ООН выпустила доклад о правах человека в Украине, который охватывает период с августа по ноябрь 2017 года, — пишет Страна.
Главным образом он коснулся Донецкой и Луганской областей, где идет вооруженный конфликт, а потому количество нарушений прав — зашкаливает. Доклад, как и в прошлый раз, изобилует историями жестокого насилия.
А вот из свежих наблюдений ООН — это проблемы Украины с радикалами, насильственной украинизацией и давлением президента на суд.
Потерь стало меньше
Если с мая по сентябрь 2017 наблюдалось постоянное снижение интенсивности боевых действий, то в начале ноября произошла их резкая активизация.
Тем не менее, жертв конфликта стало на 48% меньше, чем за весенне-летний период. Всего с августа по ноябрь погибло 15 и ранено 72 человека.
Пытки и казни
Управление верховного комиссара по правам человека получало доступ ко всем заключенным — кроме тех, кто под следствием СБУ. Кстати, к работникам этого ведомства у правозащитников больше всего претензий — как по пыткам, так и по ущемлению свободы слова, о чем ниже.
При этом, говорят в ООН, привлечь кого-либо к ответственности через суд в зоне АТО, контролируемой Украиной, почти невозможно.
«Судебные разбирательства изобиловали неэффективными расследованиями, политизацией дел с привлечением высокопоставленных должностных лиц и посягательствами на независимость судебной власти», — говорится в докладе.
Что же касается «ДНР» и «ЛНР», то там применяется так называемый «административный арест», который позволяет местным вооруженным группам задерживать людей на срок до 30 суток без всякой связи с внешним миром.
На неподконтрольных территориях ооновцев вообще не допустили к тем, кто содержится под стражей.
ООН фиксирует пытки и издевательства с обеих сторон конфликта.
Шокирующие истории
В ходе расследования правозащитники узнали ряд историй, происходивших по обе стороны линии соприкосновения.
На подконтрольной Украине территории оказалось достаточно примеров явных бесчинств.
«Приковали к сейфу и били током»
6 апреля 2015 года бывший член вооруженной группы был задержан дома вооруженными людьми в балаклавах. Не представившись и не предъявив ордер на обыск, они избили его, угрожали и обыскали дом.
Его отвезли в подвал, находившийся, по его мнению, на окраине Покровска (ранее – Красноармейск), где его держали без связи с внешним миром в неудобном сидячем положении, прикованным к металлическому сейфу.
Во время допросов его пытали, поливая водой лицо, применяя электрический ток и избивая по спине и почкам.
Его заставили подписать документы и сняли его признание на видеокамеру. 21 апреля 2015 г. его доставили в управление СБУ в Краматорске, где дали на подпись еще несколько документов. В ноябре 2015 года он был признан виновным в терроризме.
«Пять месяцев избивали в лагере «Правого сектора»»
10 января 2015 года житель Покровска, ехавший в своем автомобиле, был остановлен и задержан четырьмя вооруженными людьми.
Они доставили его в тренировочный лагерь «Правого сектора» вблизи Великомихайловки (Днепропетровская область), где держали в подвале, избивая дубинкой, в течение двух дней. Жертву удерживали без связи с внешним миром до 14 мая 2015 года, и в течение этого периода он подвергался жестокому обращению, стал свидетелем смерти другого задержанного.
В отношении виновников в настоящее время идет судебное разбирательство.
Часть историй от ООН имеют отношение к методам работы СБУ в зоне конфликта.
«Ударили ножом в пятку, чтобы не сбежал»
16 июня 2016 года двое мужчин в балаклавах совершили нападение на жертву у дверей его квартиры. Он выбежал на улицу, где два других человека ударили его по голове, душили, а когда он упал на землю, начали пинать ногами в голову. Жертве надели наручники, после чего затащили в микроавтобус и ехали куда-то 30-40 минут.
Когда микроавтобус остановился, сотрудник Харьковского областного управления СБУ допросил жертву о его знакомых, вступивших в вооруженные группы «Донецкой народной республики». Не будучи удовлетворенными ответом, сотрудники СБУ стали душить, пинать и наносить удары, угрожая при этом его семье. Когда жертва согласилась сотрудничать, сотрудники СБУ пояснили, что его отвезут на украинско-российскую границу и задержат за «контрабанду оружия».
На границе один сотрудник ударил его ножом в пятку, чтобы тот не смог убежать. После этого жертву отвезли в здание Харьковского управления СБУ и заставили заучить письменное заявление. Его «признание» было записано на видеокамеру.
Стал «корректировщиком» после электрошока
В другом случае военнослужащие ВСУ в ноябре 2016 года задержали мужчину у него дома в Нижнетеплом. Они обыскали его под дулом пистолета, избили, причинив стойкую боль, и подвергли удушению и электрошоку. Заставили его сделать на камеру признание в том, что он сообщал вооруженным группам информацию о позициях украинских войск.
