В 2016 году в Украине произошла революция в сфере государственных закупок. С августа исполнение закона «О публичных закупках» стало обязательным для всех госпредприятий.

Заместитель министра экономического развития и торговли Максим Нефедов сообщил о миллиардах, сэкономленных для бюджета благодаря системе Prozorro. Тем не менее на протяжении уходящего года страну сотрясали коррупционные скандалы. Многие закупки проводились еще по старой системе. Но и электронные закупки не панацея. По словам Нефедова, даже при закупках с помощью Prozorro чиновники составляют условия тендера и квалификационные условия для участников так, чтобы победить могла только своя компания — исключают из торгов конкурентов с лучшими предложениями, с помощью дополнительных соглашений поднимают цену уже после заключения договора. Депутатам парламентского комитета по противодействию и предотвращению коррупции, представителям антикоррупционных организаций, политологам, экономистам мы задали вопрос – какую из «тендерных историй» прошлого года они считают наиболее ярким и масштабным примером украинской коррупции. На основе мнений экспертов был составлен рейтинг топ-5 скандалов на госзакупках-2016, — пишут Вести.

№1. Газ для «Центрэнерго»

Потенциальный ущерб государству –145,54 млн грн.

Главным коррупционным скандалом года, бесспорно, стали откровения беглого народного депутата Александра Онищенко. НАБУ оценивает ущерб, нанесенный государству его «газовыми» схемами, в сумму порядка 3 млрд грн. Основные обвинения, выдвинутые Онищенко, связаны с уходом от уплаты налогов и отмыванием средств. Принимал депутат участие и в махинациях на госзакупках.

В 2015 году связанная с Онищенко компания «Газтранспроект» поставила госпредприятию «Центрэнерго» 19 млн кубометров газа по завышенным ценам. Договор на сумму 194,63 млн грн был заключен без открытых торгов: стоимость одного куба газа составила 10,244 тыс. грн, что практически вдвое дороже граничной цены для промышленности, определенной НКРЭКП на то время – 6,6 тыс. грн.

По словам Онищенко, с каждой тысячи кубометров газа, поставленной на госпредприятие по завышенным ценам, он платил нардепу Игорю Кононенко 2 тыс. грн. В подтверждение своих слов Онищенко обнародовал переписку с Кононенко, из которой видно, что реальная цена продажи газа на «Центрэнерго» была еще выше, чем указана в договоре – 14,26 тыс. грн за куб. Таким образом, переплата госпредприятия за голубое топливо может достигать 145,54 млн грн.

№2. Дноуглубление в «Южном»

Потенциальный ущерб государству – 190 млн грн.

Тендер на дноуглубление в крупнейшем украинском порту «Южный» стал синонимом коррупции на госзакупках благодаря депутату Сергею Лещенко. Парламентарий первым обнародовал скандальные подробности: победу в конкурсе получила компания «Ян де Нул Украина», предложившая на 90 млн грн больше конкурентов. Лещенко объяснил механизм коррупционной схемы: минувшим летом, через два месяца после объявления тендера, 55% акций «Ян де Нул Украина» за символическую сумму перешли от бельгийских собственников двум кипрским компаниям, аффилированным с «негласным шефом» АМПУ, народным депутатом Сергеем Фаермарком. Директором компании был назначен экс-помощник нардепа Андрей Розов. Фактически из представительства известной бельгийской дноуглубительной компании «Ян де Нул Украина» превратилась в фирму-прокладку для отмывания средств, выделяемых государством на дноуглубление портов. Интересно, что бельгийцев не первый раз ловят на сговоре с чиновниками. Братьев де Нул судили на родине и приговорили к тюремному заключению за подкуп налогового инспектора.

