Президент РФ Владимир Путин вчера включил аннексированный Крым в состав Южного федерального округа.
Как сообщает 112.ua, южный федеральный округ, согласно тексту указа, теперь включает следующие административные единицы: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Калмыкия, Республика Крым, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, г. Севастополь. Административным центром округа является Ростов-на-Дону.
Федеральные округа Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом президента России Путина от 13 мая 2000 года. Они не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами, но не совпадали с их количеством и составом.
В округах определены административные центры-города, в которых размещаются их руководяще-координирующие органы в виде полномочного представителя президента, его аппарата и управлений федеральных ведомств.
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе де-юре не является руководителем округа или начальником для глав входящих в округ субъектов и является не более, чем представителем президента РФ и работником АП РФ. Никаких конституционных полномочий представители президента не имеют.
В структуру аппарата полпреда входят несколько заместителей, а также департаменты и главные федеральные инспекторы. Один федеральный инспектор отвечает за одну административную единицу в составе округа. Логично предположить, что такого человека назначат и в Крым.
Ранее постпредом в оккупированном Крыму был Олег Белавенцев. Сейчас его перевели на аналогичную должность в Северо-Кавказском федеральном округе.
Несмотря на то, что статус округов не прописан в Конституции РФ, а был определен только постфактум, некоторые российские политики считают полпреда значимой фигурой, «всевидящим оком» президента РФ. Губернаторам важно найти взаимопонимание с полпредом как с доверенным лицом президента.
Российские чиновники называют решение Путина логичным, поясняя, что Крымский федеральный округ был создан на время переходного периода, для «укрепления связей с Россией». Теперь, мол, на аннексированном полуострове все адаптированно для вхождения в ЮФО. Также местные экономисты расписывают выгоды, которые такие перемены принесут крымчанам: якобы теперь Крыму и Севастополю будет проще получать дотации из госбюджета, потому что в состав ЮФО входят как бедные, так и богатые регионы. А значит, власти будут стремиться развивать их пропорционально.
Политолог Тарас Березовец отмечает, что упразднив Крымский федеральный округ, президент РФ понизил в статусе «власти» аннексированного полуострова Аксенова и Константинова. «Подчинение Симферополя Ростову-на-Дону — это не просто унижение, потому что в системе росвласти Ростов еще до бегства туда Януковича был такой себе российской Тмутараканью. Ростов — это еще и центр управления осколков несостоявшейся «Новороссии». То есть, теперь Крым поставлен на одну доску с нищающими Донецком и Луганском, для которых «Русская весна» так и не обернулась принятием в состав РФ, в отличие от Крыма», — пишет он.
Народный депутат и председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров считает, что высшее политическое руководство России уготовило оккупированному Крыму судьбу иных, собственно российских территорий, которые выступают в качестве объектов для насаждения единой унифицированной государственной политики, а в итоге — полной зачистки данной территории до стандартов «русского мира».
Аннексированный полуостров утратил свой «особый статус», проще говоря, «конфетно-букетный период» между Крымом и властями РФ завершился. Теперь началась «бытовуха», которая грозит централизацией и финансированием на уровне с Калмыкией и Астраханской областью.