Мы, конечно, знали, что живем небогато, но не настолько же! Пока власть из последних сил приближает нас к цивилизованному миру европейскими ценами и европейскими тарифами, зарплаты по-прежнему остаются африканскими. Госстат обнародовал статистику по доходам, и информпространство было в шоке: оказалось, что семеро из десяти украинцев живут менее чем на 7 тыс. грн в месяц.

Доходы и зарплаты: большая разница

Новые цифры Госстата, полученные в ходе выборочного обследования условий жизни украинских домохозяйств, позитивными назвать трудно, пишет КП в Украине. Оказалось, что в первом полугодии 2021 года общие доходы 69% украинцев не превышают 7 тыс. грн в месяц. Причем каждый четвертый-пятый (22,3%) живет на сумму менее 4 тыс. грн в месяц.

По данным Госстата, средний доход на душу населения среди наших сограждан распределился следующим образом:

до 3000 грн
8,3%;
3000-4000 грн
14,0%;
4000-5000 грн
18,0%;
5000-6000 грн
16,0;
6000-7000 грн
12,6%;
7000-8000 грн
9,7%;
8000-9000 грн
6,2%;
9000-10 000 грн
5,2%;
10 000-11 000 грн
3,0%;
11 000-12 000 грн
2,0%;
более 12 000 грн
5,0%.
Многие эксперты и СМИ поспешили поставить между доходами и зарплатами знак равенства, но это в корне неверно.

Дело в том, что доходы — это не только зарплаты, но и пенсии, стипендии и другие поступления. В частности, в данном опросе 55% опрошенных украинцев основным источником дохода указали зарплату, а 30% — пенсию. То есть, например, если в семье живут два пенсионера, у одного пенсия 3 тыс. грн, у другого — 4 тыс. грн, то их средний доход составляет 3500 грн, но никакого отношения к зарплатам это не имеет.

С зарплатами тоже все непросто. Допустим, есть молодая семья. Один из родителей работает и получает зарплату 15 тыс. грн, второй находится в отпуске по уходу за ребенком. В этом случае, несмотря на зарплату 15 тыс. грн, среднедушевой доход семьи составляет 5 тыс. грн, поскольку зарплату надо делить на троих.

А если вычесть налоги…

Но облегченно вздыхать и говорить, что в таком случае с нашими заработками все в порядке, не стоит. К сожалению, не в порядке.

Во-первых, в доход входят субсидии, проценты по депозитам, деньги от сдачи квартиры в аренду и другие поступления. И вот со своей зарплатой, а также со всеми этими выплатами и дополнительными суммами до среднедушевого дохода выше 12 тыс. грн дотягиваются всего 5% украинцев. И это как-то совсем не по-европейски.

Во-вторых, Госстат все зарплаты и доходы указывает до вычета налогов. То есть из этих сумм нужно как минимум вычесть 19,5% (18% — НДФЛ и 1,5% — военный сбор).

Учитывая это, получаем еще более мизерные суммы. Оказывается, что 22% украинцев живут уже не на 4000 грн, а на 3220 грн. Причем каждый 12-й живет на сумму менее 2415 грн в месяц.

При этом нынешние 2400 грн — совсем не те, что были, скажем, год назад. Несмотря на то что тот же Госстат рапортует об инфляции с начала года всего на 8,5%, мы в последнее время привыкли больше доверять «своим бесстыжим глазам». А они говорят нам о том, что только продукты подорожали минимум на треть.

Что дальше?

Если подорожание жизни и волнует украинских работодателей, то лишь косвенно. Как показал недавний опрос, проведенный в сентябре-октябре 2021 года кадровым порталом Jooble, почти в половине отечественных компаний (48,9%) планируют в 2022 году увеличить зарплаты, но рост цен не является решающим аргументом.

Опрос показал, что чаще всего повышение зарплаты происходит по инициативе руководства, а самыми популярными причинами роста являются достижения на рабочем месте, повышение профессиональной квалификации, а также общее увеличение зарплат на рынке труда. Наименьшее влияние, согласно опросу, имеют рабочий стаж в компании и инфляция.

Эксперты, опрошенные «КП в Украине», прогнозируют рост зарплат в будущем году на 8-12% и отмечают: говоря в общем, предприятия будут придерживаться среднего темпа роста цен, который задает государство повышением минимальной зарплаты.

