За последние два месяца участившиеся обстрелы в районе промышленных объектов к северу от Донецка (Украина) привели не только к жертвам среди мирного населения, но и к возникновению серьезной угрозы для окружающей среды и здоровья людей. Удары по промышленным объектам и без того неминуемо влекут за собой негативные последствия для экологии, а пользующиеся поддержкой России сепаратисты еще и несколько раз повредили различные водоочистные сооружения, — пишет Украина Криминальная.
Контекст
Верхнекальмиусская фильтровальная станция
Помимо угрозы химической катастрофы, которая может затронуть сотни людей, существуют также другие угрозы, например нехватка питьевой воды. В ноябре 2014 года в результате обстрела линий электропередач, обеспечивающих энергией водоочистительную станцию, тысячи мирных жителей остались без питьевой воды.
Регулярные удары по водоочистным сооружениям, а также по ЛЭП, подводящим электричество к насосным станциям, представляют собой серьезную угрозу для мирного населения, как отмечено в докладе «Доступ к воде в охваченных конфликтом районахДонецкой и Луганской областей», опубликованном Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 2015 году. В нем было отмечено, что вода становится «потенциальным источником конфликта» и это необходимо предотвратить. В докладе также упоминаются многочисленные нападения на водоочистные сооружения в 2014 и 2015 гг. и подчеркивается важность и уязвимость этих объектов.
Примером может послужить нанесенный в 2015 году удар по Южнодонбасскому водопроводу, а также прекращение подачи электроэнергии к насосным станциям на двух других крупных водоочистных объектах, которые обеспечивают водоснабжение различных районов Донецка и окрестных деревень. В результате 830 тыс. человек остались без питьевой воды.
Похожий инцидент произошел на одной из фильтровальных станций Донецка в мае 2015 года, о нем в Twitter сообщил некий пользователь, который загрузил фотографию с повреждениями, якобы полученными в результате попадания снаряда. Другой информации об этом случае не поступало, поэтому нам не удалось установить, что за место изображено на снимке.
Еще один важный объект, находящийся на линии фронта, – Горловская фильтровальная станция № 2. В 2016 году она не раз подвергалась обстрелу, и Международный комитет Красного Креста (МККК) даже опубликовал обращение с просьбой прекратить нападения на этот объект, так как от него зависят 2 млн человек.
Горловская фильтровальная станция № 2
Несмотря на заявления со стороны ОБСЕ, ЮНИСЕФ и других организаций как о гуманитарных последствиях, которые может повлечь за собой уничтожение ключевых объектов водоснабжения, так и об опасности экологической катастрофы, которая может произойти в случае утечки опасных веществ, в 2016 и 2017 гг. обстрел фильтровальных станций не прекратился.
В начале марта 2016 года Донецкая фильтровальная станция (ДФС) в Ясиноватой попала под обстрел, в результате чего ее работу пришлось приостановить. 19 декабря снаряд попал в здание фильтров, еще два снаряда упали на близлежащие поля. Хотя станция продолжила работу, угроза, которую влечет за собой обстрел ее территории, в очередной раз стала очевидна – программа ООН WASH (вода, санитария и гигиена) опубликовала предупреждение [PDF], а Управление по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) выпустило отдельный пресс-релиз [PDF]. В целом за 2016 год поступило 14 сообщений об ударах в районе ДФС и по самой станции.
В конце января 2017 года сообщалось о том, что в ДФС снова попал снаряд, однако подлинность фотографий проверить не удалось. 29 января 2017 года наблюдатели ОБСЕ зарегистрировали в районе станции около 200 взрывов.
25 февраля 2017 года ДФС в очередной раз подверглась обстрелу, и на этот раз повреждения оказались более серьезными. По станции выпустили несколько 82-миллиметровых мин, в итоге ее работу пришлось прекратить. На тот момент на территории ДФС хранилось 8 баллонов со сжиженным хлором емкостью 900 л каждый. Как заявил официальный представитель мониторинговой миссии ОБСЕ, не стоит исключать возможность экологической катастрофы, так как утечка ядовитого хлора, хранящегося на станции, может затронуть окружающую территорию. В разделе «Обзор» гуманитарного бюллетеня, выпущенного УКГВ в начале марта 2017 года, подчеркнута непосредственная угроза здоровью и окружающей среде:
«24 февраля в хранилище хлора на ДФС чуть не попал снаряд. Этот инцидент в очередной раз напоминает нам об угрозе, которую загрязняющие и химические вещества представляют для местного населения. Снаряд попал в здание, где в баллонах хранится более 7 тыс. кг хлора, и, к счастью, ни один из них не был поврежден. Если хотя бы одна из 900-килограммовых емкостей оказалась повреждена, все люди, находившиеся в радиусе 200 м от нее, погибли бы на месте, а у тех, кто проживает в радиусе 2,4 км, возникли бы проблемы со здоровьем. В случае более масштабных повреждений людей, проживающих в радиусе 7,4 км от станции, в течение 24 часов пришлось бы эвакуировать за «линию соприкосновения»»
В начале марта 2017 года по ДФС снова был нанесен удар, в результате чего работа станции была ненадолго приостановлена, а МККК направил в регион цистерны с питьевой водой и опубликовал предупреждение о том, с какими последствиями может столкнуться местное население.
