Для того, чтобы иметь высокую зарплату в Украине, нужно повысить производительность труда. К сожалению, мы производим продукцию с низкой добавленной стоимостью. Мы используем технологии с советских времен, и наши товары имеют ограниченный спрос на мировом рынке. 

Сообщает портал «АНТИКОР» со ссылкой на СМИ.

Высокую добавленную стоимость имеет новая продукция, в которой реализованы ноу-хау, новые технологии, новая функциональность. Такой продукции украинская экономика предложить не может, а тот, кто способен ее выпускать — не едет в Украину. Наоборот, едут из Украины.

В начале 2000-х годов украинская экономика вышла из кризиса, начался бурный рост. Росли и зарплаты.

Подъем

Достаток рос по нескольким причинам. Часть из них внутренняя, а именно реформы, которые провел Леонид Кучма в 2003 году:

— приватизация большого количества предприятий;

— сбалансированный бюджет без необходимости печати гривен;

— заработала банковская, валютно-финансовая система, курс гривны стабилизировался, инфляция уменьшилась до менее 10% ( в 2001г. инфляция составляла 6%, в 2002 – вообще дефляция);

— аграрная реформа позволила зайти частному капиталу в сельское хозяйство.

 

В то время богател весь мир, и это нам помогало. Важным фактором стали удачные реформы в крупнейших странах мира — Китае и Индии. Они повлияли и на нас, и привели к:

— резкого роста спроса на основную украинскую продукцию – металл, руду, аммиак и прочее.

— рост спроса на основную продукцию РФ, Казахстана и других постсоветских стран, которые в свою очередь, чтобы удовлетворить спрос и увеличить производство, начали покупать у Украины наши так называемые «инвестиционные товары», известны им с советских времен (трубы, вагоны, двигатели, насосы и др.).

То не Азией единой. В то же время на другом конце планеты в США надувался инвестиционная пузырь, засыпавший мир долларами. Часть «долетела» и до нас. Украина получила поток спекулятивных денег с мирового финансового рынка.

Результат – резкий рост украинской экономики, а, соответственно, и зарплат работников, и приток валюты, который стабилизировал курс гривны.

Это были хорошие новости, но существовали и плохие.

Подачки «электорату»

Политически страну начало трясти с 2002 года, потом случилась Оранжевая Революция. С тех пор ситуация никогда не была обыденной, бушевали то большие, то меньшие политические бури.

Власть, пытаясь получить голоса консервативного электората – пенсионеров и бюджетников — увеличивала бюджетные выплаты.

Возможно, кто-то помнит, как перед выборами 2004 года премьер Янукович увеличил всем пенсионерам пенсию до 280 грн?

Средняя пенсия в 2003 году была 142 грн., в 2004 – 194 грн, в 2014 году — 1521 грн. За 10 лет — в 10 раз.

Так, за это время упал курс гривны. Но в 2008 году средняя пенсия составила 799 грн — рост в 5.6 раз в 2003г., а курс оставался неизменным.

Несколько меньшим был рост минимальной зарплаты, которая устанавливается государством. С 205 грн. по состоянию на декабрь 2003 года — до 525грн в апреле 2008 года. Курс неизменный, а минимальная зарплата выросла в 2.6 раз.

Это была сознательная государственная политика увеличения выплат пенсионерам и бюджетникам перед многочисленными выборами того периода.

Ясно, что рост пенсий и минимальных зарплат поднял и среднюю зарплату по стране в целом, и зарплату в коммерческом секторе, в частности. Зарплаты росли, курс оставался стабильным — и люди начали массово покупать импортные товары.

Страна начала покупать за рубежом больше, чем продавать туда — это называется «дефицит внешней торговли». Дефицит валюты, который логично должен был бы возникнуть, покрывался спекулятивными кредитами, которые брали украинские банки и государство на мировом финансовом рынке.

Кризис 2008

Мировой кризис 2008 года не прекратил рост зарплаты и пенсий в Украине, но уменьшил их валютный эквивалент. Финансовый пузырь мирового рынка лопнул, в мире резко уменьшилось количество кредитных долларов — и спекулятивные капиталы ушли из Украины, а занимать за рубежом стало труднее. В этот год также прекратился быстрый рост Индии и Китая, во всяком случае, они насытились простой продукцией, которую могли предложить постсоветские страны.

