21 февраля Высший земельный суд Вены постановил, что бизнесмен Дмитрий Фирташ может быть экстрадирован в США.
Заседание длилось 6,5 часов. В отличии от разбирательства в первой инстанции, где судья Кристоф Бауэр принял противоположное решение, на этот раз громких политических заявлений в зале суда не прозвучало, — пишет Insider.
Как известно, ФБР обвиняет Фирташа в коррупции при получении разрешения на разработку титанового месторождения в Индии. Согласно версии американского ведомства, олигарх и его сотрудники заплатили индийским чиновникам 19 миллионов евро.
Первый запрос о выдаче Фирташа был отправлен американцами в Вену 30 октября 2013 года. Однако через несколько дней этот запрос был отозван. Второй аналогичный документ поступил уже 27 февраля 2014, ордер на арест Фирташа был выдан 12 марта, и в тот же день олигарха задержали.
Затем бизнесмен внес залог — рекордные для Австрии 125 миллионов евро, и был выпущен под обязательство не покидать Вену. Дело было рассмотрено только через год. 30 апреля 2015 года судья Кристоф Бауэр отказал в выдаче олигарха Штатам.
На том заседании австрийского суда прозвучало немало громких политических заявлений. В частности, Фирташ, а также нардеп Сергей Левочкин, официально подтвердили факт встречи в Вене перед президентскими выборами 2014-го года с Петром Порошенко.
«Могу сказать, что мы добились, чего хотели. Порошенко стал президентом, Кличко — мэром», — заявлял бизнесмен. А Левочкин добавил, что в Вене была достигнута договоренность о том, что Кличко уступит президентство Порошенко.
Еще на том заседании представитель прокуратуры Австрии заявила, что решение об отказе в выдаче США будет обжаловано. Именно эта жалоба и рассматривалась 21 февраля в Высшем суде земли Вена.
«Экстрадиция допустима»
Суд начался в 9 утра по местному времени. Перед заседанием приехали многолетние и самые близкие соратники бизнесмена – глава Inter Media Group Анна Безлюдная и руководитель холдинговой компании Group DF Борис Краснянский.
Также в суде неожиданно появился экс-глава правления банка «Родовид» Денис Горбуненко. Как известно, до национализации этого банка правительством Юлии Тимошенко в 2009 году, там хранились депозиты близких к Фирташу компаний. Кроме того, «Родовид» выдавал миллиардные кредиты связанной с бизнесменом девелоперской фирме. После фактического краха банка и его национализации, Горбуненко уехал жить в Лондон.
За несколько минут до начала заседания, в здание суда зашел сам Фирташ вместе со своей супругой Ладой. Стоит отметить, что в этот раз на суд не приехали ни Сергей Левочкин, ни Юрий Бойко, ни Григорий Суркис, которые активно поддерживали бизнесмена при рассмотрении в первой инстанции.
В дверях зала заседаний возникла давка – группа поддержки олигарха и многочисленные журналисты остро конкурировали за места в небольшом помещении.
Фирташ сел на кресло перед коллегией судей. По левую руку от него сидел представитель прокуратуры, который поддерживал запрос США на экстрадицию. А по правую – расположились пятеро адвокатов бизнесмена во главе с экс-министром юстиции Австрии Дитером Баумдофером.
Дело рассматривала коллегия из трех человек под началом Лео Левнаиц-Иванского.
Первым выступил представитель прокуратуры. Его короткая речь сводилась к критике основных тезисов защиты.
Так представитель прокуратуры заявил, что обвинение против тезиса, что Фирташ не владел информацией, что в работе по индийскому титановому контракту участвовали американские банки и компании.
Также прокуратура выступила против утверждения, что «титановое дело» не попадает под юрисдикцию ни Австрии, ни США. Отдельно прокурор заявил, что не видит политической подоплеки в деле против Фирташа.
Далее суд предоставил слово адвокатам бизнесмена. Первым выступал бывший министр юстиции Баумдорфер. Он, преимущественно, рассуждал о ценностях. «Австрия не должна становиться заложником мирового лидера США», — говорил он.
