Фильм «Матильда» о первой любви императора Николая Второго к балерине Матильде Кшесинской в России стал скандальным еще до того, как вышел на экраны, — пишет Страна.
Российский режиссер Алексей Учитель приступил к сьемкам исторической мелодрамы в 2014 году, Госкино выделило на проект 25 миллионов долларов — то есть, кино снимали при государственной поддержке. Но вдруг, когда производство фильма было в самом разгаре и в сеть выложили первый трейлер, общественность возмутилась: одна из религиозных организаций рассылала гневные письма кинопрокатчикам с призывом не допустить показа фильма и даже поджигала автомобили в знак протеста против «Матильды».
Почитатели персоны канонизированного Церковью императора Николая Второго сочли, что фильм о его добрачных романтических отношениях с балериной «оскорбляет чувства верующих» и «наносит ущерб моральному облику русского царя».
Ситуация вокруг «Матильды» сложилась абсурдная: хотя сам фильм тогда еще не был готов и его никто не видел, его уже все в России успели обсудить и осудить.
В том числе экс-прокурор аннексированного Россией Крыма и ныне депутат Госдумы Наталья Поклонская, которая созывала экспертные советы для проверки фильма и даже обращалась в Генпрокуратуру и Минкульт с требованием отозвать прокатное удостоверение.
Одиозная Наталия Поклонская громче всех выступала против фильма «Матильда», хотя сама его не смотрела
«В ходе бурных недовольств у меня спросили, смотрела ли я этот фильм. Конечно же, нет, и не буду мараться. Все, кто после прославления царской семьи продолжает повторять ложь, которая стала причиной русской трагедии, совершает сугубый грех», – отмечала Поклонская.
Но, несмотря на все эти громкие полиитческие заявления, требования, протесты и петиции с десятками тысяч подписей, фильм все-таки вышел на экраны, хоть и с опозданием почти на год. И вопреки (а может, и благодаря) жесточайшему шквалу критики, «Матильда» заняла второе место по итогам проката в странах России и СНГ (кроме Украины) в первый же премьерный уикенд.
«Страна» также посмотрела фильм «Матильда» и делится своими впечатлениями – стоил ли он такого шума?
Фильм заявлен режисером как историческая мелодрама об отношениях российской балерины польского происхождения Матильды Кшесинской и будущего императора Николая Александровича, который готовится взойти на престол. Из описания уже становится понятно, что нас ждет история о вечном выборе монарха, разрывающимся между любовью к женщине и к родине.
Однако сценаристы «Матильды» явно себя перехвалили: никакая это не историческая мелодрама. Максимум – любительский фанфик с элементами сказки и мистики, никак не претендующий на звание серьезного и глубокого исторического кино.
Зато уровень пошлости, нелепости и безвкусицы здесь доведены до поистине истоического максимума.
«Матильда» — фильм, после просмотра которого остается только один вопрос: что это вообще, черт возьми, было?!
Что это за обморок Николая Второго на первых же кадрах фильма? Император теряет сознание во время коронации, услышав, как возлюбленная балерина зовет его «Ники»?
Здесь рука уже начинает медленно тянутся к лицу. Но подождите — это еще не самое интересное.
Алекс (будущая императрица Александра Федоровна) ни с того ни с сего намеревается убить соперницу отравленной булавкой. Но вместо этого резко меняет план и крадет окровавленный после отработки фуэте пуант Матильды. Александра прячет его где-то у себя под юбкой и бежит с этой балетной туфлей по дворцу, чтобы потом отдать кровь Матильды своему знакомому немецкому медиуму, доктору Фишеру. Что Александра хочет, чтобы Фишер сделал с этой туфлей, не сообщается.
После этой сцены руку от глаз убирать не хочется вообще.
«Матильда» — какой-то апофеоз примитивщины, вульгарщины и сумбура. Тут тебе и спиритический сеанс с доской, непонятно для чего затеянный Александрой. И в целом корявое вплетение элементов мистицизма (которыми в ту эпоху, справедливости ради, действительно начали увлекаться) в общую фабулу. И нелепое покушение, вернее даже недопокушение на императора поручика Воронцова (Данилы Козловского), так как Николай «украл его поцелуй» — поцелуй Матильды.
Данила Козловский в роли поручика Воронцова
Даниле Козловскому, кстати, досталась в этом фильме самая нелепая роль. Половину фильма после недопокушения на цесаревича немецкий медиум «купает» его в огромном аквариуме – опускает туда с головой, привязанного к креслу. И что же он пытается выяснить с помощью этой весьма изощренной пытки? Он требует сказать, почему поручик покушался на Николая Второго (серьезно? это же и так все ясно еще с начала фильма).
