Ученых из Института физико-химической биологии МГУ обязали показывать ФСБ свои работы перед их публикацией. Об этом пишет журнал Nature со ссылкой на протокол заседания в этом институте, которое состоялось пятого октября.
«Помните, что текущие правила обязывают ученых получать разрешение на публикацию любой статьи, выступление на конференции или презентации», — говорится в протоколе. Это касается любых конференций и статей, как подготовленных для публикации в России, так и за рубежом. Как отмечает Nature, в стенограмме заседания говорится, что ученые должны получать разрешение, несмотря «на очевидную абсурдность ситуации».
Директор Института физико-химической биологии МГУ Владимир Скулачев отказался ответить на вопрос журнала относительно новых обязанностей ученых.
Научный сотрудник Института географии РАН Вячеслав Шупер рассказал, что подобные правила действуют и в других научных учреждениях в России. По его словам, получать разрешения на публикацию должны и географы в МГУ.
Как написал Шупер в номере газеты «Троицкий вариант» от 20 октября, ученые одного из институтов Уральского отделения РАН жалуются на то, что им приходится переводить на русский свои работы специально для проверки. Географ подчеркнул, что подобные правила предварительной проверки статей на наличие секретных сведений действовали в СССР.
Nature пишет, что новые правила были введены после того, как в мае 2015 года президент РФ Владимир Путин изменил список сведений, которые относятся к государственной тайне. «Путин расширил действие закона на любые научные изыскания, которые могут быть использованы для, как туманно говорится в документе, „новых продуктов“», — говорится в статье Nature.
В действительности, в подписанном Путиным в мае указе ничего подобного нет. Но в 2006 году Владимир Путин, который тогда тоже был президентом, сделал государственной тайной «Сведения о достижениях науки и техники, о технологиях, которые могут быть использованы в создании принципиально новых изделий, технологических процессов в различных отраслях экономики». Похожая формулировка была и в исходной версии закона, принятого в 1995 году.