Экс-министр подчеркивал, что экстрадиция уничтожит Фирташа как личность, и, в конце концов, это будет означать утрату состояния. По словам Баумдорфера, США претендуют на активы бизнесмена.
Он заявил, что титановый контракт имел стратегическое значение для США и что для Штатов было важно остановить Фирташа как политика и бизнесмена.
Второй адвокат — Кристиан Хаусманингер — говорил о политической мотивации дела. В целом он повторял тезисы защиты еще от 2015 года. По словам адвоката, в 2014 США предприняли попытку устранить Фирташа из политической и экономической жизни Украины.
Он заявил, что американские дипломаты и украинские политики, которых поддерживают США, открыто радовались устрашению Фирташа. В этом контексте Хаусманнигер напомнил заявления экс-посла США в Украине Пайетта и экс-премьера Арсения Яценюка.
Из нового – он напомнил суду, как глава МВД Арсен Аваков мешал Фирташу вернуться в Украину. По его словам, бойцы батальона Азов были выставлены в аэропорту Борисполь, чтобы не допустить бизнесмена в Украину.
В декабре 2015 года такой факт действительно имел место. Тогда появилась информация, что Фирташ может прилететь в Украину. «Азов», при идеологической поддержке министра, караулил в аэропорту рейсы из Вены. Правда, Фирташ так и не появился там.
Интересно, что в этот раз речь не шла о президенте Петре Порошенко. Тема «венской встречи», на которой принималось решение о выдвижении Порошенко в президенты, а Кличко – в мэры Киева, не поднималась. Упоминались только имена американцев и лидеров «Народного фронта».
Впрочем, адвокаты ссылались на публичные заявления политиков. В случае Яценюка и Авакова таковые действительно имели место. А вот Порошенко против Фирташа прямо никогда ничего не говорил.
Также адвокат Фирташа назвал спекуляцией заявления обвинения о связях с русской мафией. Во время своего выступления Хаусманнигер упоминал имя Семена Могилевича и ссылался на депеши, опубликованные Викиликс.
«Отдельное внимание тезиса про связи ДФ с мафиозными структурами. Обвинения опираются на два телефонных разговора шестилетнего давности, которые были избирательно процитированы. Без голоса Фирташа», — заявил адвокат.
Затем слово взял третий адвокат Фирташа Рудигер Шендер. Он долго и пространно анализировал соглашение об экстрадиции между Австрией и США. По его мнению, «американские документы не содержат четкой формулировки состава преступления Фирташа».
Судья прервал выступление этого адвоката, так как в зале стало очень душно. Во время 20-минутного перерыва на суде появился еще один давний партнер Фирташа Игорь Воронин, экс-зампред «Нафтогаза» и глава правления компании «УкрГаз-Энерго». В его и Краснянского обществе Фирташ провел этот перерыв.
После перерыва выступил четвертый адвокат бизнесмена Отто Дитрих. Его речь была посвящена соблюдению прав человека и тому, что эти права могут быть нарушены из-за выдачи Фирташа в США.
Заслушав защиту, судья предоставил бизнесмену право сказать последнее слово. Но он отказался говорить, добавив, что ему нечего добавить к речи своих адвокатов.
Суд объявил перерыв на полтора часа для подготовки решения, и Фирташ вместе со своими соратниками поднялся на 7-й этаж суда обедать в столовую. Надо сказать, что его команда пребывала в неплохом настроении, хотя сам олигарх был сосредоточен и избегал общения с прессой.
В 14:00 по Вене суд начал зачитывать решение. Результат был объявлен сразу же – жалоба прокуратуры на решение первой инстанции принята, а экстрадиция Фирташа в США допустима.
Но суд сразу же огласил несколько оговорок. Первая – окончательное решение об экстрадиции примет федеральный министр юстиции Австрии. Кроме того, судья подчеркнул, что в своем решении министр должен учесть интересы Австрийской республики.
Вторая оговорка судьи: «Мы не ставим никакое клеймо, является ли человек уголовником или нет. Мы принимаем решение только о допустимости или недопустимости экстрадиции». Речь о том, что обвинения против Фирташа не рассматривались по сути. Решался только вопрос допустимости выдачи.
