Сейчас все чаще Львов вспоминают не из-за его пейзажей и приятных для прогулок улочек, а из-за куч мусора, которые вырастают здесь одна за другой. Раньше — ароматы кофе и шоколада, теперь — вонь гниющего мусора и жужжание мух. На теме мусора во Львове спекулируют различные политические силы. Так, с начала недели голодовку объявили несколько членов парламентской фракции «Самопомич». В противовес сторонникам Андрея Садового премьер –министр Владимир Гройсман вчера направил в город специальную правительственную комиссию во главе с вице-премьер-министром Геннадием Зубко. О том, действительно ли ситуация в городе настолько критична, что пора объявлять чрезвычайное положение, и как живут люди за туристическими пределами Львова — в материале РБК-Украина.
После пожара и обвала Грибовицкого полигона твердых бытовых отходов в мае 2016 года, над Львовом нависла «мусорная проблема». Сейчас город не имеет постоянной площадки, куда можно было бы вывозить отходы, а следовательно, они накапливаются просто на улицах города. Начинать день с новости о том, сколько мусорных контейнеров во Львове переполнено, вошло в привычку для локальных СМИ, а для местных жителей — такой же привычкой стало их обсуждение. Если 18 июня во Львовском горсовете отчитались о 30% переполненных контейнеров, то на следующий день эта цифра выросла до 33%, а 20 июня достигла уже 37%.
В этот же день управление жилищного хозяйства Львовского городского совета заявило, что в последнюю неделю ситуация с вывозом твердых бытовых отходов из территории города значительно ухудшилась. На самом ли деле это так — проверить трудно, ведь кроме официальных сообщений от властей, другой информации нет. «На сегодня 8,5 тыс. тонн мусора,который не вывезен, лежат возле контейнерных площадок. Для того, чтобы его вывезти, нам необходимо 850 машин. Но те, которые мы имеем, критически малы. Нам необходимо гораздо больше транспорта для вывоза отходов», — говорит заместитель председателя городской комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности Ирина Маруняк.
Всего в городе 1237 мусорных площадок жилого фонда в шести районах. Конкурс на их обслуживание зимой выиграли пять компаний (каждый район должны обслуживать две-три из них): ООО «Санком-Львов», ООО «AVE Львов», Львовское коммунальное предприятие «Львовспецкомунтранс», ООО «СпецавтотрансЛьвов» и ООО «Гринера Украина». Впрочем, 23 мая Львовский городской совет объявил о расторжении договора с перевозчиком «СпецавтотрансЛьвов», поскольку тот, по мнению мэрии, не выполнял своих обязательств. Замены ему пока не нашли. А после того, как Галицкий районный суд Львова 14 июня арестовал на два месяца директора фирмы «АVЕ Львов» Юрия Грибана по подозрению в хищении средств города во время вывоза отходов, эта фирма начала работать с перебоями.
Следовательно, сейчас во Львове осталось практически три перевозчика. Из шести районов Львова, по официальным данным, наиболее критическая ситуация с вывозом мусора в Сиховском и Франковском — 193 и 114 переполненных мусорных баков соответственно в каждом из них. Зато, меньше всего страдают жители центрального, Галицкого района, и Лычаковского. О переполненных площадках в первом из них новостей почти не увидеть, а во втором их количество варьируется от пяти до десяти. Такая ситуация связана с количеством обслуживающих компаний, которые остались работать в районах — проблемные обслуживают только одна фирма.
Кроме того, задержку вывоза твердых бытовых отходов с площадок местные власти объясняют незначительным количеством полигонов и городов, которые согласились принимать львовский мусор. Мэр Львова Андрей Садовый отмечает, что сейчас мусор на полигоны центральной Украины почти не вывозят, поскольку те закрыли доступ. Действующими остаются договоры только с такими городами Львовской области, как Буск, Новояворовск, Червоноград. Вероятно, подобные соглашения будут подписаны с небольшими городами — Николаевом и Стрыем (оба — Львовская область). «Львов ежедневно продуцирует 500-600 тонн мусора. Теперь мы полноценно можем вывозить только 100 тонн. При этом, даже если для нас откроют другие полигоны, нам не хватит мощностей, чтобы вывезти те отходы, которые накопились», — отмечает городской голова.
