Delo.ua выясняло, как лидеры ЛДНР расценивают «формулу Штайнмайера» и видят перспективу урегулирования военного конфликта. Пока в Украине общественное мнение сводится к тому, что «формула Штайнмайера» невыгодна Украине и не в ее интересах, в ЛДНР, хоть и встретили согласование Украиной данной формулы с более или менее сдержанным для себя оптимизмом, все же не верят в то, что Украина пойдет на урегулирование конфликта на условиях «республик».
1 октября 2019 года члены Трехсторонней контактной группы по урегулированию конфликта на Донбассе — представители самопровозглашенных ДНР и ЛНР Наталья Никонорова и Владислав Дейнего, представитель Российской Федерации Борис Грызлов, а также представитель ОБСЕ Мартин Сайдик — подписали письмо представителя Украины Леонида Кучмы Сайдику, в котором украинская сторона выразила согласие с утвержденной 11 сентября 2019 года редакцией документа об имплементации так называемой «формулы Штайнмайера» в законодательство Украины.
Как известно, «формула Штайнмайера» представляет собой механизм поэтапной реализации ряда положений Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятого 12 февраля 2015 года. В нынешней редакции она предполагает, во-первых, проведение местных выборов в ОРДЛО. Во-вторых, вступление в силу в день голосования в 20:00 Закона Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО)» на временной основе. И, наконец, в-третьих, в случае признания ОБСЕ этих выборов соответствующими стандартам ОБСЕ и украинскому законодательству, вступление в силу этого закона на постоянной основе.
Уже 2 октября главы самопровозглашенных ДНР и ЛНР Денис Пушилин и Леонид Пасечник на своих официальных сайтах обнародовали Совместное заявление «О необходимости прямого диалога Украины с Республиками Донбасса в связи с подписанием «формулы Штайнмайера». Как следует из этого документа, его авторы полагают, что в общем подписанное 1 октября письмо — или так называемая «формула Штайнмайера» — является гарантией предоставления ОРДЛО особого статуса. По словам лидеров ЛДНР, Украина тем самым признала право граждан, проживающих в ОРДЛО, на самоопределение, а именно: на самостоятельное формирование органов правопорядка — так называемой «Народной милиции», судебной системы, на самостоятельный выбор языка, на собственную экономическую политику, а также на самостоятельный выбор форм интеграции с Россией.
При этом авторы заявления подчеркивают, что конечной целью властей самопровозглашенных ЛДНР является не только полное самоуправление, но и полное самоопределение.
Наряду с этим, из документа следует, что в частности его авторы видят механизм реализации подписанного 1 октября соглашения принципиально иначе, нежели руководство украинского государства. Так, по их мнению, местные выборы должны быть проведены, по меньшей мере, до восстановления контроля Украины над границей во всей зоне конфликта, указывая, что эта норма закреплена в пункте №9 Комплекса мер по выполнению Минских соглашений.
Кроме того, Пушилин и Пасечник настаивают на том, что все нормы новой редакции закона «Об особом порядке местного самоуправления в ОРДЛО» должны быть согласованы с ними как с руководством самопровозглашенных республик. При этом они отмечают, что некоторые положения нынешней редакции этого закона из него нужно непременно удалить, а некоторые, наоборот, обязательно оставить. А также подчеркивают, что в случае, если Украина примет этот закон в редакции, не согласованной с руководством самопровозглашенных ЛДНР, в ОРДЛО он юридической силы иметь не будет.
В тот же день — 2 октября — глава самопровозглашенной ДНР Денис Пушилин в ходе прямой связи с программой «60 минут» на телеканале «Россия 1» также изложил свое видение перспектив урегулирования конфликта в Донбассе в целом. Прежде всего, он отметил, что принятие «формулы Штайнмайера» действительно является началом нового этапа в этом процессе. Однако при этом он подчеркнул, что для окончательного прекращения конфликта Украина должна предпринять весь ряд шагов, описанных в Комплексе мер, при согласовании каждого из них с руководством ОРДЛО.
«У меня нет особого оптимизма по поводу общего хода этого процесса. Вряд ли он будет идти достаточно быстро и гладко. Ведь Украине выполнение Минских соглашений не выгодно. И, тем не менее, республики будут их выполнять, чтобы, в конечном счете, добиться полного самоопределения и признания этого факта международным сообществом», — заявил Пушилин.
1 октября 2019 года «министр иностранных дел» самопровозглашенной ДНР, представляющая «республику» в Трехсторонней контактной группе Наталья Никонорова сообщила о том, что наряду с письмом Леонида Кучмы к Сайдику представители республик подписали также еще один документ — так называемое «Особое мнение».
«Кроме того, что все стороны подписали это письмо, представители республик также подписали и Особое мнение. И только исходя из того, что положения этого второго документа будут учтены и выполнены, был подписан первый документ», — заявила Никонорова.
