В конце года аналитики ведущих мировых финансовых организаций дают свои прогнозы на год следующий. Они единодушны — мировая экономика будет расти, и финансовый кризис ей не грозит. Банк Morgan Stanley прогнозирует в 2018 году рост на 3,8%, Организация экономического сотрудничества и развития — на 3,7%, МВФ — на 3,6%, Bloomberg — на 4%. Украина пока что ориентируется на оптимистический трехпроцентный рост отечественного ВВП — от таких планов отталкивалось правительство, составляя проект бюджета на 2018 год. Аналогичную цифру в Кабмине давали и год назад, но по итогам 2017-го украинская экономика до нее не доберется, — пишет newsone.
Виктор Суслов, экономист, экс-министр экономики Украины:
— Украина интегрирована в мировую экономическую систему и зависима от нее. Уже сложилась украинская сырьевая специализация. Украина — крупный поставщик сельскохозяйственного сырья, необработанных черных металлов, химической продукции на мировые рынки. Сырьевая экономика у нас уже приобретает законченные формы. Поэтому подъем мировой экономики, если он произойдет, скажется позитивно.
Как правило, экономический рост в мире повышает спрос на продукты украинского сырьевого экспорта. Увеличение спроса повышает цены на сырьевые товары, так что можно ждать, что доходы Украины от экспорта увеличатся и это позитивно скажется на нашей экономике. Конечно 3,7-4% — это существенный рост для мировой экономики. Обычно рост в районе 2%.
3% для Украины — это маловато. Даже при таких показателях, Украина не выйдет на уровень 2013 года. У нас ведь точка отсчета — домайданная. Мы смотрим, каковы экономические результаты Майдана, и до сих пор они очевидно негативные — как с точки зрения снижения уровня жизни, так и уровня экономики.
Будет ли в Украине хотя бы 3%, я сомневаюсь. Это был завышенный показатель и год назад. По итогам года у нас будет 1,6-1,8%. То есть Украина намеченные показатели не выполняет. Перевыполняет только один — темпы инфляции.
Олег Устенко, исполнительный директор Фонда Блейзера:
— Можно рассматривать реалистичный сценарий. При росте мировой экономики на уровне больше 3,5%, страны с развивающимися рынками будут расти на 4,5%. Это выше, чем экономика мировая. Это значит, что украинская экономика, которая будет расти со скоростью 3%, будет накапливать отставание от локомотива. Проблемы могут усилиться. Речь идет о долговой нагрузке, обслуживании долга, трудовой миграции, перспективах будущего роста.
Если придерживаться более оптимистичной точки зрения, то все сказанное справедливо, но политические элиты Украины, от которых зависит выработка решений, связанных с экономической политикой, изменят линию своего поведения. Они будут активнее заниматься реформированием: демонополизацией, развитием конкуренции, снижением уровня коррупции, реформой судебной системы, снижением административных барьеров. Это даст возможность не в 2018 году, а в последующие догнать рост мировой экономики и показывать более высокие темпы.
Очевидно, что темпы роста в 2017 году гораздо ниже 3%. Как минимум в полтора раза. В лучшем случае в этом году мы получим рост 2%. Этого мало. Даже некоторые страны ЕС показывают более высокий рост. Например, Румыния, которая по результатам года вырастет почти на 5%, Польша вырастет как минимум в полтора раза больше, чем мы.
Что касается следующего года, то для Украины 3% мне кажутся реалистичным прогнозом, но этого недостаточно. Можно добиться и больше, чем 5%, тем более что наше отставание серьезно: за 2014-2015 гг. мы упали на 15%. Чтобы отбить это падение, расти нужно больше, чем 2% в этом году и 3% — в следующем. Темпы роста в течение двух десятилетий на 10% в год, каждое десятилетия удваивая экономику, для Украины было бы неплохо.
Но просто так рост не приходит. Его нужно обеспечивать, а для этого необходима правильная политика. И это не политика ориентации на экспорт товаров с низкой добавленной стоимостью. Нужна попытка улучшить качество бизнес-климата в стране, чтобы переориентироваться на инвестиционный рост. Он позволяет расти такими темпами. Если мы собираемся продавать металл, химию и зерно, то мы не покажем высокие темпы, мы будет отставать. При проведении реформ, переориентация экономики возможна за полгода-год. Для быстрых результатов нужны быстрые реформы.
Борис Кушнирук, экономический эксперт:
— Учитывая то, что наша экономика преимущественно сырьевая, нет угроз ухудшения: цены на сырье останутся высокими, возможно, даже вырастут. Это то основное, что будет формировать более или менее предсказуемую ситуацию для украинской экономики.
Но для того чтобы ускорить темпы роста, нужно сделать многое. У нас четвертый год подряд сокращается кредитование. Но история не знает примеров, когда экономика растет при падении объемов кредитования. Нужно закончить реформы, которые необходимы были еще два года назад: провести масштабную приватизацию, что приведет дополнительные средства в страну, открыть рынок земли, что создаст новую среду в селе, позволит создавать условия не просто для производства сырья, а для его переработки. Также важно принять закон о налоге на распределенную прибыль, вместо налога на прибыль. Это снизит административное давление на тысячи предприятий.
На самом деле бизнес интересуют три вещи. Первая — динамика доходов населения. Они должны быть либо высокими, либо иметь постоянную тенденцию к увеличению: в течение как минимум года, а не 1-2 месяцев. Вторая — налоговое давление на бизнес. Третья — доступ к кредитам. Все остальное тоже важно, но, по сравнению с этими тремя факторами, не настолько.