«США предъявили документы, на основании которых суд счел, что обвинение может быть. В первую очередь, это показания двух свидетелей. Согласно показаниям одного из свидетелей, обвиняемый дал согласие на пожертвование, которое будет использовано, «чтобы пополнить карманы госслужащих», — заявил судья.
Отдельно суд остановился на аргументах защиты относительно политической мотивации дела. «Сенат (коллегия судей) пришел к решению, что происшествия, которые имели место в Украине в 2014, 2015 годах и геополитические интересы США не имеют ничего общего с обвинением (против Фирташа, )», — сказал судья.
«США рассматриваются как правовое демократическое государство, в котором обвиняемый не занимался политической деятельностью», — подчеркнул суд.
В целом оглашение решение заняло коло полутора часов. Складывалось впечатление, что решение и его мотивационная часть были приняты судом еще до заслушивания сторон в зале, потому как для подготовки столь объемного документа перерыв был слишком коротким.
«Обвиняемый, вам все понятно», — спросил судья Фирташа. Бизнесмен коротко ответил: «Да». «Спасибо, производство закрыто», — сказал судья.
Задержание и «Испанское дело»
Но, как оказалось, один из самых важных нюансов прозвучал в самом конце решения. Суд сообщил, что в прошлую пятницу Австрия получила запрос на экстрадицию Дмитрия Фирташа в Испанию.
Осенью 2016 Deutsche Welle сообщило, что антикоррупционная прокуратура Испании объявила Фирташа в международный розыск.
Как рассказал тогда изданию представитель прокуратуры, также объявлены в розыск еще два гражданина Украины, чьи фамилии не называются «в интересах следствия».
Кроме того, сообщалось, что 24 ноября были задержаны пятеро других фигурантов дела. «Они непосредственно занимались отмыванием капиталов украинского олигарха. Среди задержанных — известный испанский адвокат Антонио де Фортуни», — говорилось в сообщении.
Якобы эти люди создали для Фирташа ряд офшорных компаний в Панаме, хотя определенная часть капиталов оседала в Испании — вкладывалась в недвижимость, сообщало издание.
Неназванный представитель прокуратуры также сообщил DW, что дело Фирташа рассматривает прокуратура в рамках операции «Вариола», начатой в июле 2016 года с ареста в Барселоне сына бывшего мэра Киева Леонида Черновецкого — Степана Черновецкого, и еще 11 лиц, также подозреваемых в отмывании денег.
Степан Черновецкий был освобожден из-под ареста еще летом 2016-го, но остается под следствием.
«Нельзя исходить и из того, что предъявлены те же обвинения (что и в США, — ред.)», — заявил судья, комментируя запрос Испании на выдачу.
После оглашения решения, Фирташ подошел поговорить со своими адвокатами. Журналисты и его группа поддержки покидали зал суда. За ними вышел и сам бизнесмен. Не отвечая на вопросы журналистов, Фирташ со своей охраной быстро пошел к лифту, который ведет к выходу из здания.
Но на первом этаже под тем же лифтом его уже ждали правоохранители. Возникла толкотня. К Фирташу побежали его адвокаты. В через несколько минут неразберихи, охрана, ведя бизнесмена под руки, вместе с правоохранителями быстро направились в другое помещение суда, оттеснив журналистов.
Соратники Фирташа Краснянский, Воронин и Безлюдная стояли на крыльце суда и чего-то ждали. На вопрос INSIDER, задержан ли Фирташ, Краснянский ответил: «Я эти вопросы не комментирую».
В то же время пресс-служба бизнесмена настаивала, что Фирташ находится со своими юристами и готовит позицию по поводу последнего решения суда, опровергая задержание бизнесмена.
Однако через некоторое время западные СМИ начали раздавать новость со ссылкой на представителя прокуратуры Вены, что Фирташ задержан по запросу Испании.
Как сообщил INSIDER источник, знакомый с ходом дел бизнесмена, он задержан на 48 часов, после чего должно быть принято решение о мере пресечения – залог или арест. После этого есть 30 дней на принятие решение об экстрадиции Испании, и еще 30 на обжалование такого решение.
