Каждый месяц, заполняя квитанции по оплате коммунальных услуг, прокручиваю в голове: «Итак, 150 гривен — Ахметову за электроэнергию, 120 грн –структурам из Семьи Януковича и КМДА за холодную воду, а еще 50 гривен — за отопление тому же Ринату. Совсем забыл – бывшему «королю Донбасса» нужно отписать 36 гривен за телефон. Хорошо, что электроплита, а то пришлось бы еще раз платить «семейным».
К чему этот монолог? Поставка энергоносителей монополизирована несколькими группами, и каждый месяц потребители отправляют оплату за коммуналку в один карман, пишет Insider.
Энергетический холдинг ДТЭК Рината Ахметова сконцентрировал акции крупнейшего производителя электроэнергии и тепла столицы в 2011 году. Тогда, за месяц до нового года, компания ДТЭК на приватизационном конкурсе купила 25% «Киевэнерго» за 450,5 млн грн.
Интересно, что за несколько месяцев до приватизации стало известно о покупке Ахметовым самого дорогого пентхауса в Лондоне за $220 млн (или 1,7 млрд грн по курсу НБУ от 2011 года).
Конкуренцию пытался составить Константин Григоришин, но участвовал он в приватизации лишь номинально.
В результате приватизации под патронатом президента Януковича – соратника Ахметова и партнера по бизнесу — в руках одного человека оказалась компания, обеспечивающая город-миллионик электроэнергией, теплом и горячей водой
До приватизации Ахметову уже принадлежало 46,8% акций компании. В результате приватизации под патронатом президента Януковича – соратника Ахметова и партнера по бизнесу — в руках одного человека оказалась компания, обеспечивающая город-миллионик электроэнергией, теплом и горячей водой.
В том же 2011 году команда Януковича продала «Укртелеком» – монополиста фиксированной связи за 10,5 млрд грн — неизвестному австрийскому фонду EPIC. Монополистом «Укртелеком» был еще в одном направлении: компания управляла телекоммуникационной канализацией, в которой размещаются сети интернет-провайдеров. «Укртелекому» также принадлежала единственная в Украине лицензия на связь 3G.
Условия приватизационного конкурса были выписаны таким образом, чтобы отсечь конкурентов в лице международных телекоммуникационных корпораций. В 2013 году EPIC продала «Укртелеком» Ахметову.
Что касается поставки холодной воды и газа, например, в Киеве, то потребители платят тоже в однин карман – компании «Киевэнергохолдинг». Она контролирует «Киевводоканал» и «Киевгаз». Ранее пакеты акций «Киевэнергохолдинга» делили между собой группа бизнесмена Василия Хмельницкого и КМДА. В 2013 году Хмельницкий заявил, что продал свои акции Вячеславу Супруненко – зятю экс-мера столицы Леонида Черновецкого. По данным издание «Зеркало недели», со сменой власти в Киеве, контроль над «Киевводоканалом» перешел к менеджерам из окружения «Семьи» Януковича.
После продажи «Киевэнерго» произошла приватизация тепловых электростанций (ТЭС), которые также скупил Ахметов. В его руках оказалось 70% тепловой генерации. Эксперты утверждают, что Ахметов в данном сегменте не монополист, ведь нет разницы, каким методом производится электроэнергия. Да, но есть разница, кто контролирует маневренные мощности (эти самые ТЭС), которые сглаживают нагрузку в пиковые часы потребления электроэнергии, особенно зимой.
За приватизацией теплоэлектростанций последовала распродажа облэнерго. Они поставляют ток от производителя к потребителю. Сейчас рынок дистрибуции электроэнергии Украины поделен между несколькими группами: Игорь Коломойский и Григоришин, братья Суркисы, компаниия VS Energy россиян Бабакова и Гинера, Ахметов.
Настал черед облгазов — компании эксплуатируют газораспределительные сети, по которым топливо поставляется потребителям. Их скупил Дмитрий Фирташ.
Они захотели купить госимущество за копейки. Им разрешили. Они купили
И ни одного иностранного инвестора не было на этом празднике жизни. Здесь претензии не к конкретному миллиардеру, он лишь как пример. Скорее, претензии ко всем олигархам и их вассалам во власти, бывшим и нынешним. Они захотели купить госимущество за копейки. Им разрешили. Они купили. Каждый преследовал свой корыстный интерес (и преследует сегодня). Никто не думал о потребителях, налогоплательщиках, конкуренции и рынке.
В квартирах зимой холодные батареи, а платим мы за горячие
Что на выходе? В квартирах зимой холодные батареи, а платим мы за горячие. Но ведь производитель, в нашем случае «Киевэнерго», считает произведенное тепло, которое вышло с ТЭС, а потребитель платит за тепло, которое зашло в дом и которое было потеряно на теплотрассе во время доставки. Никто не хочет брать на себя расходы на модернизацию труб.
Летом нам отключают горячую воду. Да что уж там – вполне может пропасть даже холодная. Вам повезет, если вы живете в Печерском районе столицы – есть шанс на более-менее быстрый ремонт сетей.
С «Киевэнерго» был случай: в прошлом году я установил бойлер и отказался от центрального горячего водоснабжения. Спустя год, после того как я отказался платить за поверку счетчиков (согласно законодательству, за это должен платить поставщик услуги), стали приходить платежки за потребленную горячую воду. Компания взяла средний показатель потребления горячей воды до установления бойлера и предложила мне заплатить за услугу, которой не было. С каждым месяцем долг увеличивается.
А если в газовой плите будет низкое давление подачи топлива? Кому вы пойдете жаловаться? Чиновникам в комиссию по защите прав потребителей? А они чем вообще занимаются? Разорвете контракт с поставщиком тепла, газа, воды или электроэнергии и подпишите новый с другой компанией? Не сможете, ведь конкуренции нет, альтернативных поставщиков не существует. Их не создали.
Зато олигарх может требовать повышения тарифа на произведенное электричество, ведь у него валютные кредиты, которые он взял для скупки государственных тепловых электростанций, а в стране прошла сильная девальвация. А еще у него большие затраты на лоббистов и непрозрачная амортизация оборудования. То есть он считает, что за него должен платить потребитель.
Мой коллега сказал на этот счет: «Представьте, что я одолжил тысячу гривен и пошел бы требовать от начальства повышение в следующем месяце, ведь у меня долги и кушать хочется».
А власть, в лице президента Порошенко и премьера Яценюка (касается и команд обоих лагерей, которые уже успели присосаться к потокам госкомпаний), запустили пиар-кампанию по деолигархизации экономики. Причем каждый из них имеет свой список на раскулачивание и, параллельно, список на сотрудничество: Порошенко — Григоришин — трансформаторы – Ложкин — уголь, Яценюк — Коломойский — Укрнафта– Мартыненко – Энергоатом – титановые комбинаты.
А о создании рынков, конкуренции речи пока не идет.