Но, говорит аналитик компании Esperio Александр Болтян, инфляция не станет единственным триггером для повышения заработных плат. Скажем, в сфере обслуживания (а это и продавцы в магазинах, и разнорабочие) стремительной динамики роста зарплат не предвидится. Можно прогнозировать, что работодатели этой сферы не станут увеличивать зарплатный фонд в период, когда велик риск падения торговых оборотов.

— В ближайший год смогут хорошо заработать те, кто будет организовывать свои службы доставки. Логистические компании, будь то перевозка мебели или доставка еды, являются сегодня хорошей возможностью организовать свой бизнес и стабильно работать, — отметил Болтян в комментарии «КП в Украине». — Высокооплачиваемые вакансии будут стабильно присутствовать для IT-сферы, управленцев, медицинского персонала частных клиник, маркетологов. Преимущественно будут расти зарплаты за ту работу, на которую есть спрос со стороны работодателей из других стран, то есть там, где конкуренция высока. Но это не касается тех, кто планирует уехать в Европу для работы обслуживающим персоналом — в Украине спрос на эту категорию работников небольшой.

В следующем году отечественный рынок труда будет стабильным с постепенным улучшением трудовых условий для населения, продолжает эксперт. По его словам, менталитет у нас таков, что в любые трудные для страны времена, будь то стремительная девальвация гривны в 2014-2015-м, или период пандемии 2020-2021-го, к новым условиям адаптируются обе стороны. И работодатель, и наемный работник стараются прийти к консенсусу и найти взаимовыгодные условия, при которых сотрудничество сохранится.

— Предприятия и бизнес адаптируются в будущем году под любые инфляционные всплески и постараются пересмотреть заработную плату в сторону повышения, — резюмировал Александр Болтян. — Во-первых, согласно исследованиям, конкурентность своих трудовых предложений стабильно мониторит порядка 70% отечественных работодателей. Во-вторых, учитывая трудовую миграцию в соседние страны, в компаниях прекрасно понимают, что темпы роста заработных плат нужно держать как минимум на уровне инфляции.

В ТЕМУ

Самые востребованные

По мнению Александра Болтяна, в топ-тройку сфер на рынке труда с перспективой роста зарплат в будущем году входят медицинский, образовательный и логистический сектора.

— Ситуация вокруг COVID лучше не становится, риски для здоровья персонала остаются высокими. Это означает, что медицинских сотрудников попытаются привлечь более высокими окладами, — аргументировал эксперт свой прогноз. — Образовательный сектор имеет перспективы роста, поскольку оказалось, что преподаватели могут работать онлайн. Не исключено, что это приведет к уходу педагогов из госучреждений, соответственно, росту спроса на них и росту зарплат. Что касается логистического сектора, то он перспективен, поскольку из-за пандемии люди все чаще пользуются услугами доставки.

Список от основателя компании Performance Managment Сергея Сарояна пересекается со списком коллеги: в него вошли медики, айтишники и управленцы в сфере логистики.

— Уже в будущем году спрос на медицинские факультеты вырастет, поскольку, по разным оценкам, к 2027 году Европе потребуется минимум 500 тыс. медиков, — говорит Сароян. — Информационные технологии сохраняют лидирующие позиции уже многие годы, и, согласно прогнозам, к концу десятилетия область разработки программного обеспечения вырастет на 22%, что означает создание более 300 тыс. новых рабочих мест со средней шестизначной зарплатой.

В тройку самых быстрорастущих сфер эксперт поместил и грамотных управленцев в сфере логистики. По его словам, периодические панические закупки, начавшиеся перед прошлогодними ограничениями, перевернули методы своевременной доставки, на которые долгое время полагался ритейл.

Что касается Украины, то у нас самыми высокооплачиваемыми останутся IT-специалисты и управленцы, говорит Сароян. А в будущем эксперт советует обратить внимание еще и на финансовый менеджмент. Ожидается, что в течение следующего десятилетия спрос в этой области вырастет на 15%.​

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущая статья10 продуктов, за которые мы серьезно переплачиваем
Следующая статьяВ Україні вода з-під крану безпечна, а з колодязів і свердловин пити не варто — еколог