Начальник южненского филиала Администрации морских портов Украины (АМПУ) и по совместительству глава тендерного комитета Максим Широков пытался оправдаться: «Ян де Нул Украина», по его словам, готова была работать с минимальным авансом в размере 0,1% (остальные участники просили 10% предоплаты, что также соответствовало требованиям тендера). Однако в правительстве решили, что это никак не объясняет переплату в 90 млн грн. Премьер Владимир Гройсман распорядился аннулировать результаты конкурса, и провести новый на электронной площадке Prozorro. А детективы Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) наведались с обысками к организатору тендера Широкову и в офис «Ян де Нул Украина». Были найдены подтверждения связи Фаермарка и «Ян де Нул Украина», а министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что предупреждал бельгийцев о рисках для репутации в результате участия в подозрительных схемах. В антикоррупционном и транспортном комитетах Рады поддержали действия НАБУ, заявив о готовности рассмотреть вопрос снятия с Фаермарка депутатского иммунитета.

Тем временем Широков запустил три новых тендера на дноуглубление в «Южном» общей стоимостью в 2,5 млрд грн, что спровоцировало новый коррупционный скандал. Срок проведения торгов перенесен на месяц из-за большого количества жалоб дноуглубителей. Они уверены, что конкурс вновь проводится в интересах «Ян де Нул Украина». Дноуглубительная компания «Техморгидрострой Николаев» обратилась в Антимонопольный комитет Украины, перечислив более десятка дискриминационный условий, составленных тендерным комитетом (АМКУ планирует рассмотреть жалобу 10 января). В документе указывается, что еще на этапе подготовки тендера Максим Широков нанес государству ущерб на 100 млн грн. Чиновник настаивает на использовании более отдаленного отвала грунта, что приведет к огромному перерасходу средств на его транспортировку. Хотя есть возможность использовать ближние отвалы.

По мнению Лещенко, назначенный еще при Януковиче Широков вообще не имеет права занимать должность, поэтому любые решения тендерного комитета могут быть оспорены. «По поводу Широкова (законности пребывания на должности – Ред.) я слал запросы. Мне сказали, что сейчас вакансий нет, и конкурс не объявлен. Я считаю, что его вообще давно нужно было выгнать с должности», — говорит Сергей Лещенко. Как утверждает член транспортного комитета Александр Урбанский, история со срывом тендера в 2017 году может повториться, и «никакие работы в «Южном» проводиться не будут». «Мы придем к новому тупику», — считает депутат.

№3. Mitsubishi для Нацполиции

Потенциальный ущерб государству – 270 млн грн.

Миллиард, полученный Украиной от Японии в рамках Киотского протокола, стал причиной третьего по размаху коррупционного скандала уходящего года. Средства было решено пустить на закупку новых автомобилей для полиции. Объявленный МВД тендер был оформлен в качественного оборонного, что позволило провести его по переговорной процедуре. В министерстве ограничились одним участником – ООО «Нико Диамант». За 960 млн грн компания обязалась поставить полиции 635 внедорожников Mitsubishi Outlander PHEV. Один автомобиль обошелся налогоплательщикам в 1,51 млн грн или 58,6 тыс. дол. В МВД пояснили высокую цену тем, что машины являются подзаряжаемыми гибридами (требование Японии – закупка экологической техники). Кроме того, они специально дооборудованы для работы патрульных. Однако журналисты выяснили, что в европейских автосалонах Mitsubishi Outlander PHEV стоит 42-43 тыс. дол. В Японии цена аналогичного автомобиля – 31 тыс. дол. В Украине даже с учетом таможенной пошлины, НДС и акциза, и допоборудования стоимость Outlander PHEV должна быть порядка 44 тыс. дол.

Но в МВД поспешили заявить, что предложенная «Нико Диамант» цена является абсолютно рыночной. И в подтверждение продемонстрировали справку из Торгово-промышленной палаты. Вскоре оказалось, что цену все-таки можно снизить. В конце декабря министр Арсен Аваков обратился к главе корпорации Mitsubishi Motors Осаме Месуко, и через несколько дней производитель предоставил Украине 14% скидки. В итоге, гибридные внедорожники достанутся Нацполиции по 48 тыс. дол.

