В руководство госпредприятия прорываются экс-чиновники, уличенные в многочисленных правонарушениях.
В первых числах сентября начнется финальный этап конкурса на должность руководителя Госпредприятия «Укрспирт». От того, насколько прозрачно пройдет конкурс, зависит будущее спиртового гиганта-монополиста, объединяющего более 40 спиртовых заводов и имеющего многомиллиардный годовой оборот.
ХЕДХАНТЕРЫ НЕ ПОМОГЛИ
Руководителя «Укрспирта» не могут выбрать с прошлой зимы. Конкурс объявили еще 28 января, причем процедура обещала быть максимально открытой: в комиссию, которая занималась отбором кандидатов, повинуясь веянью времени пригласили рекрутеров из всемирно известных компаний «Baker Tilly», «MCG recruiting», «AgriPersonnel» и член парламента Грузии Георгий Вашадзе. Под руководством замминистра Ярослава Краснопольского «селекционеры» отобрали из почти 30 претендентов сначала два десятка, потом — двоих кандидатов.
Их фамилии были озвучены на телекамеры конкурсной комиссией незадолго до финального голосования Кабминовского Комитета по назначению особо важных для экономики предприятий. «Повезло» Анатолию Далибожику, экс-гендиректору Подгайчицкого и Залучанского спиртзаводов, и Нине Гаркавой — бывшей (до декабря 2006 года) главе Сумской облгосадминистрации. И один из кандидатов неминуемо занял бы должность. Журналисты-расследователи ринулись изучать хоздокументы предприятий, которые возглавляли оба претендента, и начали всплывать любопытные факты. Министерское лобби вынуло со скамейки запасных «лучших кадров», а члены комиссии с готовностью их утвердили. Серьезные проблемы с законом имели оба, у одного за плечами был даже вердикт суда (впрочем, отсидка выдалась недлительной: чиновник вышел по амнистии). Но, как гром среди ясного неба, пролился гнев Арсения Яценюка.
Премьер поручил отменить результаты голосования, причем сделал это прямо на заседании Кабмина, отчитав главу Минагрополитики Александра Павленко. «Какой-то конкурс провели, и выбрали двух «абсолютно кристально чистых людей», у одного 4 уголовных дела, у другого — 6″, — уточнил премьер. Павленко пообещал: новый конкурс проведут в сжатые сроки. Министр действительно спешил — в начале лета Петр Порошенко анонсировал на осень глобальные перестановки в правительстве. Однако комиссия осталась прежней – состав рекрутеров решили не менять. В итоге 1 августа Минагрополитики провело «пристрелочный» этап. Среди малозаметных аграрных госпредприятий комиссия постановила особо выделить именно «Укрспирт»: претендентов на него будут рассматривать отдельно, после того, как расставят руководителей попроще. Изначально на ГП «Укрспирт» выдвигались 37 кандидатов, однако троих решено было исключить из-за неполного пакета документов, предоставленных комиссии.
В конкурсной комиссии учли прошлые ошибки. Фамилии кандидатов тщательно скрываются: кандидатов рассматривают под порядковыми номерами, избегая оглашения любых подробностей. Аргументация – буквально – «нежелание раскрывать информацию о кандидатах, ведь их имена и фамилии являются персональными данными, защищенными законодательно». Завесу тайны приоткрыл советник министра Павленко, член комиссии и замглавы рабочей группы по вопросам разгосударствления Алексей Зубрицкий. «У нас есть несколько кандидатов, которые в прошлом были под следствием. Если человек не был осужден, к нему не может быть претензий», — сказал он на пресс-конференции. Стало быть, среди претендентов остались оба кандидата, и Далибожик, и Гаркавая, из-за которых Яценюк весной отверг результаты первого конкурса.
ДЕСЯТЬ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ НА ДВОИХ
Трудовой путь обоих кандидатов тернист. В распоряжении редакции оказалось коллективное обращение работников Ивано-Франковского облгособъединения спиртовой и ликеро-водочной промышленности к президенту, премьеру, профильному министру и главе антикоррупционного комитета Рады, в котором водочники обнародовали факты из биографии людей, старательно продвигаемых на должность главы ГП «Укрспирт». Из документа следует, что в бытность директором Залучанского спиртзавода Далибожик отметился растратой госсредств и сокрытием прибыли госпредприятия (всего 8 млн грн). А также применил «привычную» на водочном рынке схему, создав собственную фирму «Агро», которая поставляла госкомпании сырье по ценам, завышенным в два раза.
