Для многих критиков путинского режима марш в память о застреленном у Кремля Борисе Немцове стал редкой возможностью выйти на крупную и официально разрешенную акцию протеста, пишут СМИ. Но цифры неумолимы: инакомыслящих в России все меньше, а положение оппозиции все более безысходно. При этом фильм о жизни Немцова пользуется неожиданно большим успехом, — пишет InoPressa.
«В воскресенье хрупкая и раздробленная оппозиция к Владимиру Путину объединилась на марше по центру Москвы, посвященном памяти Бориса Немцова — политического лидера, убитого близ Кремля в ночь с 26 на 27 февраля 2015 года», — пишет корреспондент El Paisф Елена Висенс.
Мероприятие, в котором участвовало меньше людей, чем в сходном шествии в прошлом году, отражает состояние либеральной оппозиции в момент, когда до президентских выборов в России остается чуть больше года.
Полиция конфисковала транспарант с цитатой Немцова на том основании, что так называемые экстремистские лозунги запрещены, сообщает журналистка. В первом ряду шли такие видные представители оппозиции, как экс-депутат Госдумы Геннадий Гудков и бывший премьер-министр Михаил Касьянов, ныне возглавляющий партию ПАРНАС.
В марше приняли участие разные политические силы, в том числе «Яблоко», «Солидарность», «Демвыбор», незарегистрированная «Партия прогресса» Алексея Навального, а также ультранационалисты.
Организаторы рассчитывали, что придет до 30 тыс. человек, но, по подсчетам властей, участников было всего 5 тыс., по версии организаторов, — чуть более 15 тыс., говорится в статье.
Лидер «Яблока» Григорий Явлинский заметил в интервью телеканалу «Дождь»: «Эффективность подобных акций оппозиции невелика, и потому не удается собрать большое число участников». Либеральный политик Дмитрий Гудков, напротив, уверен, что марши в память Немцова сделаются средством объединения оппозиции.
«Но цифры неумолимы», — пишет Висенс. В 2016 году на марш памяти Немцова в Москве, по версии организаторов, вышли более 24 тыс. человек (по версии полиции, 7,5 тыс.), в 2015-м оппозиция насчитала 50-70 тыс. участников, полиция — 21 тыс.
Михаил Касьянов, на которого было совершено нападение перед началом марша, сказал, что у этого марша «есть две составляющие: первая — это дань памяти нашему товарищу и моему другу Борису Немцову, который был жестоко убит у стен Кремля, а вторая — это принципы, которые мы определили с Борисом, и наша борьба за то, чтобы Россия стала по-настоящему демократической страной», — передает корреспондент The Guardian Алек Лун.
«Это марш памяти, а не похоронный марш, — заявил соратник Немцова Илья Яшин. — Мы тут собрались не для того, чтобы плакать, а для того, чтобы предъявлять требования, чтобы потребовать призвать к ответственности убийц Немцова, киллеров, организаторов и заказчиков убийства».
«Организаторы и заказчики [убийства Немцова] — это, как я твердо убежден, политическое руководство и правители Чечни, — сказал бывший депутат Госдумы Геннадий Гудков. — Сейчас федеральные власти покрывают их. Они не призывают никого к ответственности и тормозят расследование».
Корреспондент Die Welt Юлия Смирнова также сообщает, что участники марша требуют призвать виновных в преступлении к ответу.
«В воскресенье тысячи людей в Москве прошли по центру города в память о Немцове, — пишет журналистка. — Некоторые несли в руках российский флаг, другие — портреты Немцова с его цитатами: «Политика Путина основана на тотальной лжи», «Россия будет свободной». Для многих критиков режима вчерашний марш стал редкой возможностью принять участие в крупной и официально разрешенной акции протеста. «Россия без Путина!» — скандировали многие собравшиеся.
Убийство оппозиционера до сих пор до конца не раскрыто. В Москве идет судебный процесс против пяти предполагаемых убийц, однако заказчики так и не найдены. Журналистка рассказывает о требованиях друзей и близких Немцова допросить подозреваемых из ближнего круга Рамзана Кадырова и самого главу Чечни. Кадыров свою причастность к убийству Немцова отрицает, говорится в статье.
Соратник убитого оппозиционера Владимир Милов обвиняет в убийстве Владимира Путина. «Он единственный, кто от этого выиграл, — считает Милов. — Немцов олицетворял дух свободной России. Он был ключевым голосом против войны, которую развязал Путин».
Спустя два года после убийства Немцова положение российской оппозиции стало еще более безысходным, чем прежде, продолжает Смирнова. Акции протеста стали редким явлением, на парламентских выборах осенью 2016 года не прошла ни одна оппозиционная партия. Такие критики режима, как Михаил Касьянов и Владимир Рыжков, подвергаются постоянному давлению, а отсутствие единства в стане оппозиции приводит к разочарованности со стороны потенциальных избирателей.
«Два года спустя после убийства Немцова российская интеллигенция оказалась осиротевшей без этого ни на кого не похожего политика, который сначала познал высоты власти, затем испытал муки диссидентства и в конце концов 27 февраля вечером на мосту, прямо у стен Кремля, получил четыре пули в спину. В воскресенье марш его памяти в центре Москвы, по данным организаторов, собрал 15 тыс. человек (по данным полиции, 5 тыс.). При этом документальный фильм, посвященный его жизни, пользуется неожиданно большим успехом», — пишет корреспондент Le Figaro в Москве Пьер Авриль..
Режиссер Вера Кричевская совместно с журналистом Михаилом Фишманом сняла документальный фильм под названием «Слишком свободный человек». Вопреки некоторым опасениям, распространение фильма в России прошло без особых инцидентов. «Никто не позвонил из Москвы, чтобы его запретить», — с облегчением отмечает Кричевская.
«Его убийство знаменовало собой конец поколения активистов, — пишет автор статьи. — В то время объявление об убийстве Немцова было встречено населением с безразличием; по данным «Левада-Центра», в ходе опроса так ответили 40% россиян».
«В нашем обществе трудно привести народ в движение. Убийство Немцова запугало людей, и этот эффект устрашения будет ощущаться еще долго», — считает 29-летний юрист Сергей.
Между тем приближение даты убийства сопровождалось двумя жестами милосердия по отношению к гражданскому обществу, замечает Авриль. Оппозиционер Ильдар Дадин, который провел два с половиной года в тюрьме за организацию одиночных пикетов в декабре 2015 года и объявлен Amnesty International узником совести, был освобожден по постановлению Верховного суда РФ. До этого 23 февраля Генпрокуратура потребовала отмены приговора и шестимесячного тюремного заключения Евгении Чудновец.
«С другой стороны, заказчики убийства Бориса Немцова так и не были потревожены. Близкие 55-летнего экс-политика прослеживают дорожку его убийц вплоть до чеченского президента Рамзана Кадырова, верного союзника Путина», — напоминает Авриль.