Из-за кризиса и безработицы украинцы продолжают массово выезжать на заработки за рубеж даже чаще, чем в нищие 90-е. Раньше самым популярным направлением для работяг была Россия, где можно было «заколымить» 1,5-2 тысячи долларов в месяц (около 50 тысяч гривен), но из-за событий последних трех лет большинство трудовых мигрантов нынче выбирают Польшу — хоть туда нужна виза и платят меньше, чем россияне. За тяжелый физический труд в поле или на стройке наши «чистыми» получают около 2-2,5 тысяч злотых (13-15 тысяч гривен), — пишет Страна.
Из плюсов — до дома недалеко и найти место не очень сложно, потому что своих рабочих рук там не хватает.
Сами поляки стремятся в богатые страны Западной Европы на более щедрые зарплаты по 2-3 тыс. евро (выехали уже 2,5 миллиона человек). Пробел на рынке труда пытаются компенсировать заробитчанами из Украины, согласными вкалывать за меньшие ставки.
Только за последние два года в 38-миллионную Польшу отправились больше миллиона наших трудяг — количество, сравнимое с волной сирийских беженцев в Германию. Кстати, для польской власти это удобный аргумент перед руководством ЕС не принимать сирийских нелегалов, мол, к нам едут украинцы. В прошлом году в Брюсселе польский премьер Беата Шидло оконфузилась, заявив, дескать, Польша приняла миллион украинских «беженцев», хотя убежище в 2014-2016 годах там просили пять тысяч украинцев, из которых статус беженца получили всего 34 человека.
Для Украины постмайданная трудовая миграция стала самой масштабной с момента распада Союза. Всего за границей, по разным оценкам, трудятся от 6 до 8 миллионов украинцев, в основном нелегально, а официально трудоустроены не более 1,5 млн чел.
Больше 80% иностранных работников — украинцы
Украинцы по сути поднимают польскую экономику. Среди иностранных работников в Польше больше всего именно наших. По информации Rzeczpospolita, свыше 80% всех разрешений на работу выдали украинцам. Наших в основном берут на стройки, сбор урожая, в прислуги и сиделки. По данным опроса польского рекрутингового агентства Work Service, от трети до половины польских работодателей искали украинцев, поскольку своих желающих не нашлось и украинцы согласны на меньшие зарплаты. В последнем исследовании «Барометр рынка труда» выяснили, что на трети предприятий страны не хватает кадров. «Четыре из десяти фирм готовы нанимать украинцев. Причем не только чернорабочих, но и квалифицированных сотрудников — программистов, медиков, врачей», — говорит директор Work Service Мацей Витуцкий.
«Украинцы очень трудолюбивые и ответственные», — расхваливает наших работников руководитель Союза предпринимателей и работодателей Польши Цезарь Казмерчак. При этом сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, полякам нужны украинские работники, а с другой, оформить визу, не говоря уже о виде на жительство, все сложнее. Несмотря на обещанный Украине безвиз, Польша, которая вроде бы считается самой лояльной в выдаче виз страной, ужесточила правила въезда. Как нам неофициально рассказали в польском консульстве во Львове, поступил указ сверху ставить больше отказов из-за боязни наплыва мигрантов.
Миллиард долларов домой
На польских хлебах украинцы зарабатывают в среднем в три-четыре раза больше, чем на родине. Соответственно, объемы денежных переводов из Польши в Украину выросли. По данным Нацбанка за 2015 год (статистику за 2016-й пока не обновили), из более чем 5 миллиардов долларов, присланных заробитчанами своим семьям из-за рубежа, из Польши пришло свыше миллиарда «баксов». И это только официально — через знакомых и водителей международных автобусов передают еще почти столько же.
Россия, кстати, несмотря на войну остается лидером по денежным потокам в Украину, хоть поступления существенно уменьшились. По сравнению с 2014 годом почти вдвое — с $2 млрд до $1,2 млрд. К слову, денег от заробитчан в Украину приходит больше, чем иностранных инвестиций в нашу страну. В прошлом году иностранцы вложили около $4,5 млрд, а, например, в Беларусь — вдвое больше.
Как видно из данных Госстатистики, на заработки выезжает все больше людей, и прибыль их растет. В 1996 году из-за границы перевели $350 млн, в 2004 -$400 млн, а в 2015 — $5,8 млрд.
С отменой виз заробитчан станет больше
Если отменят визы в Европу, поток украинских заробитчан вырастет еще больше. «Хоть «безвиз» не дает права оставаться за рубежом дольше трех месяцев подряд и работать, но многие будут использовать возможность беспрепятственного выезда для того, чтобы остаться нелегально, — прогнозирует эксперт по миграционным вопросам, политолог Сергей Мальский. — В Европу хлынут бригады строителей, в них нуждаются больше всего — не только в Польше, но и в Венгрии, Чехии, откуда свои уехали строить в Германию и Британию. Может сложиться ситуация, что некому будет делать ремонты в Украине: бригады «западенцев» исчезнут, а те, которые останутся, начнут заламывать цены».