Дальше начинается вообще какой-то сюр.
Доктор Фишер в результате схватки в аквариуме с поручиком Воронцовым сам тонет в нем. А Александра Федоровна, прибежав с окровавленным пуантом Матильды, смотрит на мертвого доктора и – что делает? С трагическим лицом (на котором, кстати, почему-то нет ни следа удивления) бросает в аквариум окровавленную туфлю балерины.
В роли Александры Федоровны, будущей императрицы и жены Николая Второго, немецкая актриса Луиза Вольфрам
На этом моменте уже хочется закрыть лицо двумя руками и вообще всеми мыслимыми предметами, лишь бы больше не видеть того, что происходит на экране. А там — полный трэш.
Неугомонный и неубиваемый поручик Воронцов решает вдруг подорвать себя вместе с любимой Матильдой с помощью динамита (!) на пароме посреди реки. Но балерина в последний момент (как неожиданно!) вырывается и спасается, упав в воду, а Воронцов не успевает спрыгнуть… потому что его нога застряет в щели между деревянных досок.
Словом, сумбур, примитивщина и вульгарщина. Кино, в котором мера пошлости превзошла все мыслимые пределы.
Единственное, за что можно похвалить «Матильду» — это за подбор актеров и красивую картинку: от декораций, до костюмов и операторской работы
И дело даже не в том, что в кадре к месту и не к месту то и дело мелькает обнаженная грудь балерины (надо же как-то зрителя отвлекать от абсолютной бредовости и несостыкованности сценария). Взять для сравнения исторический фильм с похожим сюжетом – «МЫ. Верим в любовь» о романе короля Великобритании Эдуарда VIII и американки Уоллис Симпсон, ради которой монарх, в отличие от русского царя, все-таки отрекся от престола.
Экранизированный в 2011 году поп-дивой Мадонной, это кино хоть и само далеко от идеала, но все же шаблонная и пошлая мыльная опера Алексея Учителя не идет с ним ни в какое сравнение.
Единственное, что в его фильме можно похвалить – музыку и красивую картинку: костюмы, декорации, операторская работа. Проскочила даже парочка весьма неглупых диалогов. И конечно, стоит отметить игру актеров, которые даже в столь сумбурной картине смотрелись довольно убедительно. Исполнители главных ролей безусловно вытягивают картину на тот уровень, чтобы ее вообще можно было смотреть. Для немца Ларса Айдингера роль Николая Второго, пожалуй, вообще станет одно из лучших в карьере. А Михалина Ольшанская придала образу Матильды той неуклюжей грации, которая подкупает и заставляет симпатизировать балерине, вздорной, но прекрасной.
Матильда и Николай Второй в исполнении польки Михалины Ольшанской и немца Ларса Айдингера выглядят в фильме убедительно
И главное: ни малейшей тени на репутацию и память Николая Второго фильм не бросает.
Он-то и на экране почти не появляется, вместо него мы видим только пока еще наследника престола — Ники, трогательного, немного потерянного и несчастного мужчину, в душе еще совсем мальчишку, подавленного с одной стороны авторитетом отца (в исполнении Сергея Гармаша), с другой — властной матери (Ингеборги Дапкунайте) и чопорной невесты (Луизой Вольфрам).
Мечущимся между великим будущим (императора Российской империи) и счастливым настоящим (возлюбленного примы-балерины). И ничего плохого в том, чтобы показывать императора, пусть и причисленного к лику святых, обычным человеком со своими слабостями и страстями, нет.
Так что при всех своих вопиющих недостатках, «Матильда» с политико-идеологической точки зрения — фильм абсолютно безобидный, никого не оскорбляющий, и не стоящий того негодования и волнения, которые ему так долго и обильно посвящали.
Вердикт «Страны»: 1 из 10.
Если бы не скандал, длящийся больше года пока фильм был в производстве, «Матильду», пожалуй, ждала бы судьба обыкновенного посредственного фильма, о котором бы не то что забыли вскоре после проката – о котором многие бы даже не узнали. И это было бы к лучшему: уберегли бы психику зрителей от потрясений из-за столкновения с вопиющей безвкусицей.
Режиссеру остается только сказать «спасибо» Поклонской за шикарный пиар.
А нам — посоветовать читателям смотреть фильм «Матильда» 2017 только ради того, чтобы посмеяться (если, конечно, есть много свободного времени, которое некуда больше потратить). И ни в коем случае не воспринимать увиденное всерьез.