Крестный ход «за мир и прекращение войны на Донбассе», организованный Украинской православной церковью Московского патриархата, уже в Киеве. Журналисты сайта «24» разобрались, кто, куда и зачем идет и почему это может быть опасным для Украины.
Кто и куда идет?
Православные идут на Киев. «Крестный ход за мир и прекращение войны на Донбассе» был организован Украинской православной церковью Московского патриархата с востока и запада Украины. Стартовали верующие 3 июля из Свято-Успенской Святогорской лавры (Донецкая область), 9 июля началось шествие из Почаевской лавры (Тернопольская область). Колонны, общая численность которых не превышает двух тысяч, движутся с запада и востока страны и должны встретиться в Киеве накануне Дня крещения Киевской Руси, который отмечается 28 июля. В крупных городах к шествию также привлекались местные жители.
Для чего идут?
Предстоятель УПЦ Московского патриархата митрополит Онуфрий отметил, что крестный ход не связан с политикой.
«На востоке Украины продолжается вооруженный конфликт, проливается невинная кровь наших земляков. Самое большее, что может сделать наша церковь – это призывать к миру и усилить молитвы о ниспослании мира нашей украинской земле», – подчеркнул он.
Митрополит Онуфрий также настаивает на «миротворческой миссии» своей церкви, по его словам сейчас в стране разгорается межконфессиональная война и продолжаются попытки сделать УПЦ МП «враждебной украинскому обществу».
Однако, как отметил спикер Верховной Рады Андрей Парубий, кроме действительно мирных верующих, среди участников шествия есть и «провокаторы с запрещенной экстремистской символикой, последователи пророссийских так называемых «казацких »организаций и молодые люди спортивного телосложения, которые ранее принимали участие в рейдерских атаках и провокациях с захватами храмов»
Также, по наблюдениям журналистов 24 Канала, среди участников шествия есть люди, которые имеют военную выправку.
Почему это опасно?
Потому что любое массовое мероприятие, которое вызывает неоднозначную реакцию общества, может привести к трагедии. По разным причинам: из-за провокации или из-за безответственности организаторов, из-за недостаточно профессиональной работы правоохранительных органов.
В данном случае одним из самых выгодных вариантов опасности является именно провокация участников шествия и противников его проведения на проявления насилия. Противники крестного хода, кстати, тоже не все настроены дружелюбно и приветливо.
По данным Главного управления разведки Министерства обороны Украины российские спецслужбы намерены использовать «крестный ход» для организации провокаций с привлечением криминальных группировок.
О каких провокациях идет речь?
Опять же, по данным разведки, с помощью криминальных группировок планируют организовать столкновения вблизи культовых сооружений, а также мест массового скопления верующих. Особое внимание будет уделяться информационно-психологическому воздействию на украинское население за счет негативного освещения событий в российских СМИ.
Кроме того, можно ожидать и более серьезных вариантов развития событий. Например, 26 июля в полицию Киева поступила информация о взрывчатке на маршруте крестного хода. Впоследствии правоохранители обнаружили дымовые шашки и две заложенные боевые гранаты Ф-1, которые удалось успешно обезвредить.
Как правильно реагировать на провокации?
Игнорировать. Архиепископ УГКЦ Блаженнейший Святослав уже заявил, что препятствование и агрессия в сторону православных верующих идет на руку врагам Украины. По его словам, способность быть сдержанным и властвовать над своими эмоциями и не поддаваться на провокации – это те необходимые элементы, чтобы те, кто хотят использовать верующих Московского патриархата, потерпели поражение.
Архиепископ УПЦ КП Евстратий (Зоря) отметил, что «публичный образ «жертвы агрессии», который должен скрыть многочисленные доказательства настоящего содействия российской агрессии со стороны Моспатриархии – именно то, чего МП и Россия пытаются настойчиво достичь через свою пропаганду».
Похожего мнения придерживаются и представители гражданского корпуса «Азов». Там заявили, что выступают против любых конфликтов во время шествия, поскольку они будут использованы для обвинений УПЦ КП и для пропаганды среди той части православных верующих, что не определились с юрисдикцией. «Это заметная группа населения, миллионы верующих. В случае насилия над духовенством и верующими УПЦ (МП) их симпатии могут склониться именно в сторону последних», – пояснили в «Азове».
Причем тут политика?
Несмотря на заявления организаторов, эта акция все же политическая, а не религиозная. Во-первых, заявленная цель организаторов – усилить молитвы за мир в Украине – несколько не соответствует действительности. Ранее в Украине уже проводились молитвы за мир, на которые собиралась представители разных конфессий, но ни разу Украинская православная церковь Московского патриархата к этим акциям не присоединялась.
Во-вторых, несмотря на заявленную аполитичность хода, его проведение активно поддерживают депутаты от «Оппозиционного блока», в том числе – и организационно.
В-третьих, эта акция может восприниматься и как сигнал Константинополю. В июне Верховная Рада обратилась ко Вселенскому патриарху Варфоломею I с просьбой предоставить автокефалию Украинской православной церкви. И проведение крестного хода в том формате, который предлагают организаторы шествия – попытка продемонстрировать, что именно УПЦ МП – единственная из четырех Украинских православных церквей, которая способна объединить восток и запад Украины, остальные же только разжигают межконфессиональные конфликты в государстве.
Связана ли акция с верой или религией?
Безусловно. Хотя, кажется, для организаторов шествия достаточно косвенно. В ходе действительно участвуют мирные верующие, которые искренне молятся за мир в государстве и не думают о политике. Но не только они.
Не легче ли просто запретить проведение хода?
Нет. Это просто невозможно. Проведение такого мероприятия может запретить только суд и только заранее. Теперь же правоохранителям остается только обеспечивать правопорядок и договариваться с организаторами шествия, чтобы они способствовали предупреждению потенциально опасных ситуаций.