Верховная Рада все активнее готовит базу для принятия бюджета на следующий год. 6 декабря парламент принял в первом чтении законопроект №5132, которым внес изменения в Налоговый кодекс, прописав несколько дополнительных налогов и сборов. Причина фискальных фантазий народных избранников банальна – нужно срочно латать дыры в еще не принятой главной смете страны, — пишет Страна.
Парламент в Раду был внесен Кабмином еще в сентябре этого года и все это время вокруг него велись активные торги. Буквально через пару недель после его регистрации в парламенте депутат Андрей Артеменко (Радикальная партия Олега Ляшко) подал альтернативный законопроект №5132-1. Обычно народные избранники работают по такой схеме, когда хотят заблокировать или хотя бы отсрочить рассмотрение основного законопроекта, выиграв таким образом время на переговоры с оппонентами.
Хотя в этом случае хитрый ход радикалов не сработал — депутаты поддержали вариант Кабмина.
Еда с нагрузкой
Основных нововведений несколько.
Во-первых, депутаты окончательно зарубили спецрежим НДС аграриям и его возврат экспортерам. В частности, «с целью предотвращения построения схем минимизации налоговых обязательств с использованием сельскохозяйственных предприятий и безосновательного возмещения НДС» предлагается закрыть специальные счета аграрных предприятий, на которых ранее аккумулировался НДС. Причем эти счета закрываются уже в конце нынешнего года. Также до 1 января 2019 года не будут возвращаться суммы, которые были получены за счет так называемого «отрицательного значения» — по операциям приобретения сельскохозяйственных товаров и услуг, которые фактически не были получены покупателем.
Напомним: вопрос спецрежима НДС и его возмещения экспортерам был одним из самых острых в обсуждаемой налоговой реформе. На отмене льгот нашим аграриям настаивал МВФ, но в прошлом году селянам удалось выбить себе послабления (растениеводам тогда согласились возвращать на спецсчета 20% от НДС, а животноводам – 80%).
В этот раз, пытаясь упредить массовые селянские забастовки, правительство действовало умнее, чем в прошлом году. Вместо спецрежима НДС власти пообещали прямую бюджетную поддержку хозяйствам, у которых доля выращенной на собственных мощностях продукции составляет не менее 75%. «Я так понимаю, речь идет о 4 млрд. грн. на компенсации выплаченного аграриями НДС, 500 млн. грн. – на приобретенную ими отечественную сельхозтехнику, 300 млн. на удешевление ставок по кредитам и 700 млн. грн. на гарантирование кредитов для фермеров», — рассказал заместитель главы Аграрной партии Украины Денис Марчук. То есть, всего получается 5,5 млрд. грн. Но эта цифра в будущем может быть увеличена. Аграрный министр Тарас Кутовой накануне принятия правок в Налоговый кодекс заявил, что бюджетный комитет ВР предварительно согласился зафиксировать в бюджете норму о том, что на поддержку сельского хозяйства из казны будет выделяться 1% ВВП в год. Фактически, если экономика будет расти, фермеры могут рассчитывать и на увеличение дотаций.
Впрочем, селяне уже назвали это замену неравноценной. Ведь спецрежим НДС позволял им аккумулировать на своих счетах порядка 20 млрд. в год. Кроме того, непонятно, как будут делить эти деньги. В общественной среде уже муссируются слухи, что половину этих денег хотят отдать птицеводам (в том числе и весьма близким к Порошенко), которым из-за вспышки в Украине птичьего гриппа закрыли доступ на европейский рынок.
Но профильные организации, которые ранее всегда выступали инициаторами массовых акций протеста, в этот раз пока молчат, а без них трансформировать фермерское недовольство в организованные забастовки вряд ли удастся. Но у экспертов не вызывает сомнения ответный удар селян – они попытаются компенсировать свои потери за счет более высоких цен на свою продукцию.
Впрочем, руководитель секретариата, главный эксперт Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский говорит, что принятые нормы еще «сырые» и они не заработают сразу. «Минфину, к примеру, нужно будет разработать критерии блокировки налоговых накладных, минимизации влияния человеческого фактора», пояснил он.
