Уже прошла ровно неделя с того дня, как полицейские ворвались в редакцию интернет-газеты «Страна», задержали главного редактора издания Игоря Гужву, сфабриковав против него уголовное дело о вымогательстве денег.
С тех пор появилось много новой информации об обстоятельствах этой аферы. Много чего сказали и представители власти, и защита Игоря Гужвы, и сам главред «Страны».
Мы решили объединить и систематизировать всю имеющуюся информацию, ответив на основные вопросы по фабрикации дела.
Что послужило формальным поводом для фабрикации дела?
В постановлении о подозрении, которое дословно приводится в решение суда о меры пресечения для Игоря Гужвы, это написано четко.
Якобы Гужва 27.03.2017 позвонил на телефон нардепа от Радикальной партии Дмитрия Линько и заявил ему про «намерения обнародовать информацию компрометирующего характера, связанную с личной жизнью нардепа и политической деятельностью Радикальной партии Олега Ляшко» (причем телефон якобы оставил в редакции «Страны» помощник нардепа — не иначе для того, чтоб было удобнее «вымогать деньги»).
Затем, как пишется в подозрении, Игорь Гужва еще раз 8.04.2017 года позвонил нардепу по открытой телефонной связи и еще раз якобы ему угрожал публикацией компромата и предложил его не публиковать за 20 000 долларов. На что Линько сказал, что готов эти деньги заплатить.
То есть в основе дела лежит утверждение, что Гужва лично звонил Линько и вымогал с него деньги.
В тоже время, это не подтверждается даже самими материалами уголовного дела. В них есть протокол допроса депутата, который говорит, что звонил ему человек, который не представился, голос был не знаком, но Линько показалось, что он напоминает голос Гужвы (с которым он, по его же признанию, лично не знаком и пересекался лишь один раз на эфире на телеканале 112).
Любопытно, что на многочисленных эфирах Линько уходит от прямого ответа на вопрос — угрожал ли ему лично Гужва.
Игорь Гужва же отрицает вообще, что он говорил когда-либо о чем-либо по телефону с Линько.
А вообще насколько вероятно, что нардепу мог кто-либо из представителей СМИ угрожать по телефону?
Практически невероятно. С учетом того, что телефоны всех политиков прослушиваются, по открытой телефонной связи такие вопросы никогда не обсуждаются.
Именно об этом и говорят большинство экспертов рынка, которые ознакомились с деталями дела.
«Страна» вообще никогда не занимается шантажом политиков или иных граждан публикацией компромата. Но, к сожалению, некоторые украинские СМИ этим грешат. Однако, даже в таком случае, никто напрямую от редакции никогда политикам не угрожает, а передает «приветы» через общих знакомых. Ну и, как минимум, называет само издание, от имени которого идут угрозы, чего, судя по показаниям Линько, в разговоре по телефону не прозвучало (если, конечно, эти разговоры вообще имели место, а не являются выдумкой нардепа).
Тем не менее, несмотря на совершенную абсурдность фабулы дела, полиция, по заявлению Линько, возбудило уголовное производство по факту вымогательства.
Когда было возбуждено уголовное дело и кто стал его фигурантом?
Уголовное производство было начато 31 марта. То есть спустя всего несколько дней после якобы угроз Линько.
И его фигурантами стал не только Игорь Гужва (хотя, повторимся, в показаниях Линько он не утверждает, что звонил ему именно главред «Страны»), но и некто Антон Филипковский. Последний факт чрезвычайно важен.
Чем именно он важен?
Исходя из текста «пидозры» Филипковский появился в деле лишь 19 апреля, когда он якобы встретился в ресторане «Буланжери» в Киеве с помощником Линько неким Волощуком В.М. и потребовал от него якобы от имени Гужвы $20 000 за неразглашение информации против Линько.
То есть до 19 апреля о существовании Филипковского и его участии в деле, ни Линько, ни его люди, ни правоохранители знать, по идее, не могли.
Но, тем не менее, уже 31 марта его фамилия уже фигурировала в уголовном производстве.
И о чем это говорит?
О том, что уголовное дело изначально фабриковалась как провокация против Игоря Гужвы с вольным или невольным участием в ней Филипковского. То есть, все что произошло, не было эмоциональным экспромтом властей, а являлось многоходовой комбинацией.
А кто такой вообще этот Филипковский и как с ним познакомился Игорь Гужва?
Об этом главред «Страны» подробно рассказал во время судебного заседания 24 июня. По словам Игоря Гужвы, в начале января 2017 года один его близкий знакомый сказал, что имел разговор с главой одной из украинских спецслужб, который высказал желание установить некий контакт с главредом «Страны».
