Ухудшение экономической ситуации в стране и очевидная недееспособность коалиции все острее ставят вопрос о проведении досрочных парламентских выборов. После выхода из коалиции политсилы Олега Ляшко и откровенного дрейфа в сторону оппозиции «Самопомощи» и «Батькивщины», в Раде открыто начали готовиться к выборам уже весной следующего года, определяясь с союзниками и источниками финансирования.
Каждой твари по паре
«Правую» оппозицию в бой за власть поведет Игорь Коломойский, который не только обзавелся собственным проектом – «УКРОП», но и наладил непростые ранее отношения с Олегом Ляшко и Юлией Тимошенко. С днепропетровским олигархом связывают также обновленную партию «Видродження», рассчитанную на бывших избирателей Партии регионов на востоке и юге страны. Костяк «Видродження» – бывшие регионалы, которых курирует близкий к Коломойскому Виталий Хомутынник.
Основная же часть регионалов, без сомнения, пойдет под брендом «Оппозиционного блока», у которого тоже нет проблем с финансированием. Ринат Ахметов и Дмитрий Фирташ сделают все для того, чтобы усилить свои позиции во власти, изрядно пошатнувшиеся после бегства Виктора Януковича. И здесь не станет помехой даже их взаимная конкуренция.
Блок Петра Порошенко, «отобравший» у Сергея Левочкина бренд УДАР вместе с мэром Киева Виталием Кличко, пойдет на выборы в качестве партии власти, рассчитывая не только на админресурс, но и на голоса умеренного «оранжевого» электората, уставшего от войны, но не готового голосовать за бывших политических противников. Очевидно, что проблем с финансированием главная политическая сила страны тоже не испытывает, о чем свидетельствуют и завистливые комментарии оппонентов.
«Первым котел наполняет Александр Клименко. Собственно, ранее он уже спонсировал выборы Березенко в Чернигове, выделив на это порядка 5-6 млн долларов. Второй котел предвыборной кассы подбрасывает депутат Антон Герасимов. СМИ уже написали о том, что он как в колбасной лавке продает местные организации БПП — то в Мариуполе и в других прифронтовых зонах. Он и ранее занимался этим, продавая округа на прошлогодних выборах в Верховную Раду в Донецкой, Луганской областях. За каждый округ он брал по полтора миллиона долларов с представителей Оппозиционного блока. Ну и за третий котел ответственный Павелко, депутат от БПП, глава бюджетного комитета Рады и давний соратник господина Вилкула. Кто не знает, Павелко де-факто продал все комиссии и все округа в Днепропетровской области — опять же Вилкулу» — написал у себя в Facebook лидер «УКРОПа» Геннадий Корбан.
Впрочем, даже если данная информация и не вполне соответствует действительности, проблем с деньгами у президентской политсилы, имеющий все еще неплохой рейтинг, а также контролирующей Прокуратуру и СБУ, не будет. В стране достаточно желающих подставить плечо гаранту в обмен на прощение грехов или место в новой Раде.
Один в поле воин
Фактически, единственная политическая сила, не имеющая надежного источника финансирования в случае досрочных выборов – «Народный фронт» премьера Арсения Яценюка.
В настоящий момент окружением премьера контролируются ряд государственных энергетических и химических активов, из которых оно старательно вымывают средства перед приватизацией. Это, прежде всего, Центрэнерго и Запорожьеоблэнерго, а также главная «дойная корова» — Одесский припортовый завод (ОПЗ).
Наблюдательный совет ОПЗ весной возглавил Сергей Перелома, давний бизнес-партнер соратников Яценюка — Николая Мартыненко и Давида Жвании. Для чего на ОПЗ заводили своего человека, стало известно уже спустя месяц после изменений в набсовете. Депутат от Блока Порошенко Сергей Каплин обнародовал у себя на странице в Facebook фотокопии двух контрактов. Первый — на поставку аммиака в адрес малоизвестной Newscope Esates Limited (Лондон). Второй — на давальческую переработку природного газа с киевской компанией Газтранспроект.
Каплин связывает Newscope и Газтранспроект с бизнесменами, приближенными к премьеру. «Яценюк через компанию Newscope Estates Limited контролирует весь экспорт аммиака и карбамида с ОПЗ. Также заводить газ на завод пытается Сергей Тищенко — бизнес-партнер Сергея Пашинского, — написал нардеп. — Ежемесячно заработок на этой афере составляет до 100 млн грн».
Кроме того, Мартыненко контролирует ГП Объединенная горно-химическая компания. В эту структуру были собраны государственные титановые активы, которые ранее контролировал Фирташ: Вольногорский ГМК, Иршанский ГОК и Запорожский титаномагниевый комбинат.
Однако, очевидно, что такая «предпринимательская деятельность» не продлиться долго. Конкурс на приватизацию Одесского припортового завода может состояться уже в феврале 2016 года. Об этом в начале сентября во время пресс-конференции сообщил глава Фонда госимущества Украины (ФГИ) Игорь Билоус. После этого людям Яценюка придется уйти с предприятия.
