Когда-то в Лондонской школе экономики состоялась интересная интеллектуальная игра-дебаты. Трое почтенных британских экспертов-ученых спорили, под чьим знаком пройдет XXI век.
Один говорил о столетии лидерства США, другой доказывал гегемонию Китая, третий агитировал за звезду ЕС, которая будет самой яркой и влиятельной на планете, пишет Европейская правда.
Через два дня история может доказать неправоту последнего.
Если 23 июня большинство британцев проголосуют за выход из ЕС, можно будет говорить не то что об отходе от лидерства – о «начале конца» ЕС.
Но не стоит думать, что только Евросоюз проигрывает от Brexit (это слово, кстати, уже стало общеупотребительным в Европе: Brexit – BRitish EXIT).
Еще больше негатива выход из ЕС принесет самой Великобритании.
Британия и континентальная Европа не только физически разделены Ла-Маншем. «Ментальный Ла-Манш» намного шире тех 20 миль между Дувром и Кале. Остров всегда ощущал свою обособленность.
Хотя нельзя не заметить существенных изменений традиционного уклада.
Сотни тысяч британцев купили в Европе виллы и другое недвижимое имущество, появился массовый туризм на континент, а лоукосты сделали европейцами молодое поколение британцев, ведь теперь можно легко провести уикенд на материке. Миллион триста тысяч британцев работают в других странах ЕС, еще больше граждан других стран ЕС – в самой Британии.
Поэтому знаменитый британский евроскептицизм сейчас касается в основном старших поколений британцев, а не молодежи.
Даже последние проблемы Европы обошли Британию стороной. Поскольку валютой страны является фунт стерлингов, то кризис еврозоны напрямую не очень ее зацепил, скорее, косвенно, через ухудшение общего экономического здоровья ЕС. Так же и мигрантский кризис не открыл ворота Британии беженцам, ведь страна-остров не состоит в Шенгене.
Так почему же тогда Королевство стоит за шаг до выхода из ЕС, а опросы говорят о равном количестве голосов «за» и «против» на референдуме 23 июня?
Дело в том, что Британия традиционно – и это не меняется с поколениями – очень трепетно относится к сохранению своего суверенитета. Во всем.
И здесь речь идет не только о гордости за английское право, за фунт стерлингов (как и Дания, Британия имеет право не вводить евро никогда), но и о других вещах. Британцы страшно гордятся тем, что ездят с «правильной», как они считают, стороны на автомобилях с «правильным» (правым) рулем. Британцы горды тем, что пьют пиво пинтами, а не поллитрами или литрами и что расстояние между Лондоном и Бирмингемом измеряют в милях, а не в километрах.
Пусть даже нам их подход кажется неудобным.
Что же касается самого ЕС, то здесь также накопилось немало претензий. Многим не нравится забюрократизованность союза. Не нравится, условно говоря, то, что Брюссель определяет размер и форму бананов на общем рынке ЕС, но не может справиться с нашествием мигрантов.
Мнение о «диктате Брюсселя» раздувает евроскептическое крыло правящей Консервативной партии, а еще больше – многотиражная «желтая пресса», а также маргинальная, но яркая Партия независимости Соединенного Королевства Найджела Фаража.
Эта партия все проблемы списывает на ЕС. Хотя, например, аргумент о наплыве рабочих из Восточной Европы не выдерживает критики.
Допуск поляков на британский рынок труда – это было суверенное решение правительства в Лондоне. А когда стало ясно, что приехали не десятки тысяч, а более миллиона рабочих из Польши, решение о допуске на британский рынок труда румын и болгар также было принято не Брюсселем, а британским правительством.
Но что изменится, если 23 июня британцы проголосуют за выход из ЕС?
Сейчас почти половина британского экспорта приходится на остальные страны Евросоюза. Как именно будет осуществляться эта торговля, пока не определено.
Кроме того, в случае возможного выхода Британии из ЕС Евросоюз потеряет глобальную перспективу.
Генри Киссинджеру приписывают фразу о Германии – что она «слишком велика для Европы, но слишком мала для мира». Так вот, именно Британия делает ЕС «немаленьким для мира», придавая Евросоюзу огромную глобальную добавленную стоимость.
Следовательно, у британского референдума есть несколько аспектов, которые очень важны для всего мира, для ЕС, для самой Британии и, бесспорно, для Украины.
Связи с США и внимание к «Новой Европе»
Британия и ее прочные связи с США сейчас служат залогом того, что мост между ЕС и США не будет разрушен, несмотря на стратегию Кремля в отношении вытеснения Америки из Европы.
Не удивительно, следовательно, что во время недавнего визита в Великобританию президент США Барак Обама заявил о поддержке Вашингтоном членства Британии в ЕС.