Дорогие алкоголь и сигареты
Второй налоговый удар депутаты нанесли по производителям «вредной продукции» — водки, вина и сигарет. Акцизы на водку в следующем году повысят на 20%, на вино и слабоалкогольные напитки – на 12%, на табачные изделия – на 30% специфическую ставку и на 3% адвалорную (с 12% до 15%). В Кабмине поясняют – сейчас акцизы на алкоголь и табак в Украине значительно ниже, чем предписывают европейские директивы, подтянуться к которым Украина пообещала, подписывая договор об Ассоциации с ЕС. В частности, налог на сигареты у нас в 6 раз, а на водку – в 1,5 раза ниже, чем в Европе.
Андрей Забловский говорит, что алкогольные акцизы стали самой горячей темой во время обсуждения в бюджетном комитете. Так, для виноделов и пивников планировалось повышение ставки на 20%, но в итоге они смогли выторговать для себя 12%. «В процессе обсуждения мы предоставили Минфину расчеты, свидетельствующие о том, что рост ставок свыше индекса потребительских цен чреват сокращением производства и потерей отчислений в бюджет. Основанием служат показатели этого года. В 2016 году акциз на игристые и десертные вина вырос на 100%, тем самым спровоцировав существенное сокращение выпуска данной продукции. После повышения акциза (март-сентябрь) выпуск десертных (крепленых) вин сократился на 51%, а игристых – на 33%. Также мы зафиксировали снижение по отчислениям от уплаты акцизного налога в бюджет. Так, по категории «креплёные вина» бюджет недополучил 250 тыс. грн. Для того, чтобы отрасль могла адаптироваться к работе после такого резкого увеличения акциза необходимо время и недопустимо повторение акцизных скачков. К счастью, нас услышали», — рассказал директор ассоциации «Виноградари и виноделы Украины» Вячеслав Пономарев
Водочники тоже настаивали на корректировку акциза на процент инфляции (10-12%), хотя их доводы депутаты проигнорировали, повысив налог по полной – на 20%.
Относительное спокойствие сохраняли, разве что, табачники. Эти ставки с ними обсуждались еще на этапе подготовки бюджетного законопроекта №5000 и, собственно, уже заложены в него. По словам директора по корпоративным и юридическим вопросам компании Imperial Tobacco в Украине, Молдове и странах Кавказа Олега Стрекаля, бюджетные поступления вырастут почти до 40 млрд. грн. в год, а вот емкость рынка сократится на на 4%, до 67,6 млрд штук.
Курильщикам стоит готовится к подорожанию среднестатистической пачки сигарет на на 3,5 грн. Водка может вырасти в цене на 10-15 грн. за бутылку. Это традиционно приведет к активизации теневого сектора, прогнозируют эксперты. В частности, уже сейчас набирает обороты не просто кустарное производство суррогата, от которого умирают украинцы, но и выпуск на вполне легальных заводах подделок дорогого иностранного алкоголя (виски, коньяка и пр.)
Грязное топливо
Депутаты также решили отказаться от дифференцированного акциза на дизельное топливо (сейчас от варьируется от 95 евро до 125,5 евро/т в зависимости от содержания серы). Утвержденный Радой вариант вводит единую ставку на уровне 125,5 евро/т.
Как пояснил «Стране» руководитель специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев, на практике это чревато либо подорожанием дизеля на заправках, как минимум, на 1 грн./л (и это при сохранении всех прочих факторов, влияющих на цены – курса доллара, мировых котировок на нефть и пр.), либо ухудшением его качества. «Дело в том, что сейчас налог на высококачественный дизель Евро-4 и Евро-5 ниже – 95 евро/т. И это стимулирует трейдеров завозить хорошее топливо. При равных ставках в этом пропадает смысл. В Украине, конечно, существуют технические регламенты, которые ограничивают содержание серы в дизеле. Но контроля за их исполнением, как такового, нет. Поэтому массово повезут топливо уровня Евро-3, которого сейчас к нам поставляют единичные партии», — сказал Рябцев. И добавил: «А скорее всего, дизель на украинских заправках станет и хуже, и дороже. Трейдеры попытаются извлечь из ситуации максимальную выгоду и будут повышать цены даже на топливо уровня Евро-3, ведь формальный повод есть».
