Полтора месяца назад «Страна» уже приводила факты из доклада ООН по ситуации с правами человека в Украине. Специальная Мониторинговая миссии ООН по наблюдению за правами человека официально заявила о пытках, безосновательном задержании гражданских лиц со стороны Службы безопасности Украины на востоке страны.

Заявления Организации Объединенных Наций о нечеловеческих пытках тогда не остались без ответа спецслужб. Глава СБУ Василий Грицак заявил журналистам, что после встречи с помощником генерального секретаря ООН в Украине Иваном Шимоновичем, у них состоялся «конструктивный разговор», в результате которого было принято решение создать совместную группу, «которая будет решать разного рода нюансы практически онлайн». Он пояснил, что в большинстве в следственных изоляторах ведомства находятся арестованные или задержанные ополченцы Донецкой и Луганской республик, а также подозреваемые в симпатиях к ним.

Кроме того, руководитель СБУ сообщил, что в ближайшем будущем назначит нового главу подразделения Генеральной прокуратуры, который будет отвечать за соблюдение прав человека в местах лишения свободы.

И вот в среду международные организации Amnesty International и Human Rights Watch обнародовали свой доклад, в котором вновь говорится, что и украинские силы, и поддерживаемые Россией сепаратисты на востоке Украины по-прежнему практикуют безосновательное, тайное задержание гражданских лиц на длительный срок и подвергают их пыткам.

64-страничный доклад (см. вложенный файл) получил название «Ты не существуешь» и был основан на материалах 40 интервью с жертвами нарушений, их родственниками, свидетелями, адвокатами пострадавших и другими источниками.

Международные правозащитники подробно описали 9 эпизодов длительного произвольного задержания гражданских лиц украинскими силами в неофициальных местах содержания под стражей и столько же эпизодов задержания людей за линией соприкосновения. Большинство описываемых в фактов докладе относятся к 2015 — первой половине 2016 годов.

«Страна» прочитала этот доклад. В нем подробно описывается ряд случаев пыток и похищений людей. Некоторые жертвы, опасаясь мести со стороны СБУ, попросили правозащитников не обнародовать их воспоминания. Мы публикуем полный текст отчета и три истории, переживших плен.

История коммуниста, которого не задерживали

58-летний Константин Бескоровайный, депутат городского совета Константиновки, врач-стоматолог и член Компартии провел 15 месяцев в непризнанных тюрьмах СБУ в Краматорске, Изюме и Харькове. Его обвиняли в том, что он планировал отравить местную систему водоснабжения.

«Пять или шесть человек в масках, один из них был вооружен автоматом, сломали мою дверь с кувалдой и бросили меня на землю. Oни не представились, но меня обвинили в терроризме и сепаратизме. Один из них держал меня ногой, периодически нанося удары в грудь, а остальные обыскивали мою квартиру»,- так начинается история спасшегося из незаконного плена.

После обыска неизвестные посадили его в фургон без номерных знаков и надели мешок на голову. На «допросах» его били, угрожали убить жену и дочь, а самому депутату грозили изнасилованием. Затем Бескоровайного закрыли на 15 месяцев. В период с декабря 2014 года по май 2015 года он ни разу не покидал свою камеру и не выходил на свежий воздух. С мая 2015 года охранники начали разрешать заключенным короткую прогулку в маленьком огороженном дворе два раза в месяц. Охранники часто говорили Бескоровайному и другим заключенным, что вынуждены покупать еду арестованным за свои собственные деньги, повторяя «вы не существует» и «для вас даже нет бюджета».

25 февраля 2016 года Бескоровайного отвезли на Харьковский автовокзал, дали 200 гривен и заставили купить билет домой. Также ему велели сообщить родным, что он скрывался все это время по собственному желанию.

Парадоксально, но факт: на пресс-конференции 19 декабря 2014 пресс-секретарь СБУ Маркиян Лубкивский рассказывал об этом военнопленном. Он говорил, что контрразведывательные службы и СБУ задержали «безумного коммуниста, члена местного совета» из Константиновки, который планировал «террористические атаки». Авторы доклада считают, что спикер спецслужб говорил именно о Бескоровайном, потому что в горсовете Константиновки на тот момент лишь он один был членом Компартии.

«Страна» нашла этот пресс-релиз на официальном сайте СБУ.

1

Буквально месяц назад в ответ на запрос Amnesty International и Human Rights Watch в СБУ сообщили, что не владеют информацией об обвинениях Бескоровайного в каких-либо преступлениях, или его якобы задержании или похищении.

История пережившего два плена 

Вот история 39-летнего Вадима, которого удерживали и пытали по обе стороны линии соприкосновения.