Сыхив «тонет»
Сыхивский район — один из самых отдаленных в Львове. Добраться сюда можно в течение получаса. Из окна, например, трамвая или маршрутки трудно увидеть завалы мусора. Поэтому издалека может показаться, что рассказы о переполненных площадках — выдумка. Но как говорят местные жители, чтобы увидеть полную картину, стоит зайти во дворы. — Раньше как-то вывозили, а сейчас совсем прекратили! До дома слышна вонь, мухи летают, крыс много появилось! А что хуже всего — дети среди всего этого гуляют! — не скрывая возмущения и отчаяния в голосе, жалуется Мария, отказавшаяся называть свою фамилию.
Она — жительница Сиховского района, с некоторых мусорных площадок которого, по свидетельствам людей, отходы могли не вывозить по два месяца. Возле ее дома на проспекте Красной Калины сами контейнеры пустые, а вот вокруг них — горы пакетов в рост пенсионерки. Невооруженным глазом подобная картина просматривается и на 200-300 метров вокруг — еще на нескольких площадках. — Это сегодня только забрали часть мусора. Подъехали две машины, что уместилось, вывезли, а остальное оставили. Эти отходы здесь уже месяц лежат! Раньше вывозили, а теперь наш Сыхив пропадает. Не знаем, в чем дело… Говорят, сменился перевозчик… Управдому жалуемся, но что он? — вздыхает Мария.
К разговору подключается ее знакомая Ольга. Женщина отказалась от фото, впрочем активно поддержала жалобы своей подруги на мусор, который не вывозится. — Это такая зараза! Эпидемии будут! А с детьми что делать? Сейчас одни уехали, а другие не имеют такой возможности, и во дворе дышат этой вонью! Мух море — не открывай окно! — отмечает Ольга. Время от времени женщина потирает нос — вокруг стоит стойкий запах гниющей органики. На улице — 27 градусов тепла. Ольга отмечает, что за центром Львова следят, потому что «это гордость города. А Сыхив тонет. Чем дальше, тем хуже».
Обе жительницы района признаются: дома из общего мусора отделяют разве что пластиковые бутылки, другое не во что помещать. Да и смысла не видят. Контейнеры на улице уже давно не получается использовать по назначению: даже если дома сортируешь, потом все усилия — насмарку, потому что все отходы смешиваются.
— Это еще хорошо, что сейчас много бомжей собирают и сдают макулатуру, — отмечает Мария. — Если бы они этого не делали, то что бы здесь было? Они забирают кучу мусора! Если в жалобах на новые «мусорные пейзажи» женщины приходят к согласию, то в вопросе решения проблемы — нет. Ольга убеждена, что если будут перекрывать улицу в знак протеста, то идти обязательно надо. — Потому что как иначе привлечь внимание? Надо же что-то делать с этим! — подчеркивает она и обводит рукой мусор. — Конечно надо, но не так! Ты подумала, как люди будут перемещаться? Как мой сын до аэропорта доедет? Мы уже сидели дома, думали об этом, и на такие акции выходить не собираемся, — спорит с ней Мария. Женщина убеждена, что подобная акция ничего не решит, потому что сегодня вывезут отходы, а завтра уже не станут.
— Мы бы хотели, чтобы все уже сейчас решилось, — прикладывая руку к сердцу говорит пенсионерка. — Мы слышали по новостям, что Гройсман (премьер-министр, — ред.) выделил средства и Садовый должен сам найти участок, куда вывозить. Но где он его найдет и когда? Мы к тому времени должны утонуть в том мусоре? Через две улицы возмущение жителей слышно меньше, если не сказать, что его вообще нет. Львовянка Марьяна, которая ежедневно гуляет Сыхивом со своими детьми, объясняет это просто: возле их дома мусор вывозили недавно — три недели назад. До этого перебоев с очисткой площадок совсем не было.
— Мы надеемся, что вскоре отходы вывезут, в конце концов, раньше же не затягивали с этим. А как нет, то, наверное, будем писать какие-то коллективные обращения к президенту и министрам, — спокойно говорит женщина. Марьяна рассказывает, что дома старается по максимуму сортировать мусор, даже бутылки скручивает, чтобы они меньше места занимали. Но ее энтузиазм почти не разделяют ее соседи, а затем в мусорном баке все отходы смешиваются. — Думаю, эту проблему придумали сверху. Поэтому будем ждать, пока они договорятся и делать то, что можем у себя дома.
Центр держит марку
Центр города львовская власть пытается держать в чистоте. Насколько это удается. Вечером или даже утром здесь можно наткнуться на переполненные баки. В ветреную погоду туристам кое-где приходилось даже уворачиваться от летающих пакетов-«маечек». Сегодня нередко здесь можно увидеть туристов, фотографирующих мусор. Для некоторых это уже местная достопримечательность, по которой друзья смогут определить место нахождения.
