Член парламентской фракции «Европейской солидарности» (ЕС) жена бывшего генерального прокурора Юрия Луценко Ирина Луценко решила досрочно сложить депутатские полномочия. Теперь Верховная Рада должна одобрить ее решение. Что может помешать ей в этом, разбиралась «Страна«.
Казус Константиновского
По имеющейся информации, заявление было подано в аппарат парламента 1 ноября. «Насколько я знаю, она ссылается на состояние здоровья», — уточняет источник во фракции, попросивший об анонимности.
Ирина Луценко подтвердила слухи через свою страницу в Facebook. «Состояние здоровья не дает мне возможности работать в полную силу, а отлеживаться за спинами команды не привыкла», — отметила она в посте, добавив, что остается членом команды ЕС. Юрий Луценко на своей странице в Facebook написал, что у жены больное сердце. «Она перенесла серьезную проблему с сердцем. Такой диагноз не позволяет работать на избирателей с полной отдачей, как она это делала и в оппозиции, и при власти. Нет, это никак не связано с «версиями» переполненных желчью псевдоэкспертов. Хотя бы потому, что я уже 10 дней как закончил курс английского и вернулся в Киев», — написал Луценко, чье пребывание в Лондоне произвело большую шумиху.
При этом Луценко утверждает, что он и жена не думают уезжать насовсем из Украины, опровергая упорные слухи об этом.
Во фракции ЕС ожидают, что парламент не станет затягивать с вопросом Ирины Луценко, и голосование состоится на ближайшей пленарной неделе.
Возможны ли тут сюрпризы вроде тех, что случались в восьмом созыве, когда голосов депутатов под досрочное прекращение полномочий народного избранника не было? Например, такая ситуация была с народным депутатом Вячеславом Константиновским (внефракционный), который вопреки своему желанию (и заявлению о сложении полномочий) остался в парламенте до конца созыва из-за того, что Рада не поддержала его уход. Дело было в его округе №220, для которого у Администрации президента Петра Порошенко не было сильного кандидата. Если бы Константиновский ушел из Рады, там бы пришлось проводит выборы с непредсказуемым исходом.
Собеседник издания во фракции ЕС прогнозирует, что против воли Луценко в Раде держать не будут. В свою очередь, во фракции «Слуги народа», которая составляет монобольшинство в Раде, говорят, что заявление Луценко еще не обсуждалось — соответственно, решения на ее счет нет. «Давайте дождемся появления в повестке дня», — отметила заместитель главы фракции «Слуга народа» (СН) Галина Янченко «Стране». Другой замглавы фракции Юрий Мысягин готов пойти навстречу Луценко: «Как будет голосовать фракция — решим, а я не вижу проблемы в том, чтобы отпустить Ирину Луценко, если у нее проблемы со здоровьем. Тем более это не член нашей фракции», — отметил он «Стране».
Впрочем, в случае если Луценко останется с депутатским значком, но не будет посещать пленарные заседания, фракция Порошенко, имея официально 27 «штыков», на деле будет иметь точно одним меньше, что скажется обязательно на ее политическом весе.
Источник в ЕС намекнул, что фракции важно сохранять в рабочем состоянии состав целиком, чтобы ее голос был сильнее в сессионном зале.
Потеря ли уход конкретно Луценко для фракции партии Порошенко? Собеседник издания пожимает плечами: «Конечно, Ирина Степановна — опытный политик и супруга важного в раскладах человека, но вряд ли это удар по фракции. В последние месяцы она редко появлялась в Раде, какой смысл ей быть при мандате?»
В окружении Луценко бытуют разные версии причин того, что супруга экс-генпрокурора решила сложить мандат.
Одни говорят, что причина действительно в болезни. И не нужно искать какой-то другой подоплеки. Другие же говорят, что дело не только в болезни.
«Главная причина — Луценко и его супруга решили заканчивать свой почти 6-летний политический роман с Порошенко. И искать себе другого политического партнера. Сейчас в условном «майдановском» лагере обсуждается много новых проектов — и с Сенцовым, и с Саакашвили, и многих других. Юрий Луценко человек амбициозный и он полагает, что ему выгоднее сейчас отстраниться от «зашкваренного» Порошенко и начинать делать что-то либо свое, либо в кооперации с другими постмайдановскими политиками в расчете на участие в местных выборах или в досрочных парламентских. В эмиграцию, вопреки настойчивым слухам, Луценко вроде бы не собирается. Надеется отбиться от возможных уголовных дел или даже повернуть их себе на пользу — мол, реванш свирепствует. Но за границей супруги будут проводить немало времени. Официальная причина — необходимость лечения Ирины», — сказал «Стране» один из близких знакомых Юрия Луценко.
Вятрович и Карфаген
Если Луценко таки покинет Раду, первая в очереди на кресло в Раде 30-летняя бывшая замминистра энергетики и угольной промышленности по вопросам евроинтеграции, член наблюдательного совета НАК «Нафтогаз» Наталья Бойко. Она баллотировалась под номером 24 в списке ЕС (у Ирины Луценко был номер 15). На вопрос «Страны», готова ли Бойко перейти на работу в Раду, собеседники во фракции отвечают уклончиво, мол, это будет ее решение, о котором якобы пока неизвестно.
Сама она не ответила на вопрос издания об этом, отправленный через мессенджер.
На самом деле ее решения ждут многие, потому что в случае отказа от значка вместо нее зайдет следующий по списку ЕС экс-глава Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович, у которого неоднозначная репутация. Один из проводников декоммунизации в Украине скандально прославился призывами переписать историю и календарь страны, в частности, агитируя за фактический перенос празднования победы над нацистской Германией с 9 мая на 8-е.
При этом собеседник издания в партии Порошенко называет предпочтительным вариант Вятровича, потому что это на руку партии, которой нужно удерживать свой электорат, который в большинстве своем разделяет взгляды Вятровича. «Для сторонников ЕС это хороший сигнал, кроме того привлечет внимание колеблющихся», — полагает источник.
Однако политолог Кость Бондаренко утверждает, что Вятрович как оратор малоубедителен, а привычной запретительной манерой будет только вредить партии. «Это в институте нацпамяти у него были рычаги для форсирования близкой ему идеологии. А в Раде он будет требовать, образно говоря, разрушения Карфагена, помогая удерживать партию в ее узких электоральных границах. А любые идеи, облеченные в законопроекты, будут просто «тонуть» на уровне комитетов Рады. Если, конечно, на то будет воля спикера Разумкова и «слуг народа», — комментирует эксперт.