Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон объявил, что уйдет в отставку. Во время кампании, предшествовавшей референдуму о выходе страны из Евросоюза, Кэмерон агитировал за сохранение членства в ЕС. «Медуза» публикует историческую речь британского премьера без сокращений.
Доброе утро. Только что страна стала участницей огромного демократического события. Возможно, самого большого в нашей истории.
Больше 33 миллионов человек из Англии, Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии и Гибралтара высказали свое мнение.
Нам нужно гордиться тем, что на этих островах мы доверяем людям серьезные решения.
У нас не только парламентская демократия. Бывают времена, когда нужно спросить у самих людей о тех соглашениях, которых придерживается правительство. И мы сделали именно это.
Британские подданные проголосовали за выход из Европейского союза, и их волю нужно уважать.
Я хочу сказать спасибо всем, кто принимал участие в кампании на моей стороне, включая тех, кто отбросил партийные разногласия ради поддержки того, что, по их мнению, представляет государственный интерес. И позвольте мне поздравить всех, кто принимал участие в кампании за выход из ЕС — и поприветствовать вашу мужественную и страстную борьбу.
Желание британских подданных — план, которого мы должны придерживаться.
Это решение далось нелегко, в том числе потому что было сказано столько слов столькими разными организациями о том, насколько важно это решение.
Поэтому не может быть никаких сомнений в итоге [референдума].
Люди во всем мире следили за выбором, который сделает Британия.
Я хочу заверить участнков рынков и инвесторов, что экономика Британии сильна. И я хочу заверить британцев, живущих в Европейском союзе, а также европейцев, живущих здесь, что внезапных перемен в вашей жизни не произойдет. На начальном этапе не будет перемен в том, как люди путешествуют, перевозят грузы, продают услуги.
Теперь нам надо приготовиться к процессу переговоров с Европейским союзом. Это потребует полной вовлеченности от правительств Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, чтобы интересы всех частей нашего Соединенного Королевства были защищены.
Но, прежде всего, это потребует сильного, уверенного и преданного руководства.
Я очень горжусь тем, что я был премьер-министром этой страны шесть лет, для меня это большая честь.
Я уверен, что мы многого добились: у нас рекордно низкая безработица, проведены реформы в области социальной защиты и образования, у людей больше возможностей, мы строим сильное и растущее общество, мы сдержали наши обещания перед бедными людьми во всем мире и дали право тем, кто любит друг друга, вступать в браки вне зависимости от сексуальной ориентации. Но, в первую очередь, мы восстанавливали экономическую мощь Великобритании. Я благодарен всем, кто помог это осуществить.
Я всегда верил, что мы должны открыто обсуждать большие решения, а не прятаться от них.
Поэтому мы создали первое коалиционное правительство за 70 лет — чтобы спасти нашу страну от падения в пропасть.
Поэтому мы провели честный, законный и убедительный референдум в Шотландии (референдум о независимости Шотландии от Великобритании прошел 17 сентября 2014 года; 55,3% проголосовали за то, чтобы остаться в Соединенном Королевстве — прим. «Медузы»).
Поэтому я пообещал вынести на обсуждение вопрос о Великобритании в Европейском союзе, провести референдум о нашем членстве в ЕС. И сделал это.
Я боролся за свои убеждения единственным известным мне способом — говорил прямо и страстно о том, что я думаю и чувствую, о том, что у меня в голове, на сердце и в душе.
Я ничего не утаивал, я был абсолютно честен в своих убеждениях — что Великобритания будет сильнее, безопаснее и лучше в Евросоюзе. Я ясно дал понять, что референдум касается только этого, а не будущего любого политика, в том числе и меня.
Но народ Великобритании принял вполне ясное решение и выбрал другой путь. Поэтому я думаю, что Великобритании нужно новое руководство, чтобы вести ее по этому пути.
Я сделаю все, что возможно, как премьер-министр — чтобы удержать судно на волнах в грядущие недели и месяцы. Но я не думаю, что я должен быть тем капитаном, который ведет нашу страну к новой цели.
Это решение далось мне нелегко. Но я уверен, что, исходя из национальных интересов, нам нужен период стабильности. А затем нам нужны новые лидеры.
Сейчас нет нужды говорить о точных сроках, но, по моему мнению, мы должны постараться выбрать нового премьер-министра до начала съезда Консервативной партии в октябре [2016 года].
Обеспечение стабильности будет важной задачей, которой я займусь вместе с кабинетом министров в ближайшие три месяца.