Затем его отвезли в здание управления СБУ в Северодонецке, где допросили без присутствия адвоката и заставили подписать документы, чтобы ему была оказана медицинская помощь. После этого его доставили в больницу, но сотрудники СБУ пригрозили не жаловаться на жестокое обращение.
В настоящее время он находится на скамье подсудимых по обвинению в выполнении функции корректировщика огня для вооруженных групп.
На подконтрольной территории также распространено насилие, связанное с грабежом местных жителей силовиками.
«Начал водить дулом автомата по животу беременной»
В декабре 2014 года семеро мужчин в масках, вооруженных автоматами, среди которых было несколько бойцов одного из добровольческих батальонов, ворвались в частный дом в городе вблизи линии соприкосновения.
Один из них приставил нож к шее жертвы, которая была на восьмом месяце беременности, и сказал, что перережет ей горло, если она закричит. Он связал ей руки и ноги веревкой и заткнул рот тряпкой, смоченной машинным маслом, из-за чего она начала задыхаться.
Также он направил автомат на ее живот; водя по нему дулом, стал угрожать застрелить ребенка.
Пока один из нападавших требовал сказать, где лежат деньги и ценности, другой подверг ее сексуальным посягательствам, трогая грудь и половые органы под одеждой, а третий угрожал ей групповым изнасилованием. Во время этого тяжелого испытания жертва слышала, как в соседней комнате кричали ее родители, из-за чего она еще больше страдала, тогда как угрозы в ее адрес усиливались.
Забрав все ценности и деньги, нападавшие пригрозили, что расстреляют всю семью, если она сообщит об этом преступлении. В настоящее время нападавшие находятся под следствием.
Ситуация в «ДНР» и «ЛНР»
На неподконтрольных Украине территориях возможности собирать информацию сильно ограничены.
«Жертвы пыток, проживающие на территории, контролируемой вооруженными группами, неохотно рассказывают о пытках и редко дают согласие на обнародование информации о них, опасаясь мести и прямых угроз их безопасности», — говорят в ООН.
Но такие истории все же попали в доклад.
«Сломали ногу, помощи не оказали»
ООН задокументировала случай с российским блоггером, который был задержан вместе с женой у себя дома в Донецке 28 сентября 2017 года вооруженными людьми в камуфляжной форме.
Задержавшие подвергли его физическому насилию, в результате которого у него была сломана нога. Один из задержавших также пытался задушить его.
Жертвы были доставлены в здание «УБОП», где их по отдельности допрашивали в течение нескольких часов. В течение этого периода никакой медицинской помощи им не оказали.
Женщину отпустили в тот же вечер, а мужчину заставили подписать «уведомление» о том, что он задержан в порядке «административного ареста» по обвинениям в участии в террористической организации. 2 ноября 2017 года его отпустили.
Фамилия мужчины в докладе ООН не называется. Но, судя по всему, речь идет о гражданине РФ Романе Манекине, который с 2014 года живет в Донецке и активно поддерживает «ДНР».
В своем ФБ он подробно и неоднократно описывал, как его в сентябре 2017 года задержал «УБОП МВД ДНР» и более месяца он находился под стражей. По словам Манекина ему были предъявлены фейковые обвинение в подготовке к госперевороту, а реальной причиной задержания была информация об отставке «главы МВД ДНР», которую он разметил на своей странице в ФБ. По его словам, на допросах о госперевороте ничего не спрашивали. Интересовало лишь одно — кто сообщил информацию об отставке «главы МВД».
После поднявшегося шума в СМИ Манекина выпустили на свободу. Сейчас он проживает по-прежнему в Донецке.
Секретный объект «Изоляция»
ООН нашла семь свидетелей (трех женщин и четверых мужчин), которые содержались под стражей без связи с внешним миром в контролируемом вооруженными группами месте под названием «Изоляция».
Начиная как минимум с 2016 года, этот объект использовался «МГБ» и «УБОП» «Донецкой народной республики» для содержания мужчин и женщин, подозреваемых в «государственной измене», «подрывной деятельности» или сотрудничестве с СБУ.
Некоторые члены вооруженных групп «Донецкой народной республики», по сообщениям, также содержались на этом объекте. Сроки заключения были разными – от нескольких часов до года и более.
На этом объекте есть камеры, используемые для наказания (например, камера, в которой можно только сидеть, и камера, где можно только стоять). Охранники были одеты в камуфляжную форму без знаков различия и вооружены автоматами АК-47.
Чтобы задержанные всегда находились в изможденном состоянии, охранники заставляли их постоянно выполнять физическую работу.
Из-под обстрелов людей не выселяют
В ООН говорят, что военные по-прежнему размещают свои объекты на территории жилых массивов, подвергая риску гражданское население.