Weapons fired on filtration plant were positioned inside the 15km withdrawal lines for 82mm mortars. OSCE SMM Ukraine @OSCE_SMM
Подобные инциденты наглядно демонстрируют, что при прямом попадании снаряда может произойти катастрофа, которая повлечет за собой большое количество жертв. Тем не менее, не стоит переоценивать существующую угрозу. По мнению Дэна Кашеты, эксперта по химическому оружию, «чтобы повредить баллон таким образом, чтобы все его содержимое вышло наружу, нужно приложить очень большую силу». Он считает утечку полного объема хлора в случае попадания снаряда маловероятной, так как баллоны с хлором разбиты на отсеки, и газ скорее попадет в окружающую среду в случае повреждения клапана.
Ближайший населенный пункт находится в 2 км от станции, и наступление там массового отравления хлором вряд ли возможно, так как доза и длительность воздействия будут небольшими. При оценке потенциальной угрозы также следует учитывать погодные условия и направление ветра. Несмотря на это, вполне понятно, что ООН предпочитает перестраховаться, так как неизвестно, насколько сильным может быть обстрел хранилища с хлором и какие последствия он за собой повлечет, кроме того, любую угрозу здоровью людей следует воспринимать серьезно.
Водоснабжение и экологическая угроза в зонах конфликта
Подобные инциденты, когда жизненно важная инфраструктура подвергается ударам, а здоровью местного населения угрожает серьезная опасность, напоминают нам о том, что в ходе конфликта может произойти химическая катастрофа. Промышленные объекты, где используются и хранятся химикаты, могут попасть под обстрел, что может оказать как незамедлительное, так и долгосрочное влияние на здоровье местных жителей. Как выразился один эксперт, это «все равно что применение химического оружия». В отличие от Ирака и Сирии, в Украине враждующие стороны вряд ли прибегнут к химическому оружию.
Тем не менее, серьезные опасения вызывает тот факт, что они наносят удары по местам расположения промышленных предприятий, где существует возможность повреждения или уничтожения жизненно важной инфраструктуры (что приведет к нехватке питьевой воды) или причинения вреда здоровью населения ввиду утечки опасных химических веществ.
В Донецке в результате обстрела водоочистных сооружений и фильтровальных станций без доступа к питьевой воде осталась значительная часть населения, и пока это основная угроза для здоровья. Нехватка питьевой воды может сделать местных жителей очень уязвимыми. Перебои в водоснабжении и работе канализационной системы представляют опасность для здоровья, в первую очередь – для уязвимых групп, таких как женщины и дети, которым необходимо обеспечивать интимную гигиену и которые больше подвержены болезням, передаваемым через воду. Согласно текущей оценке МККК и УКГВ, в случае длительных перебоев водоснабжения (в результате обстрела насосных станций, линий электропередач или фильтровальных станций) пострадать могут более 1,3 млн человек.
В 2010 году Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию 64/292, в которой признается право человека на воду и санитарию и подчеркивается, насколько это важно для общей реализации прав человека. Она также обратилась к государствам-участникам с призывом поддержать нуждающиеся в воде страны и обеспечить все население чистой и доступной питьевой водой.
В августе 2016 года участниками Экологической ассамблеи ООН была единогласно принята резолюция об охране окружающей среды в районах, затронутых вооруженными конфликтами, в которой отмечается наличие прочной связи между конфликтами, ущербом для окружающей среды и тем, как экологические проблемы могут повлиять на уязвимые социальные группы. Удары по промышленным объектам могут напрямую или косвенно привести к печальным последствиям.
В связи с этим ООН в резолюции призывает своих участников «тесно сотрудничать по вопросам предупреждения, сведения к минимуму и смягчения отрицательных последствий вооруженных конфликтов для окружающей среды». 6 марта 2017 года представитель Украины при ООН Евгений Цымбалюк в связи с принятой резолюцией сделал заявление, где упоминается тяжелая ситуация, в которой сейчас находится население страны, а также подчеркивается, что Украине необходима помощь со стороны международного сообщества в обнаружении и контроле последствий конфликта для окружающей среды.
В 2016 году обеспокоенный ситуацией МККК в заявлении, адресованном Совету Безопасности ООН, отметил: «Вооруженный конфликт оказывает прямое и косвенное влияние на доступ населения к воде – что в итоге приводит к негативным последствиям, накапливающимся за годы непрекращающихся военных действий. <…> Стороны конфликта обязаны обеспечить удовлетворение основных потребностей мирных жителей и защиту их достоинства. Вода – необходимое условие для достойной жизни, и стороны конфликта, оказывающие помощь страны и гуманитарные организации должны сотрудничать друг с другом, чтобы обеспечивать стабильное поддержание коммунальных услуг в ходе вооруженного конфликта».
Мы ставим перед собой задачу показать, как вести наблюдение за ситуацией при помощи открытых источников, а также довести до сведения более широкой аудитории, что удары по объектам водоснабжения влекут за собой ряд негативных последствий. Мы надеемся, что определяя такие последствия, фиксируя их географическое расположение и привлекая к ним внимание, мы повышаем осведомленность о непосредственной и долгосрочной угрозе для здоровья и окружающей среды, обусловленной вооруженными конфликтами, а также о необходимости учитывать эту угрозу при составлении программ по укреплению мира и послевоенному восстановлению.