Можно не сомневаться, что не задержаться долго они и на остальных госактивах. А других серьезных источников финансирования «Народного фронта» нет. Многолетний казначей партии Николай Мартыненко растерял значительную часть своего влияния, во многом основывающегося на связях с окружением Януковича. И если вспомнить проблемы Мартыненко со швейцарским правосудием, понятно, что необходимость поиска «замены» перед Арсением Яценюком стоит весьма остро.
Грабь награбленное
Окружение Яценюка вынуждено постоянно искать новые источники дохода. Мелкие услуги Коломойскому или Ахметову, которые премьер время от времени оказывает олигархам, очевидно, недостаточны для того, чтобы обеспечить партии финансовую независимость. Также в условиях отсутствия монополии на власть не работают традиционные для Украины откровенно коррупционные схемы. Попытки Пашинского продавать конфискованные нефтепродукты Сергея Курченко через близкого к группе «Народного фронта» бизнесмена Сергея Тищенко закончились громкими скандалами и небезосновательными обвинениями в коррупции.
В таких условиях в «Народном фронте» кто-то очень вовремя вспомнил про активы бывшего президента Виктора Януковича и его окружения. В настоящее лишь незначительная часть имущества беглого президента и его людей находится под арестом, при этом общая сумма наворованного может исчисляться десятками миллиардов долларов. Это вполне лакомый кусочек для «бедной» политической силы, которой придется изрядно потратиться чтобы пройти в следующую Раду.
14 сентября депутатами от «Народного фронта» Татьяной Черновол и Олегом Барной, считающимися «говорящими головами» Сергея Пашинского, был зарегистрирован законопроект №3025, предусматривающий специальный режим конфискации имущества Виктора Януковича и его окружения. Речь идет, фактически, о далекой от европейского права практике внесудебного изъятия имущества.
Идея депутатов вызвала негодование юристов и бурю возмущения у представителей фракции БПП, вполне оценивших «красоту игры». И первые, и вторые, не без оснований предполагают, что со временем все конфискованное придется вернуть обратно Януковичу по решению международных судов. Причем возвращать придется уже за счет государства, поскольку в то, что в украинских условиях конфискованное имущество дождется владельцев, не верит никто.
Кроме того, забрав в управление арестованные депозиты по всей стране, государство таким образом оформит долг банков перед одиозными вкладчиками в государственный долг Украины. В условиях, когда банки массово ликвидируются, такими действиями смогут воспользоваться мошенники. Вполне вероятна даже ситуация, при которой они будут сами будут организовывать подконтрольные аресты своих денег.
Дополнительной пикантности всей истории придает то, ради чего Татьяна Черновол готова подставить государство. Окружением Арсения Яценюка идея конфисковать «награбленное» без суда и следствия подается как восстановление справедливости, передачу имущества Януковича и бывших чиновников государству. На самом же деле, имущество планируют передавать вовсе не государству, а специально созданной структуре — Национальному агентству, которое будет под полным контролем Арсения Яценюка и его окружения.
Создание агентства предусмотрено другим внезапно появившимся законопроектом от 4 сентября 2015 года №3040 «Про Национальное агентство Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений», поданным от имени премьера. Текст документа доступен на сайте Верховной Рады, и он дает полное представление о том, для чего именно создается подобная структура.
Если следственные полномочия Нацагенства прописаны весьма скромно, то раздел, посвященный управлению конфискованным и арестованным имуществом, поражает как широтой познаний в этой сфере, так и предусмотрительно оставленным набором инструментов для злоупотреблений. Достаточно сказать, что, согласно тексту законопроекта, Агентству будет предоставлено полное право распоряжаться арестованным по собственному усмотрению, включая право продажи значительной части имущества. При этом в ведение Агентства попадет не только имущество и счета, конфискованные по «закону Черновол», но и все то, что арестовано в рамках уже существующих, вполне законных уголовных дел. А это, если верить спикерам Генеральной прокуратуры, более миллиарда долларов.
«Главой данного агентства Пашинский с Аваковым видели, конечно же, Елену Тищенко – бывшую супругу Сергея Тищенко, которая руководила управлением МВД, занимающегося возвратом украденных активов. Но ей после ряда скандалов пришлось пожертвовать. Тем не менее, никто, конечно же, не делает из этого трагедии. В любом случае, главой Нацагенства станет только человек лояльный премьеру, поскольку именно премьер-министр, согласно законопроекту, будет выносить кандидатуру главы Нацагенства на согласование правительства», — рассказал информированный источник в «Народном фронте», пожелавший остаться неназванным.
Впрочем, очевидная заинтересованность премьера и его окружения в принятии обоих законопреоктов может привести к тому, что найти 226 голосов для их утверждения не получится. Из публичных заявлений народных избранников ясно, что значительная часть депутатов коалиции не намерены голосовать «за», имея уважительную формальную причину – негативные комментарии американских и европейских партнеров.
Тем не менее, нет никакого сомнения в том, что окружение Арсения Яценюка приложит все усилия для того, чтобы все-таки провести неоднозначные законопроекты через парламент. Для «Народного фронта» это голосование все более очевидно превращается в последнюю баррикаду. Ведь в условиях стремительно падающего рейтинга проигрыш битвы за денежные потоки будет означать окончательный отход «фронтовиков» на второстепенные роли в политике.
Источник: СпецКорр