“Четверть века назад, после окончания холодной войны казалось, что только демократии транслировали свои ценности за рубеж. Сейчас автократические государства снова вышли на мировую арену, экспортируя свои идеи и методы, – даже в США”, – пишет бывший посол США в России Майкл Макфол в статье для The New York Times.

“Повсюду автократы выступают против демократов, и президент России Владимир Путин – фактический лидер этого глобального движения”, – считает автор.

“В то время, как я был послом США в России, Путин обвинил администрацию президента Обамы в попытке спровоцировать революцию против него – как мы, предположительно, сделали в Тунисе, Египте, Ливии и Сирии во время “арабской весны”, – отмечает дипломат. “Путин в особенности был обижен на Хиллари Клинтон, тогдашнего госсекретаря, заявив, что ее критическая оценка честности парламентских выборов в России в 2011 году стала сигналом для российских демонстрантов”, – вспоминает автор.

“Изобличая нас в предположительном вмешательстве в его внутренние дела, Путин распространил свою кампанию по ослаблению демократии и за пределы страны”,- пишет Макфол, отдельно отмечая роль телеканала RT. “Во всем мире, но в особенности в Европе, российское правительство поддерживает – и на словах, и деньгами – политические партии и организации с антилиберальными, националистическими программами”, – утверждает он.

“Многих это впечатлило, и они стремятся воспроизвести путинский сценарий. Автократы в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке копируют драконовские законы Путина, ограничивающие деятельность организаций гражданского общества”, – говорится в статье. Среди политиков правого толка, принимавших помощь Путина или похвально о нем отзывавшихся, – Марин Ле Пен, Найджел Фараж, Борис Джонсон, Виктор Орбан и Дональд Трамп.

Наравне с открытыми подрывными методами, Путин использовал и киберсредства, продолжает Макфол, упоминая недавний скандал с опубликованными электронными письмами Национального комитета Демократической партии США.

“Нам также известно, что использование Россией радиотехнической разведки – не новая тактика. Я лично имел подобный опыт. Когда я занимал должность посла, российские агенты тайно записали мои переговоры с представителями американских деловых кругов в московском отеле и опубликовали мои высказывания так, чтобы они звучали, как будто США что-то замышляют против российского правительства”, – вспоминает автор статьи.

“Мы должны дать отпор новыми способами. Раз Кремль стал более изощренным в распространении своих идей и поддержке своих друзей, то же должны сделать и мы”, – считает дипломат.

“Мы должны подумать о продвижении демократических идей за рубеж, в основном в рамках образовательных проектов и почти никогда – посредством военной кампании”, – полагает он.

Макфол также предлагает оказывать поддержку независимым фондам по развитию гражданского общества и отстаивать свободу доступа к интернету во всем мире.

По его мнению, Америка также должна оказывать экономическую и политическую помощь преимущественно новым демократиям, таким как Мьянма и Тунис. “Ставки особенно высоки на Украине, – отмечает Макфол. – Для Путина не будет лучшего подарка, чем позволить киевскому демократическому эксперименту провалиться”.

“Мир все еще рассчитывает на лидерство старейшей демократии, США. Если не мы, то кто?” – заканчивает риторическим вопросом автор.

Источник: The New York Times
Previous articleСеменченко о задержании Ефремова: Это однозначно жертвоприношение для общества
Next articleПрокурор за час роботи у ГПУ обзавівся 2 квартирами, 2 лексусами і магазинними приміщеннями