Наплыва нелегалов из Украины, к слову, боятся в коридорах европейской власти и, как рассказали нам источники в одной из европейских структур, это одна из причин затягивания волынки с безвизом.
«Кидают» на тысячи гривен
С ростом миграционной волны «кидать» заробитчан стали чаще — и при поиске работы, и при выплате получки. «Многие работают нелегально, их обмануть проще всего», — говорит сопредседатель профсоюза украинцев в Польше Петр Островский.
По разным оценкам, от 40 до 60% заробитчан столкнулись с аферистами-посредниками при подготовке поездки в Польшу или с обманом уже на месте. Как рассказал нам активист движения «Не плачу за працю» Николай Шишкин, украинцы платят за поиск работы и оформление документов — от 2 до 10 тыс грн. «Только для того, чтобы записаться в очередь за визой, неофициально надо выложить 3-5 тыс. грн (зарегистрироваться через сайт или колл-центр проблематично, и очередь на несколько месяцев вперед). Хотя визовый сбор — 35 евро», — говорит Шишкин.
Нередко посредники берут деньги за услуги и ничем не помогают. «В одной фирме пообещали устроить меня медсестрой в Польше на зарплату в 2 тыс. злотых (13 тыс. грн). Взяли 100 долларов и ничего не сделали, денег не вернули. Место я таки нашла через знакомых», — призналась «Стране» львовянка Ирина Крутяк, которая работает теперь в больнице во Вроцлаве.
Других кидают уже при расчете поляки. «Я устроился на фабрику под Варшавой фасовать колбасу. Хозяин обещал платить по 8 злотых (52 грн) в час, в месяц выходило на наши деньги около 9-10 тыс. грн, — рассказывает франковчанин Олег Луцышин. — Обещали, что жить буду за счет фирмы в общежитии и есть в их столовой бесплатно. Сначала зарплату задержали, а через два месяца выплатили только треть обещанного. Объяснили, что сняли за жилье и еду. Оказалось, что по такой схеме кидают многих заробитчан, там большая текучка. Еще одна схема — обещают полную занятость, и по факту работаешь три дня в неделю, так что за месяц выходит меньше денег».
Выбили зубы за украинский язык
В последнее время украинцев в Польше не только обманывают, но и атакуют. В последнее время в стране участились инциденты на идеологической почве. Год назад в городке Кутно, в полутора часах езды от Варшавы, группа из семи польских «титушек» в масках избила украинских заробитчан, якобы за то, что те приставали к местным девушкам. На доме, где они живут, написали на польском «Польша для поляков». А в январе этого года в Жешуве пятеро молодых поляков остановили украинских студентов с вопросом, чей город Львов. Когда в ответ услышали «украинский» — накинулись с кулаками и криками «бандеровцы».
Вопиющий случай произошел месяц назад с 35-летним украинцем Андреем Пригоном, которого избили за то, что говорил по-украински. Пригон работает кассиром в супермаркете на лыжном курорте в Закопане, получает 1200 злотых (8 тыс. грн).
«Я шел с товарищем по улице, мы разговаривали. И тут к нам подскочили четверо поляков, начали толкать и задираться», — вспоминает украинец. Его избили и выбили зубы. Кстати, он тоже оказался жертвой посредников: за лечение ему пришлось платить из собственного кармана. «Когда устраивался, обещали страховку. А на поверку оказалось, что ее нет», — жалуется заробитчанин.
Трускавчанин Иван Михайлюк, который сортирует шампиньоны в Лодзе, рассказывает, что на бытовом уровне ощущается враждебное отношение: «Нас считают низшим сортом, «быдлом», злятся, что сбиваем им уровень доходов, соглашаясь работать за половину нормальной ставки. Однажды я стал свидетелем, как в автобусе в Варшаву подвыпившие поляки начали приставать к украинцам за то, что те говорили по-украински. А сам я как-то забыл в супермаркете, как называется по-польски картошка (тогда еще плохо знал язык), так поляк из очереди начал возмущаться, мол, все ясно, он из Украины, понаехали тут».
Все чаще, как признаются заробитчане, доходит до стычек с поляками на идеологической почве. «Слышал не раз: «Бандеровцы, вон из Польши!» и разговоры в духе «Львов наш», — признается Михайлюк. — Когда к власти пришла партия Качиньского, который недолюбливает украинцев, в Польше подняли головы националисты. Да и многих простых поляков начало раздражать, что в Украине улицы называют в честь Бандеры и прославляют УПА, которые якобы вырезали поляков во время Второй мировой войны. В спорах часто вспоминают Волынскую резню».