Кроме того, ни украинская, ни противная сторона не занимаются отселением гражданских с линии соприкосновения, где отсутствуют минимальные условия для жизни.
«Некоторые жители Опытного (контролируемого правительством) и части «ничейной земли» в Южном сообщили, что они хотят перебраться в более безопасное место, однако власти ни разу не предлагали надлежащий альтернативный вариант их размещения», — говорится в отчете.
ООН также заявила, что в законе о реинтеграции Донбасса, который находится в Верховной Раде, не хватает четкости в вопросе обеспечения защиты прав и свобод населения неподконтрольной части Донецкой и Луганской областей.
У Миссии вызывают обеспокоенность нормы закона, которые предусматривают непризнание выданных на неподконтрольных территориях документов. В ООН призвали продолжить практику признания фактов рождения и смерти.
«Порошенко давит на судей»
В зоне конфликта преследуют судей, которые выносят решения в пользу людей, сотрудничавших с боевиками, говорится в отчете.
Так, судья Заречного суда Сум сообщил о преследованиях со стороны «гражданских активистов» в ответ на оправдание бывшего сотрудника СБУ, обвиняемого в присоединении к сепаратистам.
В другом эпизоде судья попал под следствие после вынесения оправдательного приговора бывшему начальнику Краматорской городской полиции. Тот обвинялся в оказании поддержки боевикам.
В ООН также обвинили в давлении на суд лично Петра Порошенко. Речь о деле пограничника Колмогорова, который застрелил гражданское лицо. Суд оправдал его при активном участии радикалов и властей.
Вот что по этому поводу сказано в докладе:
«Глубоко обеспокоены освобождением 6 ноября 2017 года военнослужащего
Государственной пограничной службы, который был осужден судом первой инстанции за
убийство гражданского лица в 2014 году и приговорен к 13 годам тюремного заключения. Его освобождению предшествовала широкая информационная кампания политических деятелей в поддержку обвиняемого, в которой были искажены факты дела… Кроме того, президент Порошенко выступил с публичным заявлением в поддержку обвиняемого. Такое давление является показателем вмешательства в деятельность судебной системы и может демотивирующе сказаться на будущих расследования грубых нарушений международного права в области прав человека или международного гуманитарного права, совершенных сотрудниками силовых служб».
«Сажают за репост в соцсетях»
В ООН говорят, что в Украине продолжило усугубляться положение в сфере свободы мнений.
«Управление с тревогой отметило факты широкого толкования и применения положений Уголовного кодекса, касающихся терроризма, в инициированных СБУ уголовных делах против украинских работников средств массовой информации, журналистов и блоггеров», — говорится в докладе.
В «ЛДНР» ситуация крайне тревожная — там практически нет возможности высказывать и публиковать критические мнения о действующей там власти.
В остальной Украине же ООН обеспокоена «применением и широким толкованием положений Уголовного кодекса … против украинских работников средств массовой информации, журналистов и блоггеров, публикующих материалы, или делающих посты или репосты в социальных сетях, на которые Служба безопасности вешала ярлык «антиукраинских»».
В течение отчетного периода по меньшей мере трое лиц были арестованы и взяты под стражу, а еще одно было осуждено и получило условное наказания на основании репоста, который оно сделало в социальных сетях, говорят правозащитники.
В ООН также считают нарушением прав человека приговор журналистам Васильцу и Тимонину, которых осудили на 9 лет за якобы настройку YouTube-канала «Новороссия ТВ».
Беспредел радикалов
В ООН отметили факты насилия со стороны праворадикальных групп. По мнению организации, они силовым путем навязывают свое мнение остальным и при этом остаются безнаказанными.
«Мы отмечаем рост числа проявлений нетерпимости, в том числе угроз насилием, со стороны крайне правых групп, действия которых направлены на подавление публичного выражения мнений … . Имевшие место акты насилия в основном остались безнаказанными», — резюмируют в ООН.
Закон об образовании сужает права
Новый закон об образовании в ООН считают нарушающим права человека.
«ООН предостерегает, что усиление позиций украинского языка не должно осуществляться за счет языков национальных меньшинств. Организация призывает правительство Украины обеспечить соблюдение прав национальных меньшинств без дискриминации», — говорится в отчете.
По мнению правозащитников, новый закон об образовании имеет более ограничительный характер, нежели предыдущий — национальные меньшинства не имеют возможности обучаться на родном языке, кроме как на начальном уровне образования.
«Руководящие принципы ЮНЕСКО в отношении языков и образования гласят, что образование на языках национальных меньшинств должно охватывать начальное обучение и его следует, по возможности, осуществлять до последней ступени образования», — говорится в документе.
Обучение на родном языке должно продолжаться от шести до восьми лет, и даже больше, когда это возможно, рекомендуют в ООН.
«УВКПЧ обеспокоенно тем, что новый закон может привести к повышению напряженности в украинском обществе», — резюмировали в организации.