Затем, в 20-х числах января, знакомый свел Гужву с человеком, который был, по словам знакомого, определен контактером по данному вопросу. Этот человек представился как Антон. Позже стала известна его фамилия — Филипковский.
И именно от Филипковского Гужва впервые услышал предложение, касательно Линько и Радикальной партии.
Антон Филипковский, фото: «Страна»
О чем идет речь?
Игорь Гужва говорит, что фамилию Линько Филипковский упомянул еще на встрече 8 апреля. Антон советовал «Стране» обратить внимание на этого депутата. Впрочем, как сказал Гужва, его интернет-газета этим депутатом по итогу не заинтересовалась.
Второй раз Антон вернулся к теме в конце апреля. Он заявил Гужве, что к нему обратились люди от Ляшко с предложением снять за деньги критические публикации на сайте «Страна» о лидере Радикальной партии. Гужва тогда ответил отказом.
16 мая Антон пригласил главреда «Страны» на встречу в ресторан «Игра с огнем» на Крещатике. Где озвучил сразу несколько новых предложений, которые, по его словам, ему озвучили от имени Радикальной партии.
Именно фрагменты записи этого разговора уже обнародовало ГПУ.
И из него можно сделать два четких вывода.
Первый. Ни о каком вымогательстве речи не идет. Антон озвучивает Гужве предложения от радикалов (а не Гужва требует от Антона, чтоб тот вымогал с ляшковцев деньги). В частности, Филипковский говорит о таких предложениях — 100 000 долларов за не публикацию критических материалов про партию Ляшко до конца года. И 20 000 долларов за снятие любого из критических материалов про Линько (так как Линько является малоизвестным и не влиятельным депутатом, то про него на сайте «Страны» обнаружился всего один материал с элементами критики — про конфликт его людей с советником главы МВД Ильей Кивой).
Второе. Антон действительно озвучивал идею подготовить некоторые материалы про Линько, чтобы ему показать и сказать, мол «если вы не заплатите деньги, то он выйдет в «Стране». Но Гужва от этого категорически отказался, что слышно даже на том фрагменте записи, который опубликовала Генпрокуратура.
Отказался Гужва и от прочих предложений, озвученных Филипковским. В чем может убедиться каждый, кто зайдет на сайт «Страны» и увидит там и сам материал про Линько, который тот хотел снять за 20 000 долларов и множество весьма нелицеприятных статей про лидера Радикальной партии.
К слову, на встрече Филипковский передал главреду некую флешку, которую Гужва, однако, открывать не стал.
И на этом предложения от Антона закончились?
Нет. Вот что говорит об этом Игорь Гужва в своем выступлении на суде.
«Уже после встречи в ресторане возникла очень четкое ощущение того, что это провокация, — говорит главред. — Тем более она у меня укрепилась, когда на следующий день, 17 мая, Антон довольно настойчиво начал требовать от меня все-таки согласиться взять деньги за снятие статьи про Линько. Он сказал, что вечером 17 мая люди готовы приехать, привезти деньги и передать их. После этого я в жесткой форме сказал, что больше я на эту тему говорить не буду и прекратил общение. Потом в материалах дела, которые предоставила прокуратура, я увидел протокол допроса помощника Линько, где он подтверждает, что передача денег должна была состояться 17.05, но она сорвалась. Сорвалась именно по причине того, что я отказался брать деньги. То есть даже помощник Линько, по сути, подтверждает этот момент».
По словам Гужвы, вся эта ситуация его сильно насторожила. Он перезвонил своему другу, который его познакомил с Антоном, и сказал, что больше не хочет общаться с Филипковским.
«Через какое-то время мне перезвонил мой друг и сказал, что Антон все-таки очень хочет встретиться, чтобы объясниться, — сказал во время суда Игорь Гужва. — Мне не очень хотелось с ним встречаться, но для того, чтобы сложить общее понимание, я все-таки решил с ним переговорить. Антон сказал, что он ни в коем случае не хотел меня подставлять. В ответ я ему сказал, что, по моему убеждению, это была провокация против меня и «Страны» и запретил ему вообще на эту тему со мной говорить и как-то контактировать с представителями Радикальной партии. Антон сказал, что, конечно, больше он на эту тему контактировать ни с кем не будет».
Выступление Игоря Гужвы на суде, видео: «Страна»
Что произошло 22 июня?
По словам Игоря Гужвы, вечером 22 июня к нему на встречу снова напросился Антон Филипковский. Он пришел в редакцию и передал главреду «Страны» пакет, сказав, что там подарок. После чего ушел. Внутрь пакета Гужва не заглядывал. Буквально минут через 15-20 после этого в редакцию, выбив дверь, ворвались полицейские.
Часть из них сразу забежала в кабинет к главреду, где лежал портфель, и вышли оттуда лишь после настоятельных требований Гужвы.