Такое селфи, например, сделал турист из города Бровары Киевской области Дмитрий Карпий. На своей странице в Facebook он выложил изображение и написал «Угадайте, где я». Большинство друзей безошибочно определили место.
До «мусорного кризиса» я был во Львове раз 10-12. Впервые в 2008 году, — вспоминает мужчина. — С того времени город потерял свой шарм, как по мне. При этом, Дмитрий отмечает, что сейчас мусор никоим образом не сказался на его комфорте во время прогулок по городу. Но говорит, что не бывал здесь во время сильной жары. — Вони не чувствовал, даже когда стоял рядом с мусором, — добавляет он. Дмитрий Карпий убежден, что проблему с отходами стоит решать глобально — необходимо строить мусороперерабатывающие заводы, как это делают в Европе. В качестве краткосрочного решения проблемы он видит использование уже существующих полигонов. — В детали проблемы я не вникал, но складывается впечатление, что здесь политической игры больше, чем технических задач для решения. С чьей стороны — не знаю. Но, несмотря на эти проблемы, должен отметить, что во Львове стало значительно больше туристов, — говорит он.
В гости к Садовому
В отличие от туриста Дмитрия житель Франковского района Львова Василий Празький смотрит на ситуацию более критично. Мужчина уверяет: положение очень сложное и сравнивает кучи мусора с автономными островами, которые живут своей жизнью. Последний раз отходы возле его дома на ул. Кульпарковской вывозили две недели назад, но забрали не все.
— А на улице Боткина, к примеру, кучи не вывозили уже полтора месяца. Размеры их 10 на 25 метров примерно! — возмущается мужчина. Такое положение дел приносит ему и его семье немало неудобств. Больше всего он волнуется за свою маленькую дочку, с которой приходится гулять каждый день мимо невывезенного мусора. — Каждый раз проходим две кучи — невероятный запах, жужжание мух и голуби, которые взлетают перед нами и трясут этой пылью на мою годовалую дочь. Когда ливень, то все это расплывается по улице, ветер раздувает. И даже раньше, когда машина все забирала, то после кучи оставалось ужасное мокрое и невыносимо вонючее место, — делится впечатлениями Василий.
Как и другие опрошенные жители города, семья Празьких пытается по максимуму сортировать мусор дома. Впрочем, руки опускаются, когда они видят, что выбрасывать его отдельно просто некуда.
— Кризис закончится тогда, когда у львовян лопнет терпение и мы начнем поднимать свои задницы, — убежден житель Франковского района. Пока же Василий говорит, что ждет, пока люди, которым надоело жить в мусоре, бросят клич и пойдут в гости к Садовому. — Возьмет каждый по две сумки с мусором и швырнет ему во двор. Пусть понюхает и получит столько же эстетического удовольствия, как все мы! Возможно, этот мусорный коллапс сможет нас научить объединяться. Поэтому искренне верю, что все что не происходит — происходит к лучшему. Жизнь интересна и справедлива — будет весело! — считает Василий.
Мусор, который объединяет
В отличие от большинства львовян Михаил Катрук — житель Шевченковского района — решил принимать непосредственное участие в решении «мусорного кризиса». Он организовал часть общины города и поощрил ее к уборке отходов на переполненных площадках, их переупаковке в более прочные пакеты и сортировке. Благодаря его усилиям ,такие акции прошли уже дважды: в Сыхивском и Шевченковском районах.
В планах — еще две. — Для того, чтобы возникла такая идея, было несколько предпосылок. Во-первых, я постоянно слышал о проблемах с мусором, во-вторых, видел, что творится прямо на выходе из моего подъезда. Но ключевым стал третий момент, — делится Михаил. — Однажды я увидел, как дети возле подъезда играют посреди мусора. Его было настолько много, что он уже заполонил не только мусорные площадки, но и детские. Дети играли просто на улице, но уже и там летали пакеты, поэтому они среди них бегали. Это стало финальной точкой.
Активист говорит, что именно тогда он решил: пока что не так важно выяснять, кто виноват в этой проблеме. Гораздо важнее — попробовать ситуацию хотя бы минимально решить возможными имеющимися способами. Человек написал пост на Фейсбуке и призвал друзей поддержать его инициативу и привлечь к этому знакомых. Так община собралась на первую акцию — на Сыхиве. Михаил за собственные средства приобрел пакеты, перчатки, лопаты и другой необходимый инвентарь. Из своего кармана он выложил около тысячи гривен. Позже еще одна инициативная группа сформировалась и в Шевченковском районе.
