Сегодня система государственных институтов в Украине претерпевает наибольшую трансформацию со времен обретения независимости. И этот сложный процесс – вызов не только реформаторам, но и остаткам режима Януковича, которые прочно укоренились на всех уровнях власти в стране и ныне пытаются любой ценой ухватиться за место в новой структуре государственных органов. При этом закономерно, что объектом внимания бывших регионалов остаются самые хлебные должности в наиболее прибыльных отраслях экономики, — пишут «Политические Известия».
Традиционно одной из таких отраслей для Украины всегда был аграрный сектор, который на данный момент обеспечивает бюджету треть доходов от всего экспорта. В связи с этим профильное министерство всегда курировало крупнейшие финансовые потоки в стране. Аграрный министр Януковича Николай Присяжнюк возглавлял МинАПК почти пол десятилетия, успев за это время отмыть миллиарды гривен и успешно сбежать за границу после Революции достоинства. Однако после бегства министра во многом нетронутой осталась построенная им система во главе с его близкими соратниками. К примеру, заместителем руководителя ветеринарной и фитосанитарной службы Украины при Присяжнюке был муж сестры министра Вадим Симонов, имя которого связывают с курированием коррупционных схем в агросекторе. Близкими соратниками Симонова в пределах отлаженной схемы, о которой пойдет речь, являлись директор департамента фитосанитарной безопасности Виталий Романченко и его зам Андрей Челомбитко. Занимая ключевые должности в данном ведомстве, чиновники наладили организованную систему поборов с отечественных зернотрейдеров при помощи своих подчиненных в региональных инспекциях Госветфитослужбы.
Главной кормушкой для коррупционеров стала Одесская областная фитосанитарная инспекция. Развитая портовая инфраструктура региона предоставляет огромные возможности для паразитирования на транзите сельхозпродукции, которая в обязательном порядке должна пройти контроль со стороны уполномоченных ведомств. Во времена Януковича и Присяжнюка фитосанитарную инспекцию Одесской области возглавлял Дмитрий Кузишен, пост его заместителя занимал Сергей Поповский, оба – ставленники Симонова и Романченко. В то же время директором государственного учреждения «Одесская областная фитосанитарная лаборатория» был Вячеслав Дигуляр. Именно он под прикрытием Кузишена и Поповского фальсифицировал результаты исследований качества зерна, подмешивая сорняки в образцы проб для лаборатории. В результате, заключения фитолаборатории не позволяло зернотрейдерам получить фитосанитарный сертификат на экспорт продукции. Единственным выходом из ситуации для трейдеров была дополнительная плата “сплоченному коллективу” (Дигуляр – Поповский – Кузишен – Челомбитко – Романченко — Симонов-Присяжнюк).
Следует подчеркнуть, что эта схема успешно работала уже после падения режима Януковича и бегства Присяжнюка. Работала до тех пор, пока структурные и кадровые преобразования в МинАПК не коснулись и Госветфитослужбы. Последняя фактически была ликвидирована в текущем году, а ее функции в процессе оптимизации структуры государственных учреждений переданы новосозданной Госпродпотребслужбе.Вместо должности, ранее занимаемой Кузишеным, была учреждена должность начальника управления фитосанитарного контроля Госпродпотребслужбы в Одесской области. Исполняющим обязанности начальника нового подразделения был назначен Андрей Тофан, перед которым стояла задача внедрения на практике дерегуляционных мер и борьба с коррупцией. Однако это оказалось непросто, поскольку Тофан начал работу в окружении старых кадров. К примеру, директором фитосанитарной лаборатории остался все тот же Вячеслав Дигуляр, фальсифицировавший зерновые пробы. В итоге, Тофан оказался одновременно без надлежащей поддержки из Киева (Госпродпотребслужба находится в процессе становления) и с большим сопротивлением представителей старой системы в Одессе. Как только руководитель нового управления фитосанитарного контроля попытался «накрыть» схему «$0,5 за 1 тонну зерна», на него тут же организовали травлю. Причем вменяют и.о. начальника, который занял соответственную должность лишь две недели назад, т.е. еще до начала экспортного сезона, именно эту коррупционную схему – на 17 миллионов годичных. Инициаторы кампании по дискредитации Тофана утверждают, что тот якобы вымогал взятки как дополнительную плату за выдачу “карантинных сертификатов”. Однако и здесь заказчики в качестве оружия выбрали опцию со своего собственного опыта, а не из текущего положения дел в государстве. Дело в том, что МинАПК еще в январе прошлого года отменило принцип обязательного получения карантинного сертификата. Поэтому даже если бы Тофан и захотел разбогатеть на выдаче указанного разрешительного документа, у него бы ничего не получилось в силу объективных законодательных причин. Так или иначе, невежественная попытка дискредитировать нового начальника одесского управления фитосанитарного контроля только подтверждает – люди Присяжнюка не намерены терять сверхприбыльные источники коррупционных доходов. В окружении руководства МинАПК и Госпродпотребслужбы распространяется информация о намерении экс-замглавы ликвидированной ветеринарной и фитосанитарной службы Виталия Романченко занять должность заместителя главы Госпродпотребслужбы Владимира Лапы для дальнейшего продвижения отработанных схем. Некоторые источники утверждают, что Романченко норовит получить пост самого Лапы, подтверждением чего может быть кампания черного пиара против главы Госпродпотребслужбы, недавно начатая отдельными СМИ. О заказном характере статей свидетельствует глубокий диссонанс их содержания и тех реалий, которые сопровождают это ведомство в последнее время.
Таким образом, пользуясь переходным периодом реформирования государственных структур, подчиненных аграрному министерству, соратники экс-министра Присяжнюка пытаются вернуть себе былое влияние в этой системе. Используя инструменты публичного давления, они дискредитируют всех, кто стает на пути функционирования созданных ими коррупционных схем.