Получается, что деньги подбросили? Кто это сделал?
Да, деньги подбросили. Но кто это сделал — вопрос. Это мог сделать Филипковский, если он участник провокации против Игоря Гужвы, принеся деньги под видом подарка. Это могли сделать полицейские, если Антона использовали «втемную».
В любом случае, проникновение полицейских в редакцию «Страны» было незаконным. Они не имели соответствующего разрешения суда. И пытались прикрыться 233 статьей УПК, которая гласит, что без разрешения суда в помещение можно входить лишь в случае если нужно кого-либо спасать или же идет речь о преследовании. Но в случае с налетом на «Страну» не было ни преследования, ни спасения жизни.
То есть действия полицейских являлись незаконным вторжением в редакцию независимого СМИ, а потому к любым «вещдокам», которые полицейские якобы «нашли», нельзя относится серьезно.
Фото: facebook.com/LlutsenkoYuri
А как же видеозапись из ресторана, где якобы накануне Филипковский получал деньги от помощника Линько?
Вот это видео, которое было обнародовано Генеральной прокуратурой:
На нем два трудноразличимых голоса (по версии прокуратуры — это голос Филипковского и голос помощника Линько), говорят о том, что деньги в сумме 10 000 долларов берутся за снятия некоего материала, а также за публикацию информации с какой-то флешки.
В связи с этим стоит обратить внимание на три момента.
Первый. Сама по себе эта запись еще раз опровергает факт вымогательства денег за не публикацию некоего материала (в чем официально подозревают Гужву). Даже на этой, явно срежессированной записи, речь о подобном не идет (только о снятии материала и о публикации какой-то статьи с флешки).
Второй. Не упоминается название издания, о котором идет речь.
Третье. Не видно самого факта передачи денег.
Поэтому, что именно произошло в ресторане сказать трудно. Равно как и понять роль Филипковского.
Так какова его роль на самом деле?
Филипковский мог быть «подсадной уткой», задача которого была спровоцировать Гужву взять деньги за снятие публикаций. А когда этого не вышло, то он просто обманным путем занес пакет к главреду «Страны» с деньгами, которые Антону выдали в полиции.
Но, возможно, его использовали «в темную», как человека, имевшего контакт с главредом «Страны».
Ответ на этот вопрос даст дальнейшее развитие событий. Если Филипковский повторит сфабрикованные против Гужвы обвинения, значит он является соучастником провокации. Если же расскажет правду — значит, его просто использовали.
В чем был смысл всей этой аферы?
Итак, уже совершенно очевидно, что «дело Гужвы» — то грубая провокация, которая готовилась несколько месяцев. Ее итогом должно было стать «взятие Гужвы с поличным», если бы главред «Страны» согласился получить деньги за снятие публикации. Но так как Гужва это сделать отказался, то организаторам провокации пришлось идти по беспределу и подбросить деньги.
Главред «Страны» Игорь Гужва в проекте «Большое интервью» на телеканале NewsOne, видео: NewsOne
Кто является организатором фабрикации дела?
На разных этапах, судя по документам уголовного производства, им занималась Генпрокуратура, Нацполиция, а негласные следственные действия осуществляла СБУ. Не исключено и участие других спецслужб (особенно, с учетом обстоятельств знакомства Антона и Гужвы) в организации провокации.
Генпрокурор Юрий Луценко вервые показывает на брифинге «видео-доказательства», фото: 112 канал
По неофициальной информации, приказ о начале подготовки провокации против Гужвы и «Страны» поступил к силовым структурам от высшего руководства государства в декабре 2016 года, после публикации первых разоблачений Александра Онищенко. Фабрикация уголовного дела была местью за эти и другие критические в отношении власти материалы «Страны».
Характерно, что в процессе расследования уголовного дела, несколько раз менялась группа следователей. Как сообщили нам представители силовых ведомств, это было связано с нежеланием работников правоохранительных органов участвовать в откровенной фабрикации. Которая, тем более, «не выгорала».
Но «Страна» публиковала все новые статьи и новые пленки Онищенко, от которых власти приходили в бешенство (об их реакции нам время от времени рассказывали вхожие на Банковую люди).
Поэтому задача ставилась все более жестко. И, в итоге, ее и попытались реализовать по беспределу. Задержав, а затем и арестовав, главреда «Страны». Этим, очевидно, они пытались запугать редакцию и парализовать ее деятельность. Но наше издание продолжает свою работу. Игорь Гужва, через пять дней после задержания, вышел на свободу и уже на своем посту.
Но борьба, естественно, не закончена. Еще предстоит окончательно развалить сфабрикованное дело, выявить его непосредственных организаторов, кураторов и тех, кто отдавал преступные приказы. И рано или поздно, они все понесут ответственность.