Через несколько часов после иннаугурационной речи Владимира Зеленского, в которой президент призвал правительство уйти в отставку, премьер-министр заявил — в среду объявит об уходе с поста.
Понятно, что он еще несколько месяцев будет руководить Кабмином, но уже с приставкой и.о. Наверняка в большей степени правительственные чиновники будут заняты подготовкой к выборам. Поэтому подвести итоги премьерства Владимира Гройсмана и его команды мы решили уже сейчас.
Сам себя не похвалишь…
Так сложилось в нашей стране, что практически никто из чиновников, подавая в отставку, не ругает себя и свою команду. Не стал исключением и Владимир Гройсман, в заявлении которого слышались предвыборные лозунги. Он нашел как минимум три повода похвалить себя и свое правительство за годы при власти.
«За все три года мы не допустили ни одного кризиса, никаких проблем, которые бы несли угрозу для нашей государственности и для Украины в целом», — «припечатал» он.
Гройсман рассказал, что на сегодня страна находится в хорошем состоянии: «Мы имеем валютные резервы свыше 20 млрд долларов. Мы имеем на Едином казначейском счете 57 млрд грн».
Премьер подчеркнул, что за эти три года удалось принять ряд фундаментальных решений: одобрить реформу децентрализации и повысить минимальную зарплату в три раза.
Как говорится, сам себя не похвалишь, никто не похвалит. Мы решили проанализировать и другие результаты работы этого Кабмина, чтобы получить более объективную картину премьерства Владимира Гройсмана.
Большие деньги
Многие украинцы не понимают, что такое ВВП и инфляция, и в первую очередь смотрят на курс доллара в обменниках. Даже многие политики говорят, мол, при премьерстве Тимошенко зеленый скакнул с 5 до 8 грн, а после бегства Януковича и прихода правительства Яценюка и вовсе улетел с 8 до 25 грн.
В этом плане Владимиру Гройсману повезло. Принял страну с курсом 25,5 грн, сдает с долларом по 26,2 грн. Случались взлеты курса до 28,5 грн в декабре 2017 года, но в целом ситуация была прогнозируемой – весной-летом гривна укреплялась, а осенью-зимой проседала. Тот факт, что за три года гривна по отношению к доллару потеряла всего 70 копеек, нынешнему правительству точно простят, тем более, что формально за курс у нас больше отвечает НБУ.
В то же время, при Гройсмане и компании экономика страны росла. Если учесть, что до него был провал, то это уже можно записывать в актив. Темпы, правда, были невысокими – 2,2-3,3%в год. С учетом, что развивающиеся страны растут на 4-6% ежегодно, такой слабый рост критиковали все без исключения эксперты.
Из достижений можно отметить снижение роста инфляции до однозначных значений. Но структурных дисбалансов нашей экономики побороть так и не получилось.
— Украина уже десятки лет живет в условиях экономического оксюморона, — говорит финансовый аналитик Алексей Кущ. — Посмотрим на характер нашей экономики: сырьевая, открытая, малая. Зависим от экспорта сырья и не имеем внутренних страховочных механизмов, а по причине малости — никак не влияем на мировую динамику. Здесь прямая корреляция темпов развития с динамикой мировых цен на сырье, в первую очередь на металл, руду, зерно и подсолнечное масло. Если бы в Украине правительство за последние годы создало модель развития, опирающуюся на внутренний рынок и третичный сектор экономики, вот тогда можно было и говорить об успехах.
Повышение зарплат
Еще один аспект работы, который любит ставить себе в заслугу правительство – это рост зарплат. При этом минималка растет ежегодно с 1 января административно-приказными методами. И таким образом фактически выводятся доходы из тени.
Еще в декабре 2016 года минимальная зарплата в Украине составляла 1600 гривен. С 2017-го правительство решило повысить этот показатель вдвое — до 3200. С января 2018 г. минимальная зарплата составляла 3723 гривны, а в этом году вышли на показатель 4173 грн.
Радуются в правительстве и росту средних доходов граждан. Мол, смотрите, как растет благосостояние населения! И к 2021 году даже обещают среднюю зарплату в 620 долларов. Однако со статистикой в этой сфере не все так просто.
Эксперты говорят, что как раз из-за увеличения минималки происходит так называемое «выбеливание» доходов. То есть доходы растут не так быстро, как видят это в правительстве. Потому как для статистики растет «белая» официальная часть, а «черная» конвертная – уменьшается. Доходы таки растут, но не теми темпами, о которых рапортуют в Кабмине.
