10 января арабский телеканал Al Jazeera опубликовал на своем сайте 95-страничный текст приговора Краматорского райсуда от 28 марта 2017 года харьковчанину Аркадию Кашкину.
Это один из самых упоминаемых вердиктов суда времен Украины после Евромайдана. Благодаря ему была произведена спецконфискация и зачисление в бюджет $1,5 млрд средств со счетов десятка кипрских оффшорных компаний в украинских банках. Все они называются действующими властями «общаком Януковича».
В Украине этот документ ранее был засекречен, как содержащий государственную тайну. Его публикация была признана угрозой, противоречащей национальным интересам Украины. Все попытки узнать его содержимое блокировались силовиками. Считалось, что Генпрокуратура, которая обосновывала необходимость конфиденциальности приговора, закрыла все щели для придания его огласке.
Лишь «Стране» удалось еще в конце апреля 2017 года найти и опубликовать его часть, из которой, впрочем, было понятно что и у кого на самом деле конфисковали.
За эту публикацию в Генпрокуратуре нам даже грозили уголовным преследованием.
А в начале этого года полный текст скандального документа с грифом «совершенно секретно» все же просочился в СМИ. Причем формально все обставляется так, будто к этому «сливу» оказались не причастны граждане Украины или государственные органы нашего государства. Огласка последовала с арабского «Острова», как переводится название катарского телеканала Al Jazeera. Обнародованные им документы действительно носят скандальный характер.
Наивно полагать, что публикация на Al Jazeera подоплеки спецконфискации капиталов якобы экс-президента Украины Виктора Януковича стало результатом многомесячных наработок журналистов телеканала.
Эта тема бесконечно далека от сферы традиционных интересов катарского СМИ.
Поэтому, скорее всего, эти сведения были получены из Украины, вероятно, при посредничестве влиятельных сил за пределами нашей страны, к мнению которых руководители Al Jazeera прислушиваются.
«Страна» разбиралась, что это могут быть за силы, какие тайны скрывали в тексте приговора харьковскому «фунту» и каким образом его обнародование повлияет на ситуацию вокруг «общака Януковича» и не только.
Эпизод первый. Сделка Фукса и Онищенко
7 января Al Jazeera обнародовала фильм-расследование, комментариями к которому отметились ряд топовых представителей отечественного истеблишмента и vip-силовиков.
Источник видео: youtube.com/Al Jazeera English
Его сюжет основывается на деталях скандала, который уже описывался на страницах «Страны» в ноябре прошлого года.
Напомним, что два месяца назад за десятую часть так называемого «общака» Януковича «весом» в $157 млн. сошлись в клинче Генпрокуратура и НАБУ. Оба ведомства заявили свои «права» на дважды арестованные в рамках различных уголовных дел активы кипрского оффшора Quickpace Limited в «Ощадбанке». В процессе скандала выяснилось, что силовые ведомства расходятся в трактовках того, кто выступает конечным собственником (и контролирует) эту компанию. А главное — вскрылся факт того, что кипрский оффшор, на чьих счетах были арестованные активы, за время расследования мог сменить владельцев.
Его с громадным дисконтом (всего за $30 млн.) пытались приобрести нардеп Александр Онищенко и недавно получивший украинское гражданство бизнесмен из России Павел Фукс. По версии Al Jazeera, переговоры о покупке этот тандем вел с опальным олигархом Сергеем Курченко.
Представители Фукса и Онищенко составили текст предварительного соглашения о распределении функциональных обязанностей между собой. Его вариант, датированный сентябрем 2015 года, и стал первым эксклюзивом арабского СМИ в истории об «украинской коррупции».
Из текста «договора» следует: они будут предпринимать меры по снятию ареста со счетов Quickpace Limited. Прямо об этом в «понятийном соглашении» речь не идет, но вероятно для этого партнеры намеревались воспользоваться своими связями в высших эшелонах власти в Украине.
Заметим, что подписей сторон в обнародованном соглашении нет. И как писала «Страна», из материалов украинского реестра досудебных расследований известно — в октябре 2015 года между Онищенко и Фуксом составлялась новая «понятийка». Которая, впрочем, также не является юридическим документом.
Невзирая на это, ею заинтересовались правоохранители. Известно, что данный текст имеется в распоряжении детективов Антикоррупционного бюро. Однако, о чем говорится в обновленном соглашении — пока неизвестно.
У арестованного оффшора сменился владелец
Сам Онищенко в комментарии нашему изданию утверждал, что сделка о приобретении оффшорной компании с его участием так и не была завершена. Аналогичную позицию он занял и в беседе с журналистами катарского СМИ.