В то же время, для новых членов НАТО и ЕС – бывших посткоммунистических стран Центральной и Восточной Европы – Британия является залогом того, что этот регион и Европа в целом не исчезнут с радаров американской геополитического внимания.
Для стран Балтии или Польши членство в ЕС было не только вопросом экономики или ценностей – фактор обеспечения безопасности также играет значительную роль.
Так, речь шла о принадлежности к европейской семье и цивилизации, но под «зонтиком» НАТО и США.
Поэтому украинские соседи в регионе, которые присоединились к ЕС после падения коммунизма, так активно сейчас поддерживают членство Британии в ЕС.
Изменение природы Евросоюза
Членство Британии в ЕС влияет на то, каким является сам Евросоюз.
Британия – с консервативным, свободным рыночным подходом в экономике и с меньшим напором на «социалку» – усиливает европейский Север, который придерживается принципа, что прежде чем тратить, надо что-то заработать и экономить.
Без поддержки Британии другим странам группы – Германии, Нидерландам и государствам Скандинавии – будет сложнее сдерживать давление европейского Юга с его принципом «трать-трать-трать».
А это значит, что ЕС и еврозона обречены на новые серьезные вызовы.
Также выход Британии способен изменить расклад сил между сторонниками и противниками большей интеграции стран-членов Евросоюза
Британия всегда относилась к антифедералистскому лагерю в ЕС, она выступает против превращения ЕС в сверхдержаву, против полного поглощения своего суверенитета Брюсселем и против того, чтобы ЕС стал «Соединенными Штатами Европы».
Соединенное Королевство… Или уже не соединенное?
Сторонники Brexit, выхода из Евросоюза – преимущественно пожилые люди и преимущественно жители Англии.
Большая доля сторонников членства в ЕС – в Уэльсе.
Еще больше – в Шотландии, а в Северной Ирландии сторонников членства в ЕС вообще от 70 до 80%, как минимум – благодаря близости и родству с членом ЕС Ирландией.
А значит, в случае, если большинство поддержит Brexit, целостность Соединенного Королевства может быть поставлена под серьезную угрозу.
Кое-кто уже говорит о новом референдуме о независимости Шотландии в случае победы кампании против членства в ЕС.
Ведь в 2014 году, когда шотландцы с небольшим перевесом (55% на 45%) проголосовали за сохранение в составе Великобритании, одним из ключевых аргументов было желание Шотландии остаться в ЕС.
Украина и Россия
Когда говорят о сторонниках евроинтеграции Украины, прежде всего называют Польшу, страны Балтии и Швецию.
Однако специалисты знают: Британия поддерживает украинскую евроинтеграцию не меньше – просто не кричит об этом на каждом шагу.
И хотя Лондон не участвует в «нормандском формате», в вопросе санкций против России, а также в поддержке Украины Британия выступает очень активно.
Влияние Лондона усиливает также вес и активность Евросоюза в украинском вопросе.
Кроме этого, Великобритания принадлежит к странам-«расширителям» – то есть традиционно благосклонно относится к идее расширения Евросоюза.
В частности, Лондон публично поддерживает идею членства Украины в ЕС. И в случае Brexit это перестанет быть аргументом.
Зато для России Британия является одним из ключевых противников среди стран-членов Евросоюза. Бывший министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский сказал на днях, что выход Британии из ЕС даст возможность президенту России Владимиру Путину откупорить шампанское.
С мнением о шампанском в интервью «Европейской правде» согласился и экс-генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен.
* * * * *
Следовательно, ЕС без Британии потеряет трансатлантическое измерение, будет слабее, попадет в кризис, потеряет единство, уменьшит сопротивление Путину.
Невеселая перспектива.
Так какой же выход? Хочется надеяться, что Великобритания останется в Европейском Союзе. Но в каком?
«Если вы хотите, чтобы все оставалось так, как есть, надо что-то изменить», – эта шутка-оксюморон как нельзя лучше подходит к нынешнему ЕС.
Евросоюз должен стать другим.
Он должен научиться давать ответы на вызовы современности, чтобы не жить от кризиса до кризиса. Не должно быть такого, как сейчас, когда в некоторых странах-членах при упоминании о ЕС прежде всего вспоминают о бюрократии и зарегулированности.
Если после своего основания в середине XX столетия ЕС мог почивать на лаврах как объединение, что примирило извечных врагов Старого континента, то для нынешних молодых поколений Вторая мировая – это уже очень далеко, они рождены в мирной сытой Европе и хотят другой отдачи от Евросоюза.
Именно этому очищению ЕС, переосмыслению его природы и функций может посодействовать британский референдум. Именно в этом Британия, которая все же, надеемся, останется в ЕС, и может дать тот реформаторский толчок Европейскому проекту в XXI веке.
Автор: Ростислав Хотин,
журналист Радио Свобода,
для «Европейской правды»