В конце августа Служба безопасности Украины заявила, что единственный в Украине производитель первичного алюминия — «Запорожский алюминиевый комбинат» — годами уничтожался в интересах россиян.
Для наглядности представители спецслужбы отсняли 1,5-минутный ролик, в котором плачевное состояние комбината можно наблюдать с высоты птичьего полета.
После возврата комбината в госсобственность Фонд госимущества планировал провести его повторную приватизацию до конца 2017 года. Уже понятно, что в запланированные сроки продать ЗАлК не получится из-за огромных проблем.
Комбинат находится в тяжелом состоянии, но даже в таком виде на его покупку есть претенденты. Один из них — негласный куратор углепрома Виталий Кропачев. Он вынашивает идею создания новой топливно-энергетической группы — конкурента вертикально-интегрированного холдинга ДТЭК Рината Ахметова.
В мрачном прошлом и перспективах промышленного гиганта разбиралась ЭП.
Из госсобственности в частные руки и обратно
Приватизация ЗАлКа состоялась в 2004 году. Тогда покупателем 68% акций предприятия стала российская группа «СУАЛ».
В 2007 году комбинат перешел под контроль объединенной компании «РусАл», созданной при слиянии алюминиевых и глиноземных активов «РусАла», «СУАЛа» и швейцарского трейдера Glencore. Контрольным пакетом ОК «РусАл» владеет холдинг En+ Group российского бизнесмена Олега Дерипаски — друга Владимира Путина.
СПРАВКА
Акционеры ОК «РусАл»: En+ Group Limited под контролем Олега Дерипаски (48,1%), Onexim Holdings Limited под контролем Михаила Прохорова (17,02%), SUAL Partners Limited под контролем Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника (15,8%), дочерняя компания Glencore International Plc — Amokenga Holdings Limited (8,75%), менеджмент (0,25%), остальное — в свободном обращении (10,05%).
Решение о возврате государству пакета акций комбината принял в мае 2011 года Киевский апелляционный хозяйственный суд на основании невыполнения «РусАлом» инвестиционных обязательств. По условиям договора купли-продажи покупатель должен был погасить более 75 млн долл долга ЗАлКа перед Укрэксимбанком.
Фонд госимущества получил контроль над предприятием только в июне 2015 года. Верховный суд Украины в декабре 2016 года отклонил иск «дочки» «РусАла» Velbay Holding Limited о пересмотре возврата ЗАлКа государству. Точку в этом споре в сентябре 2016 года поставил Высший хозяйственный суд Украины.
В свою очередь «дочки» «РусАла» Emergofin B.V. и Velbay Holdings Ltd. после проигрыша в украинских судах подали требование о компенсации инвестиций в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.
В настоящее время у «РусАла» осталось почти 30% акций комбината, которые россияне купили на рынке. То есть, они были приобретены без инвестиционных обязательств и по ним у правоохранителей не может быть вопросов.
Российской компании в Украине принадлежит также Николаевский глиноземный завод. К нему у правоохранителей в данный момент также вопросов нет.
Как уничтожался ЗАлК
В конце августа Служба безопасности Украины во второй раз обвинила «РусАл» в «преднамеренном уничтожении комбината в интересах конкурентов из России».
По версии СБУ, эта деятельность началась в 2006 году, когда контрольный пакет комбината приобрели структуры, первоначально связанные с российским бизнесом, а затем на предприятии была сформирована организованная группа представителей и менеджеров российского «РусАла».
В частности, по данным следствия, в 2009 году подозреваемые организовали остановку рудотермических печей и производственных участков электролизного производства, что должно было привести к полному уничтожению оборудования.
«Два года спустя подозреваемые обеспечили передачу дочернего предприятия ЗАлКа, Глуховского карьера кварцитов, компаниям, аффилированным с «РусАлом».
В 2015 году, перед возвращением комбината в госсобственность, подозреваемые расконсервировали и ликвидировали основные фонды предприятия, что привело к разрушению цикла производства конечной продукции, отмечают в спецслужбе.
На комбинате было демонтировано и вывезено ценное оборудование, а ликвидное оборудование передано компании, подконтрольной российским бизнес-структурам. Общий ущерб от действий подозреваемых СБУ оценила 39 млн долл и 100 млн грн.