Впрочем, корреспонденты Al Jazeera ставят слова опального нардепа под сомнение. Со ссылкой на данные НАБУ и одного из кипрских адвокатов, который занимался сопровождением сделки, они утверждают — продажа Quickpace все же состоялась. В пользу этого приводится два довода.
Первый. В распоряжении Al Jazeera оказалась платежка на $2 млн, которая оценивается ими как первый взнос в покупку кипрского оффшора с замороженными миллионами долларов на счетах.
Второй. Сведения Кипрского реестра, согласно которому в августе 2015 года у Quickpace Limited дважды изменился официальный собственник. Сообщение об этом было подано в уполномоченные органы 29 сентября 2015 года. Сегодня владельцем компании Quickpace выступает кипрская структура Evermore Property Holdings Limited. Которая, в свою очередь, является собственностью Dorchester International Incorporated. И по версии «арабских журналистов» замыкается на персоне Павла Фукса.
В итоге, имеем сразу несколько вариантов событий.
Согласно одному из них, сделку о приобретении Quickpace мог осуществить единолично Фукс.
Согласно второму — сделать это на паях с Онищенко. Но в таком случае у Генпрокуратуры не было никаких законных оснований конфисковывать средства со счетов Quickpace, тем более по «делу Курченко». И «права» на взыскание капиталов, в случае доказанности вины нардепа, должны быть исключительно у подчиненных Артема Сытника и Назара Холодницкого.
Возможен и третий расклад: бизнесмены планировали покупку, но сделка в конечном счете так и не состоялась.
При этом возникают также вопросы о том, кто выступал продавцом, с которым начинали осенью 2015 года переговоры Фукс и Онищенко. Они в ряде аспектов остаются открытыми. В «ухвале» суда, по которой еще в 2016 году на активы Quickpace наложило арест НАБУ, ею значится компания Prontoservus Limited.
По версии Бюро, ее бенефициаром является экс-глава НБУ Сергей Арбузов. Между тем, в сюжете Al Jazeera этот оффшор связывают с Курченко.
Как бы там ни было, но переговорный процесс и вероятная продажа «токсичного» актива, счета которого находились под арестом, уже вызвал недоумение у юристов. Вот что пишет на этот счет бывший заместитель главы Администрации президента Андрей Портнов, подозревая наличие в действиях власть имущих преступной халатности:
Источник фото: facebook.com/portnov.andrey.ukraine
Впрочем, детали истории с попыткой смены владельца одной из десяти арестованных «оффшорок» представителей окружения «Семьи», меркнут по сравнению с информационной бомбой, обнародованной на сайте Al Jazeera 10 января.
В размещенных ими сведениях содержатся как минимум две сенсации. С потенциальной квалификацией случившегося в рамках Уголовного кодекса.
«Агенты» для легализации «общака Януковича»
Журналисты указывают на, возможно, преступную роль, которую играла в процессе «прихода» на украинский рынок денег на покупку облигаций для окружения Виктора Януковича инвестиционная компания ICU. У ее руля до назначения главой Нацбанка стояла Валерия Гонтарева, а сама брокерская фирма и сегодня в СМИ считается компанией, близкой к действующему главе государства.
Из расследования следует — брокеры отдавали себе отчет, что за капиталами, которые заводили в Украину при инвестировании в ОВГЗ кипрские оффшоры, стоят представители «Семьи» Януковича. При том, что источник происхождения этих колоссальных средств, владельцами которых сегодняшние власти называют Курченко и Ко, более чем сомнителен.
О роли ICU говорится в тексте приговора Краматорского суда (о нем ниже). Что, возможно, и было одной из основных причин его засекречивания.
Однако в ICU снимают с себя ответственность за случившееся. Исходя из обнародованных в СМИ комментариев брокеры настаивают — при покупке облигаций государственного займа в 2012-2014 годах их группа выступала исключительно в роли агента.
«Не было ничего необычного в том, что ICU выступила в роли брокера в сделке с государственными облигациями, являясь лидером на этом рынке», – заявили в группе.
В ICU добавили, что перед заключением договоров на брокерское обслуживание провели обязательную процедуру идентификации и финансового мониторинга в отношении покупателей ОВГЗ, которые были клиентами государственного «Ощадбанка».
«Цена, по которой компании приобретали ОВГЗ, согласовывалась напрямую без участия ICU… ICU не открывала для этих компаний никаких счетов и не работала с ними ранее. Роль ICU в данных сделках ограничивалась функцией агента», – подчеркнули в группе.
В тоже время, источник «Страны» в силовых структурах не исключает, что при смене политической конъюнктуры уголовные дела могут возбуждены и против представителей инвестиционной компании.