Пенсионная реформа и монетизация
Кабмин Гройсмана запомнился также пенсионной реформой. Было сделано несколько безусловно правильных решений. Например, начали индексировать пенсии. Но почему-то приурочили это к выборам президента.
Также неоднозначным было решение повысить минимальный стаж, который необходим для выхода на пенсию. Формально пенсионный возраст не повышали, но трюк со стажем лишит в ближайшие годы права выхода на пенсию в 60 лет около половины украинцев.
Напомним, что с 2017-го каждый год норма стажа для выхода на пенсию увеличивается. С 1 января 2019-го на пенсию в 60 лет могут выйти только те, кто заработал как минимум 26 лет стажа. Остальным придется трудиться до 63 и даже 65 лет.
Украинцы, которые имеют 15 лет стажа, могут выйти на «заслуженный отдых» в 65 лет. Те, у кого стаж от 16 до 25 лет – в 63 года. Если он больше 26 лет – в 60.
Постепенно эти нормы будут повышать – на год каждый год, аж до 2028-го. Идея пенсионной реформы простая – тот, кто работал, выходит на пенсию вовремя. Если работал, но меньше 35 лет (к 2028-му), то заслуженный отдых переносится.
По сути, это будет повышение пенсионного возраста для половины населения. В министерстве социальной политики подсчитали, что в 2028-м только 55% выполнят требования по стажу для выхода на пенсию в 60 лет. Остальные будут работать до 63 и 65. Фактически количество украинцев пенсионного возраста, но без пенсий, будет расти с каждым годом.
Также в правительстве гордятся тем, что начали выдавать субсидии живыми деньгами. Хотя уровень оплаты коммуналки монетизированными субсидиями в Киеве составил около 75%. То есть, четверть граждан потратила деньги не по назначению.
Провалы Гройсмана
Сюда можно записать тарифную политику. Больше всего Владимир Гройсман не хотел повышать цену на газ осенью 2018 года. Однако МВФ поставил правительство в такую растяжку, что отказаться от этого условия премьер не смог. Ради кредита от Фонда, цена на газ выросла на 23,5%.
Следующее повышение должно было произойти с 1 мая этого года, но позитивная ценовая динамика на внешних рынках в итоге позволила заставить «Нафтогаз» снизить цену топлива на 30 копеек за куб. Но уже в июне газ снова подорожает. Как сообщают информагентства, «Нафтогаз» подготовил и разослал газораспределительным компаниям проект, которым предполагается на июнь увеличить цену на газ на 4,6%, или на 380 гривен — до 8627 гривен/тыс. куб. И это выше апрельского уровня.
Кстати, борьбу с «Нафтогазом» Кабмин тоже фактически проиграл. Вместо объявления открытого конкурса на должность главы газового монополиста, контракт с его действующим главой Андреем Коболевым был продлен на год. Воодушевленный этим руководитель «Нафтогаза» попытался увеличить зарплаты и бонусы руководства компании в полтора раза. Но пока что правительство не дает на это добро.
Будут вспоминать правительство Гройсмана и благодаря воздушным замкам, которые возводил его министр инфраструктуры Владимир Омелян. Он обещал построить в Украине Hyperloop и даже говорил, что ищет для этого инвесторов.
Год назад Кабинет министров утвердил Национальную транспортную стратегию Украины до 2030 года, в которой было много интересного. Например, пообещали полную замену подвижного состава «Укрзалізниці». Более того, средняя скорость поездов должна вырасти до 150 км/ч, что выглядит как фантастика.
Также в ближайшие годы в Украине пообещали построить 50 аэропортов. То есть на каждый областной центр у нас будет как минимум два. И это на фоне того, что к 2030 году, согласно все той же стратегии, украинцы будут путешествовать по миру при помощи гиперлупа. В общем, на фоне таких стратегий нынешнее правительство было сложно воспринимать серьезно.
Смех смехом, но пока что общий вердикт трем годам правления кабмина Гройсмана, на наш взгляд, лучше всего сформулировали в МВФ. В меморандуме Украины и фонда говорится:
«Усилия по созданию более динамичной, открытой и конкурентоспособной экономики не оправдали ожиданий. Инвестиции, особенно прямые иностранные инвестиции, сдерживаются сложной деловой средой, в то время как большое количество работников ищет возможности трудоустройства за границей, поскольку экономический рост слишком низок, чтобы доходы могли заметно сократить разрыв с региональными аналогами. Резервы восстановились, но остаются относительно низкими, в то время как экономика все еще уязвима для потрясений».
В целом, назвать Гройсмана плохим премьером, наверное, нельзя. Но и сказать, что его реформы были структурными, не получится.