Следствие объявило о «подозрениях девяти участникам международной преступной группы». Один из подозреваемых арестован. Бывший директор завода находится под персональным обязательством. Среди подозреваемых — трое граждан России.
В «РусАле» эти действия расценили как попытку политического давления в ответ на иск, поданный компанией против Украины в суд по защите инвестиций. Получить дополнительный комментарий «РусАла» по этому поводу ЭП не удалось.
О том, что российские собственники преднамеренно уничтожили потенциал комбината, СБУ впервые заявила в июле 2015 года — через месяц после того, как Верховный суд Украины вернул 68% акций комбината в собственность государства.
Уже после решения суда сотрудники СБУ блокировали новую попытку вывоза с комбината оборудования, в связи с чем и было открыто уголовное дело. Тогда в «РусАле» объясняли, что производство на ЗАлКе поэтапно останавливалось в 2009-2014 годах в связи с высокими тарифами на электроэнергию.
«Оборудование устарело, из-за чего компания понесла убытки на более чем 4 млрд грн. Чтобы частично компенсировать затраты, предприятие реализует неликвидные активы, хранящиеся на складах», — объяснял представитель российской компании.
Приватизация 2.0
Изначально ФГИ хотел продать ЗАлК в сентябре 2017 года. Этого не произошло, как и с сотней других компаний, которые планировалось реализовать до конца года.
Собеседники в фонде говорят, что будущее комбината туманно. На данный момент проведена оценка предприятия, которая составляет 278 млн грн.
В сентябре суд арестовал целостный имущественный комплекс комбината. И сейчас ЗАлК не работает. Плачевное состояние предприятия как нельзя лучше описывает видео, опубликованное Службой безопасности. На нем с высоты птичьего полета можно увидеть, что комбинат превратился в руины.
«Ситуация очень сложная. Не могу прокомментировать, что показала СБУ, но дела очень плохи. Того ЗАлКа, который мы знали, уже нет», — рассказал ЭП через неделю после своего назначений новый глава ФГИ Виталий Трубаров.
При этом он не боится, что видео СБУ может отпугнуть потенциальных покупателей завода. «Мы же не говорим о подвальном помещении или пристройке, а о предприятии, о неком функционале и его возможности выполнять те функции и возможности, которые у него есть», — говорит он.
По словам чиновника, люди, которые планируют купить данный объект, будут оценивать все моменты и на «слухи» они не станут обращать внимания.
О потенциальных покупателях ЗАлКа в Фонде госимущества пока не говорят. По данным источников ЭП, одним из интересантов покупки комбината является негласный куратор угольной промышленности Украины Виталий Кропачев, который пытается создать энергетический противовес Ринату Ахметову.
Кропачев в последние годы активно скупает углеобогатительные фабрики и шахты. Также в планах угольного «смотрящего» выкуп компаний так называемой большой генерации. Первой на очереди стоит госкомпания «Центрэнерго».
По словам собеседников в Министерстве энергетики, на ЗАлКе Кропачев планирует наладить ремонт и производство горно-шахтного оборудования.
«Сначала он думал наладить эту работу на «Электротяжмаше», но ему не дали назначить своего директора. Сейчас он создает сборочное производство в цехах ЗАлКа. Он уже зашел на предприятие, его люди готовят там производственную площадку. Настроены на «побелить-покрасить», — говорит собеседник.
Сейчас «ЗАлКом» руководит Дмитрий Лобиков, который был помощником бывшего командира батальона «Шахтерск» Андрея Филоненко. Одним из создателей батальона является Кропачев, о чем он сам рассказывал в 2015 году. Подтверждал это и Филоненко, называя Кропачева одним из «крестных отцов» батальона.
Ранее в разговоре с ЭП Кропачев подтвердил планы относительно своего участия в приватизации предприятия. «ЗАлК хотят выставить на приватизацию. Мы будем участвовать. ЗАлК — это была мануфактура закрытого типа, туда заходил кусок металла, а выходил готовый продукт», — говорил он.
Покупка этого предприятия позволит Кропачеву сделать еще один шаг к созданию конкурента вертикально-интегрированного холдинга ДТЭК Рината Ахметова.