«Да, с одной стороны, в приговоре не указывается преступная деятельность ICU прямо, — говорит наш собеседник. — Там только лишь описывается, как они действовали в рамках договоров с инвесторами. Отсюда — и заявление ICU, мол, мы были только агентами. Но если деньги признаны преступными, все кто их проводили — это «мойщики». Просто это не пишется в приговоре, так как там был другой предмет расследования. Но в целом, исходя из текста приговора, можно, при желании, подвести дело под преступный сговор. И в перспективе все — от тех, кто давал добро на заведение инвестиций по линии финмониторинга и НБУ, и до брокеров и руководителей ICU могут быть привлечены к ответственности».
Под чем подписался «фунт Аркадий»
Не меньше сенсацией стал обнародованный Al Jazeera текст приговора Аркадию Кашкину, которым и была «освящена» спецконфискация средств со счетов 10 «кипрских» владельцев ОВГЗ, выпущенных украинскими властями.
Сам по себе этот документ содержит описание 8 преступных схем разворовывания государственных средств структурами корпорации «ВЕТЭК» Курченко (под патронатом Януковича) на общую сумму около 13 млрд грн. Изобличить которые (назвав сотни фиктивных предприятий) якобы и помог правоохранителями Кашкин.
Но выглядит его признание более чем спорно. Дело в том, что сам он признается в том, что его роль в ОПГ сводилась в передаче своих паспортных данных подельникам в обмен на $500. А двумя годами ранее при своем первом осуждении «фунт» подчеркивал — он не владеет никакой информацией о подноготной финансовых афер «Семьи».
Однако в ГПУ и суде предпочли поверить во внезапное озарение памяти харьковского мошенника мелкой руки.
Аркадий Кашкин, источник фото: racurs.ua
Еще более странно, что в сборную солянку приговора следователи и прокуроры смешали как банковские аферы «имени Курченко» (хищение средств «Укргазбанка», «Реал Банка», «Брокбизнесбанка», а также незаконное завладение средствами Аграрного фонда), так и эпизоды, где его причастность маловероятна либо сомнительна. В первую очередь, это касается истории с так называемыми «вышками Бойко», которой также нашлось место в решении Краматорского суда. Есть ряд вопросов и по трактовке махинаций, выявленных силовиками в «Нефтегазе», «Укргаздобыче» и «Укрнефти»…
Журналист Юрий Николов считает, что благодаря этому и «левым эпизодам» следствие пыталось объяснить, откуда у ОПГ Курченко-Януковича взялись миллиардные суммы (на которые они приобрели ОВГЗ от имени кипрских оффшорных компаний). То есть, занималось откровенной фальсификацией, и дело сшито белыми нитками.
В результате этого решение Краматорского суда представляет собой более чем сомнительный с точки зрения права документ. В тексте которого не содержится раскрытия конкретных механизмов работы преступной ОПГ, зато — содержатся противоречащие друг другу умозаключения.
«Сначала прокуроры распинаются, что офшорка «Quicpace» обслуживает преступную организацию Курченка, а в конце сами… ̶написали, что по другому их же приговору эта шарашка и пачка других «визнані такими, що входять до складу злочинної організації Януковича В.Ф.». А потом в следующем же абзаце написали, что по решению латвийского суда деньги на счетах «Quicpace» и других оффшоров «є майном, придбаним злочинним шляхом, мають злочинне походження, є частиною бюджету України, і пов’язані з розслідуванням злочинних дій Арбузова С.Г. та інших учасників злочинної організації Януковича В.Ф.»», — отмечает Николов.
Обнародование приговора могут подвести под статью об «измене Родине»
В Генпрокуратуре пока воздерживаются от комментариев ситуации с обнародованием текста приговора Кашкину. В ответ на просьбу «Страны» заместитель главы надзорного ведомства Евгений Енин пообещал сделать это 11 января.
По словам собеседника нашего издания с опытом работы в руководящих органах ГПУ, обнародование решения Краматорского суда могут попытаться квалифицировать как уголовное деяние. «Внести в ЕРДР могут. Либо как «измену Родине», либо как подделку документов», — говорит он.
Если это произойдет, неясно — каким образом украинские силовики собираются призвать к ответу арабский телеканал. Или доказать его спайку с некими отечественными недоброжелателями властей.
Потому высока вероятность того, что в настоящее время на Резницкой и Банковой все еще раздумывают над стратегией своих действий вслед за появлением совсекретного вердикта суда в открытом доступе. Ведь очевидно, что кто бы за ним не стоял, этот приговор может повлечь тектонические изменения в украинской политике.
