На волне усилившихся самоубийств подростков – участников групп смерти активизировалась и работа правоохранителей, которые мониторят соцсети, стараясь предотвратить трагедию.
Лучше перебдеть
Суицидальные сообщества в интернете — как, зачем и кому это выгодно – знать, конечно же, интересно. Но куда более важно знать и то, что с ними борются. И, как показывает практика, довольно успешно, хотя работа эта никому не видна. Только за последние два месяца, когда ажиотаж вокруг «групп смерти» достиг апогея http://kp.ua/incidents/569082-v-hruppakh-smerty-sostoiat-trydtsat-piat-tysiach-ukrayntsev, сотрудники отдела ювенальной превенции Управления превентивной деятельности и управления киберполиции ГУ Нацполиции Днепропетровской области предупредили пять случаев возможного суицида среди подростков. Хватаются, что называется, за любую соломинку.
— Недавно в полицию поступил сигнал от жителя Луганской области, который сообщил, что переписывался с подростком из Днепра и заподозрил неладное. В беседе проскользнула фраза о том, что мальчик собирается свести счеты с жизнью, — рассказала «КП в Украине» о последнем случае инспектор отдела ювенальной превенции Ольга Таранец. – Мы отследили его аккаунт, установили учебное заведение, где он учится и адрес проживания. Сотрудники выехали на место.
Уже после разговора с правоохранителями в объяснительной подросток напишет, что просто пошутил и не собирался совершать самоубийство. Но, поди знай, что в голове у этих детей. Зато теперь бдительнее будут родители, да и сам малец «шутить» по поводу смерти вряд ли будет.
— СМИ нагнали ужаса, родители и педагоги паникуют, — говорит Ольга. – Наша задача – профилактика, поэтому мы стараемся вести беседы со всеми – и с родителями, и с педагогами, и с детьми. Но нагнетать и пугать – это не выход. Мы пытаемся подать информацию так, что интернет — не только зло, несущее угрозу, но и прекрасный инструмент для самообразования. Запретить пользоваться интернетом вообще – нереально, ребенок все равно найдет, где «посидеть» в соцсетях. Если дома нельзя, пойдет к другу, зайдет со смартфона.
Что касается взрослых: им пытаются донести, что «лучше перебдеть, чем недобдеть». И тут важно соблюсти баланс. С одной стороны, ни в коем случае не лезть в жизнь ребенка «сапогами». С другой — если есть подозрение, что с вашим чадом или с учеником происходит что-то не то – сообщайте в полицию. Пусть даже в итоге окажется, что вы ошиблись. Ну, а если нет? Кстати, неадекватное поведение подростков чаще всего замечают не близкие, а посторонние люди. Иногда – даже просто прохожие. Полтора месяца назад в Днепре охранник Мерефо-Херсонского моста (железнодорожный мост через Днепр, на окраине города) обратил внимание на парня, который вел себя весьма странно.
— О мальчишке, который ведет себя неадекватно и собирается прыгнуть с моста, патрульным сообщил охранник, — рассказывает Ольга. – Те выехали на место, поговорили, узнали телефон родителей. Правда, ни сам одиннадцатиклассник, ни его родители не пожелали давать каких-либо пояснений. Это их право. Но кто знает, чем бы все закончилось, если бы не бдительность простого охранника.
Следить за статусом в соцсетях
Сотрудники отдела ювенальной юстиции постоянно мониторят соцсети на предмет «групп смерти», устанавливают количество участников в группах, и сколько из них являются жителями области. Мониторят и странички потенциальных «суицидников» — участников групп. Говорят, родителям, которые просматривают аккаунты своих детей, следует бить тревогу, когда ребенок внезапно меняет статусы. И на месте котиков-сердечек возникают «умозаключения» в духе «Там мне будет лучше», «Рай или Ад: что выбрать?», а на «стене» появляются соответствующие картинки.
Полномочия блокировать так называемых «синих китов» и задерживать их кураторов имеют сотрудники киберполиции, которые работают в «связке» с ювеналами. Всю информацию о своих «находках» киберполицейские со всех областей Украины передают в Киев. Да только поймать тех, кто склоняет подростков к самоубийствам, не так-то легко.
В модераторах сидят люди не глупые – «подкованные» как в психологическом, так и техническом смысле. Свои странички они блокируют – и невозможно вычислить их ID-адрес. «Жертвам» же групп смерти приказывают удалять всю информацию, связанную с «игрой», все переписки. Но если даже и ест какая-то зацепка, наказать админов все равно не получится.
— Для блокирования групп в соцсетях у нас элементарно нет разработанной процедуры, — говорит начальник управления киберполиции Юрий Заскока. – А если учесть, что Вконтакте – российская сеть, то все наши запросы через Генпрокуратуру получат добро только через месяц-два-три, когда от группы и следа не останется.
Ко всему, такие группы часто регистрируют со смартфонов, а поскольку сим-карты в Украине не персонифицированы, то и «вычислить», кто затеял игру в самоубийства – невозможно. Посему остается уповать на внимательность родителей, знакомых и «бойцов невидимого фронта» — ювенальщиков и киберполицейских.
Комментарий психолога
Станьте для ребенка интереснее компьютера
— Чаще всего участниками «групп смерти» становятся подростки в возрасте от 12 до 16 лет, — говорит психолог Алена Волкова. – Это возраст, когда психика еще неустойчива, присутствует юношеский максимализм, детям необходимо внимание, а зачастую родители ограничиваются лишь тем, что спросят, все ли нормально в школе и ел ли ребенок сегодня.
По словам психолога, уязвимы те подростки, которые сталкиваются с непониманием со стороны родителей, учителей, одноклассников, переживают расставание с первой любовью. Они считают, что никому не нужны. Именно на ощущении ненужности и «играют» модераторы, которые тоже являются психологически подкованными людьми.
Определить, что ваш ребенок, возможно, попался на «удочку», достаточно просто. Первое это то, что он становится агрессивным и начинает грубить всем. Нагрубить маме, учительнице, соседям – одно из заданий.
— Подросток замыкается в себе, скрывает свой круг общения, — говорит Алена. – На его страничке появляются странные картинки и надписи, тема которых – боль, жестокость, смерть.
Спасение же в доверии. Станьте для своего чада интереснее компьютера и интернета, покажите, что интересуетесь не только тем, что он ел и какую оценку получил в школе, а и тем, что его беспокоит, что ему нравится. Проверьте для начала сами себя, советуют психологи: знаете ли вы, какую музыку он любит? А какие фильмы? А какое видео смотрит? В кого он влюблен? Приходят ли к вам домой его друзья? И друзья ли вы с ним – как в реальной жизни, так и в соцсетях?