Кому досталась бы немалая скидка, не подними журналисты шум, остается лишь догадываться. По информации издания «Наші гроші», совладелец «Нико Диамант» Владимир Гнатишин имел общий бизнес с министром юстиции Павлом Петренко, одним из ближайших соратников лидера «Народного фронта» Арсения Яценюка.

«Закупку провели через систему Prozorro, но она была проведена в соответствии с законом об обороне, хотя эти машины к оборонным нуждам никоим образом не относятся, и Нацполиция должна была провести эту закупку по основному закону о публичных закупках», — комментирует эксперт «Transparency International Украина» Иван Лахтионов.

№4. Дизель для «Укрзализныци»

Потенциальный ущерб государству – 280 млн грн.

В 2016 году детективы НАБУ несколько раз приходили в «Укрзализныцю», чтобы изъять документы, связанные с поставками дизельного топлива компанией «Вог Аэро Джет». Особое внимание правоохранителей привлек тендер, на котором победитель, чтобы обойти пятерых конкурентов, пообещал поставить госпредприятию 100 тыс. тонн дизеля по цене ниже рыночной, а после заключения контракта резкое ее увеличил.

Подписанный в марте этого года договор разрешал поставщику в случае изменения конъюнктуры рынка увеличить цены до 10% от стоимости. Однако в мае железная дорога подписала с «Вог Аэро Джет» дополнительное соглашение, увеличив стоимость топлива на 20% — с 13,959 тыс. грн до 17,18 тыс. грн за тонну.

В НАБУ отметили, что манипуляции на топливных тендерах «Укрзализныци» носят систематический характер. Можно привести множество примеров, когда транспортный монополист покупал топливо по завышенным ценам или увеличивал стоимость дизеля после подписания договора. И в большинстве случаев, поставщиком в этих сделках выступал «Вог Аэро Джет». В этом году компания уже несколько раз требовала от железной дороги повышения закупочной цены после проведения тендера на основании справок «Держзовнишинформа». При этом, когда рыночные цены на дизель падали, «Вог» отказывался снижать стоимость.

«Коррупция в УЗ достаточно большая. Ломать эти схемы сейчас достаточно непросто», — считает политолог Александр Палий.

№5. Уголь для «Центрэнерго»

Потенциальный ущерб государству – 57,45 млн грн.

«Центрэнерго», как и АМПУ в порту «Южный», неоднократно упоминалось опрошенными экспертами как организатор наиболее скандальных тендеров. При этом государственная энергогенерирующая компания запомнилась не только коррупцией на закупке газа, но и «темными» схемами с углем.  Летом энергетики оказались в центре скандала вокруг закупки угля марки «Г» на 520 млн грн. Госкомпания приобрела его у другой госкомпании – шахты «Краснолиманская» — через фирму-посредника «Торговый дом-Ресурс», которая связана с нардепом от БПП Сергеем Тригубенко.

Такие контракты очевидно невыгодны для государственной шахты, поскольку она продает добытый уголь посреднику дешевле, чем платит за него конечный потребитель – государственное «Центрэнерго». Прокладка зарабатывает, хотя не добывает уголь, а только покупает и перепродает его, получая наценку. Когда на сделку обратили внимание журналисты, ни в «Центрэнерго», ни на «Краснолиманской» не смогли объяснить мотивы своих действий. Директор шахты проигнорировал запрос журналистов, а энергетики ответили, что не могут заставлять предприятия поставлять товар именно им.

Когда информация об оседании прибыли от поставок угля в компании-прокладке оказалась в СМИ, ее собственники просто прекратили рассчитываться с шахтой. «Краснолиманская» недополучила от «ТД-Ресурс» за поставки угля 57,45 млн грн. И сейчас пытается взыскать эти деньги через суд.

Предыдущая статьяСпасатели говорят, что на дорогах Украины заторов нет
Следующая статьяРозкол у Нацбанку