Железнодорожная блокада неподконтрольной части Донбасса, что началась в конце декабря 2016 года, снова усиливается. Действующие лица прежние: ветераны АТО во главе с народным депутатом Семеном Семенченко («Самопомощь») и их единомышленники. Они заявляют, что между так называемыми «ДНР/ЛНР» и украинской стороной де-факто происходит взаимовыгодная торговля, которая характеризуется как «бизнес на крови». В ответ правительство называет блокирующих дороги вредителями, которые ставят под угрозу энергетическую безопасность страны, с точки зрения которойпоставки угля с неподконтрольных территорий жизненно необходимы.
Как будет развиваться ситуация дальше — разбиралась «Страна».
Уголь для Майдана
Как сообщала «Страна», в ночь на 11 февраля участники блокады перекрыли еще один переход — на этот раз неподалеку от Торецка (декоммуннизированный Дзержинск). И это уже третий по счету. Власть пока только обвиняет, к попыткам деблокировать (в том числе силовым) не прибегая. Так, министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик, выступая на часе правительства в Верховной Раде предупредил: блокирование, прежде всего, составов с углем из непризнанных республик вызовет веерные отключения электроэнергии и в два раза повысит цену на уголь.
Обострение ситуации — знак, что сторонники и противники блокады пока не могут договориться. «Можно предположить, что переговоры между заинтересованными сторонами зашли в тупик. И одна из сторон решила снова прибегнуть к давлению на другую», — комментирует политолог Константин Бондаренко.
Одним блокированием дело не ограничивается. Так называемый штаб блокады торговли с оккупантами анонсировал на 19 февраля «Народное Вече» на Майдане независимости. «Мы хотим передать Украину под эффективный украинский контроль. Нет торговли на крови!» — говорится в заявлении штаба на странице в Facebook.
Пропрезидентский политический эксперт, бывший народный депутат Тарас Чорновил называет действия и планы инициаторов блокады на Донбассе «провокационными». «Прекрасно же известно, что поставки угля из других источников невозможно организовать по щелчку, — настаивает Чорновил. — Они (инициаторы — Прим.Ред.) провоцируют, чтобы на них была соответствующая реакция (со стороны власти — Прим.Ред.). Иначе говоря: хотят, чтобы их разогнали, о чем, конечно, будут кричать на всех углах. А тут еще приближается 20 февраля, на которое обещают чуть ли не Новый Майдан, революцию», — говорит Чорновил.
Как сообщала «Страна», на эту дату запланировали массовые акции протеста организации «НАЖДАК» и РПС (Радикальные правые силы), которые созывают всех несогласных с политикой власти. А на 22 февраля (годовщина бегства бывшего президента Виктора Януковича) обещают свой марш «Азов», «Свобода» и «Правый Сектор».
Старая история
Отметим: партия «Самопомощь» и ее парламентская фракция, в которую входит Семенченко, к акциям сторонников блокады не спешат присоединяться. Хотя фракция, в частности, заместитель ее председателя Егор Соболев, обращается к проводимой блокаде как к аргументу для принятия закона «О временно оккупированных территориях», цель которого «признать Россию страной-оккупантом, запретить торговлю с оккупированными территориями и установит алгоритм деоккупации».
Чорновил считает, что в истории с блокадой «Самопомощь» не хочет «напрямую» поддерживать действия Семенченко и его соратников, так как считают его «инородным телом во фракции». «О Семенченко и Соболеве было известно, что они попали в список «Самопомощи» по просьбе Коломойского (бизнесмен Игорь Коломойский — Прим.Ред.). Но я не знаю, продолжается ли сотрудничество Коломойского или людей, с ним связанных, с Семенченко или Соболевым…», — говорит Чорновил.
Он допускает заинтересованность Игоря Коломойского в блокаде, помимо прочего, перевозок угля, считая это способом давления, прежде всего, на бизнесмена Рината Ахметова, бизнес-структуры которого имеют шахты на неподконтрольной территории и более всего страдают от блокады. «У Коломойского и Ахметова всегда были напряженные отношения. Возможно, первый посчитал, что сейчас удобное время ударить по второму с помощью блокады», — предположил Чорновил.
Подобной версии придерживается и политолог Анатолий Октисюк, по словам которого круг задействованных в блокаду лиц «свидетельствует об подспудном участии Коломойского». Он напомнил, что горячо поддержала блокирование партия УКРОП, контролируемая олигархом Коломойским. «Там тоже говорят о, так сказать, циничной украинской власти, которая позволяет двусторонний товаропоток, подпитывающий так называемые ДНР/ЛНР», — говорит Октисюк.
Без силы
В этой ситуации очень интересно поведение власти. Очевидно, что нет единства в отношении блокады. Партия «Народный фронт», как часть нынешней властной команды, дистанцировалась от проблемы. Более того, участники блокады как бы выполняют идею секретаря СНБО Александра Турчинова о полном прекращении торговых отношений с неподконтрольным Донбассом.
И, что интересно, в «Блоке Петра Порошенко» (БПП) нет единства в этом вопросе. Как рассказал «Стране» источник во пропрезидентской фракции, взывают о действиях против групп блокирования, во-первых, депутаты с Донбасса, вероятно, по каким-то своим причинам заинтересованные в возобновлении железнодорожного сообщения через линию разграничения. «А, во-вторых, это депутаты-ретрансляторы месседжей, спущенных свыше. Остальные отнеслись к блокаде с прохладцей. Недавно было стихийной обсуждение, которое инициировал нардеп из Краматорска Максим Ефимов, отмечая угрозу энергобезопасности, которую создает блокада. Но участники дискуссии отнеслись к теме резко высказаться против блокады с прохладцей. Сошлись лишь на том, что надо СНБО по этому поводу созвать», — рассказал собеседник, попросивший об анонимности.
Политолог Октисюк считает, что отсутствие консолидированной позиции в итоге не позволит прибегнуть к силе в отношении сторонников блокады. «Мне кажется, будет попытка повлиять на участников блокады с помощью закона. Например, через военную прокуратуру. Не будучи уверенным в конечном успехе, разгонять «блокировщиков» никто не станет», — уверен Октисюк.
Цель — Ринат Ахметов
Один из операторов угольного рынка, с которым переговорила «Страна», считает, что главная цель блокады — ослабление позиций Рината Ахметова.
«Ахметов в последнее время стал очень близок с Порошенко, порешав с ним всем вопросы по «Нефтегаздобычи», — говорит предприниматель. — Благодаря поддержки президента он укрепляет свои позиции на энергорынке. Это не нравятся многим. Это не нравится другим олигархам, у которых с Ахметовым плохие отношения — такие как Коломойский. Это не нравится «Народному фронту», который хочет показать Ахметову, что о нем тоже забывать нельзя. Тем более, что у «Народного фронта» есть свой угольный барон — Кропачев, который близок к Авакову и Антону Геращенко. Кропачев работает и с Кононенко, у которого тоже с Ахметовым не все просто. В общем, Ахметову как бы намекают — то, что ты подружился с Порошенко это еще не формула счастья. О других тоже нельзя забывать, а нужно делиться и решать вопросы. Хотя, не удивлюсь, если все это происходит при попустительстве Порошенко, чтобы сделать Рината Ахметова еще более зависимым от поддержки президента».