Другой информированный источник сообщил, что дело в Испании в целом повторяет обвинения против Фирташа в США. «Это всё сливает ФБР. Очень сложно получить доступ к документам, но мы знаем, что Испания повторяет обвинения США и это все происходил под их влиянием», — сказал собеседник.
Он также сказал, что одним из фигурантов испанского дела может быть сирийский бизнесмен Харрес Юссеф.
Этот человек стал известен в Украине после Оранжевой революции, когда он стал советником экс-президента Виктора Ющенко по инвестициям. В 2005 году возник большой скандал, когда СБУ предупредило Ющенко о недопустимости пребывания Хареса Юссефа на должности советника президента.
Юссеф долгое время дружил с семьей Ющенко. Фото Миаила Маркива |
Весьма интересна история знакомства сирийца с высшими должностными лицами Украины. В интервью Украинской правде бизнесмен описывал свое знакомство с экс-президентом Леонидом Кучмой следующим образом: «Я с Кучмой познакомился в Дубаи. Я там отдыхал, а у Кучмы был туда официальный визит, и меня подвел к нему и познакомил Медведчук».
В 2010-м году экс-глава секретариата президента Олег Рыбачук рассказывал, чтоЮссеф организовывал Фирташу контакт с Ющенко.
После этого задержания ситуация Фирташа еще больше усложнилась.
Теоретически, в случае позитивного для него решения, бизнесмен мог бы сразу выехать в аэропорт Вены и вылететь в Украину, где он был бы недоступен американской юстиции.
Собственно, Украина – единственное безопасное место для него. Конституция Украины запрещает выдавать своих граждан куда-бы то ни было. А всё, что Фирташу могут предъявить в Украине – это экономика, и он спокойно выходит под залог. Ну а возможности «порешать» в Украине общеизвестны.
Депутат от Оппоблока Николай Скорик заявил, что в день суда над Фирташем Украина закрыла свое воздушное пространство для частных самолетов.
Стоит отметить, что аналогичная ситуация была и когда появилась информация о возможном возвращении бизнесмена в декабре 2015-го года.
Правда, Украэрорух это опровергает.
Как рассказали INSIDER информированные источники, и тогда и сейчас у Фирташа есть логистическая проблема – отсутствие общей границы между Австрией и Украиной. Нюанс в том, что самолет Фирташа теоретически могут посадить в третьей стране по дороге домой – Словакии или Венгрии. А там тоже действует американский запрос.
Министр юстиции Австрии имеет право выдать его США. Но не обязан этого делать. Более того, адвокаты Фирташа намерены обжаловать в Верховном суде Австрии решение о допустимости выдачи, хотя такое обжалование не налагает на министра каких-либо ограничений.
Но до принятия решения министром у Фирташа всё равно сохранялась теоретическая возможность покинуть Австрию, так как суд не постановлял накладывать на него меру пресечения.
В результате задержания по испанскому запросу, в случае любой меры пресечения, у него, скорее всего, опять заберут паспорт. А, стало быть, он не сможет покинуть территорию Австрии на законных основаниях.
Юристы, специализирующиеся на праве ЕС, считают, что министр юстиции будет ждать рассмотрения запроса Испании в суде, а потом у него может возникнуть выбор, куда выдавать Фирташа – в Испанию или в США. Либо же не выдавать никому.
«Попасть в США – это самый худший сценарий. Там меньше ста лет лишения свободы не дают. Плюс есть еще одна проблема, которая, кстати, дискутируется в научных кругах за океаном. Суд присяжных – очень сложный механизм. Когда в руки присяжным, которые являются действительно обычными людьми, попадается человек, у которого есть «Мерседес», — ему конец. Если Фирташ американским присяжным расскажет, что он владелец фабрик-заводов, то ему не позавидуешь даже без рассмотрения дела по сути», — рассказал INSIDER один из бывших чиновников Минюста, пожелавший остаться неназванным.
В общем, как минимум в течении ближайших двух месяцев Фирташ будет находится на территории Австрии.
Также у него сохраняется несколько альтернативных путей. Например, он может попросить в Австрии политическое убежище. А это еще одна отдельная процедура. Может попробовать обжаловать обвинение на территории США, и так далее.
Но, в любом случае, в Украине Фирташ быстро не окажется.