Ухудшение экологии власти надеются компенсировать дополнительными поступлениями от нового налога, которые должны составить порядка 6,7 млрд. грн. в год. Реально же, по подсчетам Рябцева, трейдеры заплатят больше всего на 5 млрд. грн. за счет различных схем ухода от налогов и ценовых манипуляций.
Никакого 4G
Законодатели не обошли вниманием и телекоммуникации. Причем в первом варианте от Кабмина рента на пользование радиочастотным ресурсом в многоканальных распределительных системах для передачи теле- изображения, звука и цифровой информации в диапазоне 2300-2400 МГц и 2500-2690 МГц должна была вырасти с 40,92 грн. до рекордных 20 тыс. за 1МГц. Но в альтернативном законопроекте Артеменко предлагалось оставить рекордное повышение ренты только для частоты 2500-2690 МГц, а для частот 2000-2500 МГц і 2690-7000 МГц оставить без изменений.
«В этих диапазонах предоставляют услуги исключительно небольшие операторы, пользующиеся устаревшими технологиями, которые не обеспечивают им такой доходности, чтобы платить на уровне с крупными компаниями. Повышение платы в 488 раз фактически лишит мелких операторов возможности продолжать работу. Плюс – такие изменения заблокируют привлечение иностранных инвестиций для внедрения новых технологий. В данном случае государство должно поддержать украинских операторов, а не создавать монополию для тройки больших мобильных операторов», — аргументировал Артеменко свое предложение в пояснительной записке к законопроекту.
Но доводы оппонентов, похоже, лишь раззадорили правительственных чиновников — в итоговой версии аппетиты Кабмина еще больше выросли, и появился пункт о повышении ренты для мобильных операторов до 23 тыс. грн. за 1МГц.
Кроме того, введен повышающий коэффициент 1,4 за превышение у одного пользователя радиочастотного ресурса для внедрения 4G, и 1,2 – за неэффективное использование радиочастот
Для пользователей, которые, наоборот, будут пользоваться частотами эффективно (добиваться оптимально непрерывной полосы радиочастот), предусмотрен понижающий коэффициент 0,75.
Андрей Забловский говорит, что повышение налоговой нагрузки на эту отрасль (а за последние 5 лет рента выросла в 7 раз) не пошло рынку на пользу. «Технологии практически не развиваются. О каком 4G можно говорить, если у нас с большим трудом приживается 3G. Причина очевидна — вместо того, чтобы пустить дополнительный сбор на развитие отрасли, государство его просто проедает», — резюмировал эксперт.
Мобильные операторы, с которыми попыталась связаться «Страна», пока не смогли уточнить как столь резкое повышение налогов скажется на стоимости их услуг.
Сбить цену на ОПЗ
Последним в списке налоговых новаций числится пункт о повышении ренты за транспортировку по территории Украины аммиака с нынешних $2,4 за каждые 100 км с тонны до $4,8. Рядовому потребителю это мало о чем говорит. Но, по словам Рябцева, именно за эту норму сражались лоббисты всех мастей.
«Для бюджета она, скорее всего, окажется бесполезной. Если ставилась цель заставить россиян платить больше за прокачку аммиака, то она вряд ли будет достигнута – объемы транспортировки просто резко снизятся. Это, скорее, политический ход и олигархические разборки. Дело в том, что аммиак является главным сырьем для производства азотных удобрений. Украина всегда была их крупным экспортером, а ОПЗ считался одной из четырех точек, где формировалась мировая цена на удобрения. Резкое увеличение ренты за транспортировку позволит заинтересованным силам обанкротить ОПЗ и продать его за копейки своим людям. Думаю, для этого все и затевалось», — высказал предположение Геннадий Рябцев.
«Побочным эффектом» передела сфер влияния станет повышение цены на азотные удобрения, что ударит по аграриям», — добавляют эксперты.