«Это журналисты ждут или соратники?», — спрашивает у однопартийца лидер Правого сектора Дмитрий Ярош.
В Октябрьском дворце только что завершился закрытый съезд ПС, в холле собрались представители СМИ. Две пожилые женщины мешают пройти Ярошу к месту брифинга, просят сфотографироваться с «провідником».
Внеочередной партийный съезд в Киеве и вече на Майдане Правый сектор решил провести, после событий на Закарпатье. 11 июля бойцы ПС участвовали в перестрелке с правоохранителями в Мукачево. Они приехали из Ужгорода на встречу с нардепом Михаилом Ланьо, которому якобы не нравилось, что ПС борется с контрабандой. Встреча закончилась стрельбой. В результате двое погибших, более десяти раненых. Некоторые бойцы ПС скрываются в лесах до сих пор. На вопрос НВ, сколько именно человек в бегах, Ярош ответил, что точно не знает. В уголовном деле по мукачевским событиям фигурируют 13 бойцов ПС, четверо из них уже в руках правоохранителей. То есть в лесу могут быть до девяти человек, объясняет Ярош. «Я не могу приказать им сдаться. С ними нет связи», — уверяет лидер ПС.
21 июля, на закрытом съезде ПС в Октябрьском, его члены решали, как реагировать на эти события и чего требовать от власти. Ярош говорит, что на съезде договорились о следующем: инициировать проведение референдума по вопросу о недоверии власти (всей – президенту, правительству и парламенту). ПС также призывает отменить минские соглашения, признать войну войной, а не АТО и легализовать добровольческие движения. Кроме того, ПС отказывается от похода на местные выборы, но «провідник», как называют Яроша его соратники, остается депутатом парламента. Озвучив СМИ решения съезда, Ярош отправился с побратимами на вече на Майдан.
«Почему вы решили не участвовать в местных выборах?», — спрашиваю у пресс-секретаря ПС Артема Скоропадского. «А толку? Несколько наших депутатов облсовета ничего не изменят, система гнилая», — объясняет он. «Но можно же блокировать принятие решений власти, например», — продолжаю я. «Если надо, мы и без мандатов заблокируем», — подключается к разговору проходящий мимо представитель ПС.
Колоны ПС выстраиваются возле Октябрьского дворца и готовятся идти на Майдан. У группы ПС из Ровно футболки с портретом Саши Белого, активиста ПС Александра Музычко, убитого во время силовой спецоперации в марте 2014-го, и надписью «С нами Бог и автомат Калашникова». Из Ровно на съезд и вече в Киев приехали 30 членов, рассказывает юрист Любовь Украинчук, на которой такая же футболка. По ее словам, после ситуации в Мукачево, отношение к ПС в Ровно не изменилось. «Кто хочет верить слухам, а не правде, того не изменить. А с нами правда», — объясняет она.
На столбах возле дворца наклейки: «Мукачевские патриоты борцы с бандитской системой».
По Институтской колоны ПС идут к стелле на Майдан. По дороге кричат: «Слава Киевской Руси, Новороссия с*си» и традиционное «Слава Украине, Героям Слава», «Слава нации, смерть врагам».
Вече на Майдане открывают священнослужители. Поддержать ПС вчера пришли, по разным оценкам, от 3 до 5 тыс. человек. «Я пришла ради наших мальчиков, которые воюют на фронте», — объясняет пожилая киевлянка. А Татьяна Дубинская, киевлянка, занимающаяся, по ее словам, средним бизнесом и вовсе мечтает «влиться в это движение». «Это единственная правдивая организация. Порошенко и Яценюк меня разочаровали», — объясняет она и передает мне диск со своими стихами о войне.
Боец Правого сектора Алена Белозерская приехала с востока в Киев на один день – на съезд и вече. «Если кто-то ждал, что сегодня начнется противостояние с драками и штурмами админзданий – этого не будет», — говорит она НВ. По ее словам, ПС хочет ознакомить людей с решением съезда и заручиться их поддержкой, радикальных действий пока не будет. «Никто не ждет, что сегодня власть испугается и пойдет на все наши условия. Мы начинаем политическую борьбу, будем добиваться референдума», — рассказывает Белозерская. ПС также хочет легализации добровольческих батальонов, но на своих условиях. Вначале представителям ПС предлагали мобилизоваться через военкоматы, потом войти в ВСУ отдельными взводами в составы бригад и даже батальонами, объясняет боец. Но ПС это не устраивает. «Мы хотим войти в состав армии целостным объединением с нашими командирами, которым мы доверяем, и хотим получить гарантии, что их не поменяют на каких-то идиотов, которые могут предать родину через неделю», — говорит она, возвращаясь к стелле, где продолжали выступать участники вече.
Поддержать ПС пришел украинский диссидент Левко Лукьяненко. Появился также нардеп Владимир Парасюк. «В Администрации Президента сейчас все трясутся», — крикнул в толпу он.
Одним из последних выступал Ярош. «Не думал, что так много людей придет поддержать украинских патриотов», — начал свою речь он. ПС – это дисциплинированная революционная сила, говорит Ярош, поэтому пока что не пойдет на силовые акции. «Должна быть уничтожена система внутренней оккупации. Другого пути у нас нет», — вещал со сцены «провідник» и снова озвучил решения съезда, добавив к ним полную блокаду оккупированных территорий, но забыв почему-то упомянуть про отказ ПС от участия в местных выборах. Ярош также сказал, что ПС с сегодняшнего дня будет переименован на «национально-освободительное движение Правый сектор» и что в каждом регионе появятся общественные штабы по подготовке к проведению референдума.
Каким образом, Ярош и ПС собираются осуществлять свой план, неясно. По украинскому законодательству, проведение референдума – сложнейшая почти до невозможности процедура. «Во-первых, можно менять законодательство, а во-вторых, страна уже год живет без законов, надо идти другим путем», — отвечает на этот вопрос Белозерская.
После 21.00 участники вече и «дисциплинированной революционной силы» разошлись, освободив Майдан.
Источник: Новое Время