Вторая половина 2008-го и 2009 годов – затянувшийся кризис. А в течение 2010 года ситуация на мировом рынке начала выравниваться. США начали политику финансового смягчения, когда в оборот ежемесячно вбрасывались новые доллары.

Какая-то часть этих средств дошла и до Украины. Цены на сырье и полуфабрикаты — а это главные экспортные товары Украины, — вновь начали расти, в Украине снова было достаточно валюты. До 2011 года растут валютные резервы, курс стабилен, экономика растет. Растут и зарплаты, пенсии и минимальные зарплаты.

Обвал

С конца 2012 года фактически рост цен на сырьевых рынках прекратился. С 2014 года началось падение, которое в конце года перешло в обвал. В течение 2012-13 годов Украина проедала резервы, накопленные в период подъема, имея надежду, что сырье опять подорожает.

Надежды оказались напрасными. А зарплата, пенсии и минимальная зарплата продолжали расти, что увеличивало импорт и дефицит внешней торговли. Кризис был неминуем, но она совпала с Революцией и военной агрессией России. Курс упал сильнее, чем без войны, но упал бы так или иначе. Может не до 25, а до 15.

То есть, зарплата была завышенной, она не отвечала состоянию украинской экономики и поддерживалась благоприятной конъюнктурой мирового рынка.

Как увеличить зарплаты?

Для того, чтобы осуществить повышение зарплаты, надо повысить производительность труда, то есть ВВП на 1 жителя. К сожалению, мы производим продукцию с низкой добавленной стоимостью.

Мы используем технологии с советских времен, и наша продукция имеет сегодня ограниченный спрос на мировом рынке. Высокую добавленную стоимость имеет новая продукция, в которой реализованы ноу-хау, новые технологии, новая функциональность. Такой продукции украинская экономика предложить не может, а тот, кто способен ее выпускать — не едет в Украину. Наоборот, едут из Украины.

Поставить диагноз легко, а какое лечение?

Кроме проблем с защищенностью бизнеса, отягчающими регуляторными процедурами и проблемами с доступом к валюте, плохой инфраструктурой и сложностями с таможней, есть еще проблема высоких налогов на зарплату.

Единый социальный взнос (ЕСВ) в 2016 г. уменьшили с почти 41% до 22% Но остался налог на доходы физических лиц (НДФЛ ) и военный сбор, вместе они составляют 19.5%. А если добавить ЕСВ, то с зарплаты в бюджет и в Пенсионный фонд высчитывается 41.5%.

Если вы — Пинчук или Ахметов, и изготавливаете металлические полуфабрикаты (сляба или круги), то удельный вес зарплаты в вашем бизнесе 1-2%. Налог 40% увеличивает себестоимость не намного. Видимо, поэтому у нас зарплата в металлургии и горной отрасли выше, чем в производстве электронной аппаратуры.

Но если зарплата составляет, например, 50% в себестоимости, то налог на зарплату становится слишком высоким, таким, что не каждое производство его выдержит.

Конечно, радикальное уменьшение налогов должно сопровождаться радикальными сокращениями бюджета и сопутствующими реформами.

Например, обеспечение бесплатного образования только до 8-го класса, создание страховой медицины, в которой государство оплачивает только минимальный набор услуг, и так далее. Однако, это создает немалые политические риски.

В Украине до сих пор много секторов экономики – ЖКХ, транспорт, образование, медицина, пенсионное обеспечение — остались фактически неизменными со времен «развитого социализма». Во многих сферах экономики сохраняется государственная монополия или монополия назначенных государством «предпринимателей». Государственные регуляторы работают на то, чтобы не пускать на рынки новых «нежелательных» участников. При таких условиях природного и существенного роста зарплаты нечего и ждать.

Предыдущая статьяБитва за Вашингтон. Оффшорное лобби Юлии Тимошенко
Следующая статьяПлюс 356% стоимости активов. Нардеп Хомутынник ворвался в двадцатку самых богатых людей страны