Какие последствия будет иметь скандал
Главный итогом случившегося уже является факт того, что окружение действующего президента оказалось замешано в коррупционном скандале международного уровня. И получило два болезненных удара сразу по нескольким ведущим столпам власти.
Если перевести приговор Краматорского суда Кашкину на доступный язык, то юридическим фактом признано — брокеры близкой к Порошенко ICU помогли Януковичу, Курченко и Ко «завести» в Украину ранее украденные из бюджета миллиарды. То есть, инвестбанкиры во главе с Гонтаревой в 2012-2014 годах участвовали в схеме по хищению и отмыванию грязных денег. Которые затем были вложены в ОВГЗ.
С другой стороны, уже после Евромайдана чуткая к просьбам Банковой команда во главе с генпрокурором Юрием Луценко реализовала более чем сомнительную схему с подведением юридической основы по конфискации миллиарда у окружения предыдущего главы государства.
«Если бы я работал в вашем издании, то сказал бы так: «Глава Нацбанка завела грязные миллиарды «Семьи» в Украину, а генпрокурор их отжал», — комментирует ситуацию «Стране» источник в силовых стурктурах.
Очевидно, что за такой атакой, реализованной с подачи Al Jazeera, явственно прослеживается не «журналистский интерес». А целенаправленный «слив».
Пока все точки в поиске «застрельщика» коррупционного скандала века, по версии отдельных комментаторов, сходятся в здание на улице Сурикова. Где, как известно, находится офис Национального антикоррупционного бюро.
Об этом прямо заявил «Стране» нардеп Онищенко. «НАБУ работает в связке с Al Jazeera. Журналисты приезжали ко мне каждые три месяца, вели светские беседы о спорте, о коррупции в Украине, а в сюжете сделали вырезку того, что удобно было по контексту. И сами же в интервью признаются, что манипулировали и обвели меня вокруг пальца. Молодцы. Достойная работа», — отметил он.
К схожей версии склоняется и журналист Сергей Щербина. Он предполагает, что обнародование приговора Кашкину — лишь «первая часть Марлезонского балета». За которой последует новый укол — попытка легализации вердикта Краматорского суда с целью его дальнейшего использования.
«Ставлю на то, что бумагу вскорости пошьет в дело, например, НАБУ. Другого пути для этого, видимо, не было, так как документы формально надежно спрятаны ГПУ», — написал он в Facebook.
По словам собеседника «Страны» в прокурорских кругах, возможно и дополнительное использование «приговора Кашкину». Держатели «общака» могут с его помощью попробовать обжалования решения о взыскании со счетов оффшоров миллиардов. Прежде всего — в Европе.
Звон для Порошенко
Как бы там ни было, но пока выгодоприобретателем от возникшего скандала действительно выглядит Антикоррупционное бюро. А главной мишенью скандала выступает не столько окружение президента, сколько лично Петр Алексеевич.
Причем, как писалось выше, вряд ли НАБУ самостоятельно смогло бы решить вопрос о размещении в Al Jazeera материалов о такой далекой от Катара Украине.
Не исключено, что помогли западные попечители Бюро. Тем более, что расследование телеканала очень логично ложится в канву целой кампании, которая сейчас развернулась на Западе против украинской власти.
О роли Запада в этом скандале пишет и блогер Игорь Лесев.
«Заказчик, понятное дело, в США. Но это не окружение Трампа. Те вообще инертные на внешней арене, особенно со всем, что связано с Украиной. След ведет на старика Сороса и его Open Society Foundation», — считает Лесев.
И констатирует — обнародование материалов Al Jazeera означает, что в Украине фактически началась президентская кампания. При этом за океаном не планируют делать ставку на действующего главу государства.
«Петр Алексеевич загоняется в угол. Все это лепится, понятно, под 2019 год», — резюмирует журналист.
Источник фото: facebook.com/Игорь Лесев
С другой стороны, сам Порошенко и его конфиденты своей политикой во многом самостоятельно загнали себя в капкан.
«Вся эта спецоперация с конфискацией проводилась не на благо государства. Это был обыкновенный пиар, целью которой было получение информповода, но с соблюдением видимости процесса. Так появился Кашкин, пошла раскрутка в подконтрольных СМИ. Тема — «как здорово мы боремся с «попередниками», да ещё и наполняем бюджет, — говорит собеседник «Страны» в прокурорских кругах. — Вокруг приговора Кашкину все ломали копья, потому что было интересно, что в нем написано. Оказалось, что в нем несусветная хрень. Теперь пусть думают, как разгребать и отбиваться».
Источник: Страна