В апреле 2015 года Вадим ехал на микроавтобусе из Славянска, подкотрольного Украине, до Донецка. На украинском блокпосту человек с автоматом приказал ему выйти. Вооруженные люди в камуфляжной форме без знаков различия связали Вадиму руки за спиной, надели на голову пакет, поставили на колени и, называя «сепаром» и «ублюдком», стали допрашивать о его связях в Славянске. После этого Вадима закинули на заднее сиденье машины и отвезли на какую-то базу. Там его держали три дня, никак не оформляя задержани и подвергали изощренным пыткам. Затем Вадима перевезли в другое место. Следующие полтора месяца он находился там без какого-либо объяснения. Вадим рассказывал, что на допросах его пытали током, прижигали сигаретами и били, требуя сознаться в работе на ДНР.

«К моим пальцам прикрепили два провода и крутили ручку от какой-то машины. Через меня побежал электрический ток. Я почувствовал дикую боль. На голове был мешок, поэтому их я не видел. Один из них приказал стать на колени и петь гимн Украины. Об мою спину и живот тушили сигареты», — рассказывает бывший пленник СБУ.

После того, как из него выбили «признание», ему дали 200 гривен на дорогу и отпустили. Вадим вернулся в Донецк и был практически сразу же задержан тамошними властями, которые решили, что он был завербован СБУ. В результате он более двух месяцев провел в неофициальном месте содержания под стражей в центре Донецка, в тесном помещении 2 на 3,5 метра, где опять подвергался побоям.

История пленника, которого обменяли в ДНР 

Артем, активист в Мариуполе, находится в тайных изоляторах Мариуполя и Харькова более года. Сперва его задержание было официальным и ему были предъявлены обвинения в пособничестве террористической организации.

Артем сказал, что его похитители поймали его прямо на улице в Мариуполе, надели полиэтиленовый пакет на голову, бросили в автомобиль и привезли в неизвестное место, где надели на него наручники, свисающие с потолка в подвале и били его несколько раз по голове и животу, выбивая признание.

«На третий день они принесли два оголенных электрических провода и пустили электричество к животу. Я бился в конвульсиях так сильно, что они были вынуждены приковать меня цепью к деревянной лестнице. Затем они перевернули меня и прислонили провода к моей спине. После того, как я потерял сознание несколько раз, они приставили провода к моим половым органам. Они угрожали отрезать мне пальцы, а затем начали лить воду на мое лицо. Я чувствовал, что захлебываюсь. Один из них расспрашивал меня о сыне, и когда я сказал, что моему сыну было всего шесть лет, он крикнул другим, «Приведите его сюда, я разорву малыша перед ним!» После этого я сказал им, что я признаюсь во всем».

После 31 дня досудебного задержания судья вынес решение об освобождении Артема из-под стражи под подписку о невыезде. Однако вместо освобождения он был вновь задержан. Следующие 11 месяцев он незаконно удерживался в камере на 12 человек в СБУ в Харькове. Артем вспоминал, что его кормили три раза в день двумя ложками каши и крошечным ломтиком хлеба с чаем. Пленникам не оказывали медицинскую помощь. Когда у одного из заключенных случился инсульт, ему не вызвали врача. Заключенному с диабетом инсулин давали 1 раз в 2 недели. На свободу вышел после обмена пленными 20 февраля нынешнего года. По сей день находится в ДНР.

В официальном ответе, полученном от Amnesty International и Human Rights Watch от СБУ по этому делу говорится, что Артем был выпущен после решения суда и больше под стражу не заключался.

Пыточные под покровом СБУ

Большинство пленных рассказали правозащитникам, что провели от полутора до 15 месяцев в официально не признаваемых местах содержания в подразделениях СБУ в Харькове, Краматорске, Изюме и Мариуполе. В докладе ООН харьковское управление СБУ также было названо как место, где практикуется неофициальное содержание задержанных.

Почти во всех эпизодах, о которых упоминают правозащитники в докладе, говорится, что рассматривалась возможность освобождения задержанных в рамках обмена пленными. Это обстоятельство указывает на то, что обе стороны могут задерживать гражданских лиц «про запас», как «материал» для будущих обменов, считают авторы доклада.

Сейчас правозащитники считают, что еще 16 человек незаконно содержатся на территории управления СБУ в Харькове. «Заявления о тайном содержании под стражей украинской стороной представляются убедительными и серьезными и заслуживают тщательного расследования. Украинские власти должны немедленно отреагировать на эту ситуацию, а те государства, которые оказывают Киеву поддержку на международной арене, должны призвать к прекращению подобной практики», — говорит Денис Кривошеев, директор Amnesty International по евразийским исследованиям.

Однако, как говорится в докладе, СБУ отрицает существование каких-либо изоляторов, кроме официального ИВС СБУ в Киеве и утверждает, что у них нет никакой информации о задокументированных в этом докладе нарушениях.

«Страна» также направила запрос в СБУ относительно доклада Amnesty International и Human Rights Watch и готова предоставить возможность представителям СБУ прокомментировать прозвучавшие в докладе обвинения.

Предыдущая статьяСправа на мільярд: нові неприємності для попутників Президента
Следующая статьяТроян следил за Шереметом в день взрыва