При этом она уточнила, что в общем в «Особом мнении» речь идет об определенных аспектах проведения амнистии и выборов, а также — особого статуса Донбасса, а, кроме того, о внесении определенных изменений в Конституцию Украины. «То есть, по сути, обо всем том, что описано в Комплексе мер и что должно быть реализовано при согласовании с представителями республик в ходе переговоров в Минске», — добавила она.
В тот же день Никонорова в комментарии изданию Gorlovka.Today изложила свое видение исходного пункта реализации «формулы Штайнмайера».
«В первую очередь должна быть проделана фундаментальная работа над текстом закона «Об особом порядке местного самоуправления в ОРДЛО». Следует отметить, что редакция тех норм, которые изложены в статьях 2-9, в целом соответствует основным принципиальным требованиям властей и граждан республик: право на собственную правоохранительную и судебную систему, собственную прокуратуру, закрепление статуса русского языка, установление особого экономического режима, а также — особого режима сотрудничества с Россией и договорных отношений с Украиной», — уточнила Никонорова.
День спустя — 2 октября — свою позицию по тому же поводу очертил для российской газеты «Известия» и «министр иностранных дел» самопровозглашенной ЛНР, представитель «республики» в Трехсторонней контактной группе Владислав Дейнего. Так, он отметил, что собственно соглашение от 1 октября — не более чем первый, чисто символический шаг в направлении формирования базы для последующего урегулирования конфликта.
«Эта база должна быть сформирована из целого ряда законов и нормативных актов, а также изменений в Конституцию. Речь идет не только о новой редакции закона «Об особом порядке местного самоуправления в ОРДЛО», но и о специальных законах, которые позволят провести выборы. Не говоря уже о том, что наряду с этим должны быть отменены все те законы и акты, которые противоречат Минским соглашениям», — заявил Дейнего.
Свое мнение по поводу особенностей проведения возможных выборов высказал также заместитель начальника Управления «Народной милиции» самопровозглашенной ДНР Эдуард Басурин. Он заявил, что граждане региона имеют право на собственную милицию, и что разоружение вообще не может состояться без согласия местных властей. По его словам, согласование «формулы Штайнмайера» действительно может стать началом процесса урегулирования конфликта, и выразил «сдержанный оптимизм» по поводу его перспектив. При этом он подчеркнул, что основным показателем того, как будут обстоять дела в действительности, станут действия украинской стороны в рамках запланированных мероприятий по разведению войск, что, как известно, является одним из первых условий урегулирования конфликта, описанном в пункте №2 Комплекса мер.
7 октября лидер движения «Новые скифы Новороссии» Александр Матюшин заявил о том, что выборы в ОРДЛО будут невозможны до тех пор, пока украинская сторона не выполнит всех предусмотренных Комплексом мер обязательств. В частности, он заявил о том, что действующая украинская власть должна «утихомирить» националистические группы в Украине, из-за которых он сомневается в том, что согласование «формулы Штайнмайера» в самом деле окажется отправным пунктом для проведения выборов в ОРДЛО.
«Дело в том, что на сегодня в Украине действует весьма мощная оппозиционная сила — объединение более или менее радикальных националистических групп, — которая активно протестует против выполнения обязательств, взятых на себя украинской властью, и, более того, угрожает Президенту Украины новым Майданом. И до тех пор, пока руководство страны не решит эту проблему, какие-либо его шаги в направлении реализации «формулы Штайнмайера» едва ли возможны», — заявил Матюшин. — Речь идет о комплексе базовых мер, которые в Украине никто не принимал на протяжении уже довольно длительного времени. И почему вдруг их таки примут к весне следующего года? Как это может произойти, если мероприятия по выполнению исходного условия — разведению войск — остаются на грани срыва?».
В свою очередь донецкий журналист и телеведущий Игорь Фарамазян также заявил о том, что не верит в реализацию «формулы Штайнмайера». По его мнению, в конечном счете, все шаги в этом направлении будут сведены к разведению войск, которое рано или поздно таки состоится, и размещению в демилитаризованной зоне миротворческого контингента. «На это украинская власть, в конце концов, даст свое согласие, и Донбасс это более чем устраивает», — заявил Фарамазян.
* * *
Таким образом, в ОРДЛО на сегодняшний день скептически относятся к тому, что подписание Украиной «формулы Штайнмайера» приведет к какому-то успеху в урегулировании ситуации на Донбассе. Особенно сомнительно это выглядит в свете того, что в «ДНР» и «ЛНР» подразумевают под предоставлением Донбассу «особого статуса». Исходя из заявлений лидеров непризнанных республик, это ни что иное, как признание полной или почти полной их независимости. А это значит, что, в конечном счете, параметры реализации «формулы Штайнмайера» будут зависеть, прежде всего, от того, как и в какой редакции в итоге будет принят закон «Об особом порядке местного самоуправления в ОРДЛО».