, он решил скинуть балласт, показав, что в области борются с коррупцией.

Если это так, то для губернатора это был бы действительно последний козырь в игре. Удручающая статистика региона, отсутствие видимых результатов, междоусобица, заразившая даже местную организацию БПП — с таким багажом редко кто усидит в губернаторском кресле.

Нашлись и те, кто заявил, что скандал со взяткой — управляемый снаряд, нацеленный на губернатора. В пользу этой версии говорит то, что незадолго до случившегося Петр Порошенко отменил свой рабочий визит в Николаевскую область. Теперь в городе ждут: привезет ли президент с собой нового главу облгосадминистрации?

И все же большинство наблюдателей склоняются к тому, что это не более чем роковая случайность, больше похожая на ружье, которое когда-нибудь должно было обязательно выстрелить.

Политическая бомба всегда имеет большую зону поражения. Вполне ожидаемо, что она сдетонирует не только на партии Президента, но и на объединении «Батьківщина». Михаил Соколов, представляющий ее в Николаевской области, известен своей особой приближенностью к Юлии Тимошенко, но его прямое упоминание в деле разработкой карьера в Еланецком районе наряду с Николаем Романчуком, ставит под большое сомнение дальнейший репутационный рост этой политической силы в регионе.

В этой связи интересна его реакция на события.  В комментарии изданию «НикВести» он заявил, что узнал о происходящем в Николаеве лишь на третий день, когда находился в Киеве, в партийном офисе «Батьківщини».

Даже в самых процветающих демократиях власть порою договаривается с правосудием. Участники сделки взвешивают все «за» и «против», и принимают окончательное решение. Кто знает, какие фамилии фигурируют в «черной бухгалтерии», изъятой у Романчука? И на что готовы пойти фигуранты, чтобы избежать огласки?

Пройдет пару месяцев, и мы узнаем, стало ли это дело допинг-контролем для политического режима, подтверждением высказанных им намерений бороться с коррупцией. Для Николая Павловича, главного действующего лица, это еще и время, предоставленное для принятия решения — согласиться с ролью козла отпущения, или увлечь за собой на дно политической карьеры кого-нибудь за компанию.

Если этого не случится — люди вправе спросить: «А зачем тогда выставляли напоказ сейфы Романчука?» Могут вспомнить Врадиевку, дело Оксаны Макар, драматические выборы в Первомайске. Воздух на Юге и так накален: оставишь спичку — и понеслось…

Автор: Игорь Данилов

 

Предыдущая статьяНардеп жестко раскритиковал последнее предложение Савченко
Следующая статьяПочему Европа отсрочила «безвиз» — посол озвучил детали