В послужном списке Далибожика — нелегальное производство спирта (также обычная для рынка махинация, позволяющая уводить в тень госсредства), неуплата акцизного сбора, незаконная сдача в аренду земли госпредприятия, нарушения тендерного законодательства общим «весом» в 57 млн грн. В 2010 году его уволили с должности и возбудили уголовное дело. «Некоторое время он прятался от следствия, но потом был задержан в Одессе и помещен под стражу, — говорится в документе. — «Полуфиналисту» «прозрачного конкурса» все же удалось избежать длительной отсидки. В 2011 Далибожика осудили по ч.2 ст. 367 УК, но он вышел на свободу по амнистии».
В случае с Ниной Гаркавой суммы злоупотреблений, приводимые водочниками, гораздо выше. После ухода в отставку с должности губернатора Сумской области (на пенсию по возрасту), чиновница получила в управление Ивано-Франковское гособъединение спиртовой и ликероводочной промышленности (ОДОСП). Первый эпизод — закупка сои, «не подтвержденной документально», на сумму 30,6 млн грн. Следующий факт — фиктивные договоры с ТОВ «Макс-Метал», общей суммой в 32,1 млн грн. Подобные схемы использовались при фиктивных поставках на заводы оборудования (10 млн грн), по которым государство получило перед предприятием обязательства по НДС на 4,6 млн грн.
Одно из предполагаемых нарушений Гаркавая провела буквально под новогоднюю елочку, 29 декабря 2011-го: заключила договор с ТОВ «Варяг» об услугах по популяризации марки «Княгинин». Цена вопроса — 170 тыс грн. Самой крупной сделкой Гаркавой в должности, по оценкам водочников, стал тендер под ПП «ТД Геркулес»: госкомпания перечислила коммерсантам 127,3 млн грн за «шкуры крупного рогатого скота и лошадей». Так как эти предметы никоим образом не участвуют в производственном цикле спиртзаводов, скорее всего, речь идет о создании фиктивной схемы экспорта (с целью незаконного возмещения НДС).
Уйти от закона Гаркавой тоже не удалось: против нее возбудили уголовное дело (по факту массового увольнения работников, забастовавших против подобной политики). Второе дело возбудили уже по статье за растрату имущества путем использования служебного положения, еще одно — по факту незаконного выпуска подакцизной продукции. То есть предприятие поймали на «леваке». Все производства еще открыты, по ним идут следственно-оперативные действия (в том числе допросы свидетелей и подозреваемой).
КОМУ ВЫГОДЕН СКАНДАЛ
Учитывая, что способности обоих руководителей имеют шансы снова раскрыться при руководстве ГП «Укрспирт», возникает вопрос: кто и зачем продвигает Далибожика и Гаркавую на конкурсе. Де-юре отказать им не имеют права, особенно если документы уже поданы. Однако ничто не мешало комиссии, ответственной за заполнение вакансии, запретить сомнительным кандидатам повторно выдвигаться на конкурс. Ведь именно из-за их фамилий в финале первого, отмененного, конкурса пришлось начинать процедуру заново, а умение «путать свою шерсть с государственной» вызвало гнев премьера. И, разумеется, кандидатуры Далибожика и Гаркавой вошли в список полуфиналистов не случайно. Участники комиссии от министерства и уважаемых HR-контор либо сами имеют интерес в расстановке кандидатов, либо отстаивают интересы политических патронов. А о желании предупредить негатив от обнародования информации о предыдущих полуфиналистах конкурса говорит заявление члена комиссии Анатолия Зубрицкого, который пообещал допросить всех кандидатов «с пристрастием» при помощи системы «Мидот».
Если предположение о заинтересованности лобби на верхних ступеньках министерской лестницы справедливо, резонно предположить, что в появлении сомнительных кандидатов заинтересован сам министр Павленко либо его окружение. Версия обретает новый смысл, учитывая, что фамилия главы Минагрополитики звучит среди министров, которых Яценюк предложит отставить в сентябре. В этом случае премьеру придется либо отправить Павленко в отставку со скандалом (ибо, чтобы наступить на одни и те же грабли дважды за полгода, нужно иметь особый талант), либо… не заметить назначение.
Во второй модели поведения также есть смысл, ведь премьер не захочет показывать слабину, показывая, что ситуация в министерстве вышла из-под контроля, еще больше просаживая стремящийся к нулю рейтинг «Народного фронта». Впрочем, есть и еще один вариант. Кто-то усердно пытается подставить шею министра Павленко под премьерский палаш (а заодно выбить министерское кресло из-под Самопомощи, по квоте которой Павленко шел в Кабмин). В таком случае бенефициаров хитрого плана нужно искать среди ближайшего окружения чиновника. Не исключено, что внутри самой комиссии.
Олег Бойко
Источник: Антикор