— Я не вижу смысла прибегать к радикальным действиям, как, например, перекрытие дорог. Это создает дополнительные неудобства другим людям, которые, в принципе, к мусорной проблемы не очень причастны. Но, с другой стороны, я прекрасно понимаю тех, кто так поступает. Иногда вонь и инфекция, которая распространяется от мусорных площадок, несут прямую угрозу здоровью, — немного колеблясь добавляет мужчина. По убеждению Михаила Катрука, для решения проблемы необходимо, прежде всего, вывезти накопившийся мусор. Далее надо обучать людей сортировать отходы и создать для этого необходимые условия. Говорит, что нужно ставить контейнеры с соответствующими пометками в достаточном количестве. Такие действия, уверен активист, займут максимум полгода. А параллельно с этим необходимо приступить к строительству мусороперерабатывающего завода.
Что предлагают эко-активисты Местные эко-активисты также решили не сидеть со сложенными руками. Львовянка Ирина Миронова и ее коллеги присоединились к всемирной инициативе «Zero Waste» и призывают сделать это как можно больше горожан. — В мире немало людей изменили свои привычки и теперь производят буквально одну банку отходов в год. Собственно, на это и направлен проект «Zero Waste», — объясняет эко-активистка. — Мы не говорим, что все должны сразу радикально изменить свой образ жизни. Это можно делать постепенно, но стоит начать уже сегодня. Тем более, что никому для этого не нужно применять дорогие решения. Ирина указала основные принципы политики Zero Waste.
Например, органика и опасные отходы не должны идти на помойку, остатки отходов можно вторично использовать или переработать, а сжигание надо применять, если другие методы не помогли. Чтобы привлечь больше людей к инициативе, активисты создали соответствующее событие в Фейсбуке. Смысл заключается в том, чтобы за 21 день уменьшить выработку мусора до минимума путем повторного использования отходов, их сортировки, использования многоразовых вещей в быту.
Каждый день тот, кто зарегистрировался на участие в проекте, получает задание, которое нужно выполнить и отчитаться в Фейсбуке о выполнении. По словам организаторов, к акции уже присоединились более 250 человек.
Профессиональный эколог международной благотворительной организации «Экология-Право-Человек» Ольга Мелень-Забрамна также соглашается с тем, что каждый может уменьшить выработку отходов и предупредить риски, связанные с накоплением мусора. Кроме того, специалист дает несколько советов, которые помогут хотя бы на локальном уровне оставлять меньше мусора. — В первую очередь, надо максимально сортировать отходы: органика отдельно, пластик — отдельно, бумага — отдельно и так далее. К примеру, если вы живете в частном секторе, то органический мусор можно захоранивать. Также можно его компостировать. А жители многоквартирных домов могут заключить договоры с фермерами и отдавать отходы им. По мнению Ольги Мелень Забрамної, Львов может выбраться из мусорного кризиса, но для этого необходимо, чтобы жители и власть объединили усилия.
Они работают и дезинфицируют
Несмотря на очевидные проблемы с вывозом твердых бытовых отходов, во Львове пока не объявляют чрезвычайного положения, хотя этого хотел мэр. 21 июня город посетила и.о. министра здравоохранения Украины Уляна Супрун. Она заявила, что почва действительно загрязнена из-за накопленных отходов — это подтвердили соответствующие экспертизы. Кроме того, по ее словам, некоторые люди уже имеют проблемы со здоровьем из-за этого. Впрочем, пока оснований для введения чрезвычайного положения она не видит. В конце концов, большая часть города сейчас убрана. Чтобы уменьшить риски распространения инфекций, 23 мая все коммунальные предприятия Львова подписали соглашения с перевозчиками на дезинфекцию переполненных мусорных площадок химическими средствами.
В свою очередь, Андрей Садовый объявил о внедрении системы сортировки мусора в городе. Разделят их на четыре категории: органика, смешанные отходы, пластик и стекло. — Мы разработали специальные наклейки, которые вскоре повесим на все мусорные баки. Таким образом мы промаркируем их по назначению и люди будут понимать, куда и что выбрасывать, — объясняет городской глава. При этом, он добавляет, что те отходы, которые скопились уже, никто сортировать не будет. Необходимо ждать, пока их вывезут. Также, по его словам, мэрия продолжает сотрудничать с французской фирмой Egis над разработкой проекта рекультивации Грибовицкого полигона и строительством мусороперерабатывающего завода.